Первый народный Maxwell. Обзор видеокарты Inno3D iChill GeForce GTX 960 Ultra и тестирование NVIDIA GeForce GTX 960 в SLI
Если верить статистике Steam (а ей вполне можно доверять — прим. автора), то самой популярной дискретной видеокартой, используемой в системных блоках пользователей, считается GeForce GTX 660. И в этом нет ничего удивительного. Основа адаптера — графический процессор GK106 — построен на очень удачной архитектуре Kepler. Это, а также очень разумный ценник (230 долларов США, или 8500 рублей) привели к тому, что 660-ая по праву стала народной видеокартой. С тех пор прошло больше двух лет. GeForce GTX 660 до сих встречается в продаже. За это время была выпущена GeForce GTX 760, обладающая чуть большей производительностью по чуть большей цене. И в NVIDIA решили, что пора выпустить нового народного любимца. Им призван стать графический адаптер GeForce GTX 960, построенный, как нетрудно догадаться, на прогрессивной архитектуре Maxwell и стоящий всего 200 долларов США. Согласитесь, звучит заманчиво! К тому же это третий 3D-ускоритель, выпущенный в рамках «девятисотой» линейки.
Первый народный Maxwell
Основой GeForce GTX 960 стал графический процессор GM206. Он произведен по 28-нм техпроцессу, включает в себя два кластера обработки графики. Согласно лекалам архитектуры Maxwell, в каждый такой GPC входит по четыре потоковых мультипроцессора SMM. А в каждый SMM — по 128 вычислительных блоков. В итоге получается, что GM206 оснащен 1024 CUDA-ядрами, 64 TMU и 32 ROP.
Чип имеет 128-битный интерфейс памяти. По умолчанию GeForce GTX 960 комплектуется 2 Гбайт памяти стандарта GDDR5, функционирующими с эффективной частотой 7010 МГц. Возможно, вскоре появятся версии с 4 Гбайт памяти.
Ниже приведена сравнительная таблица сразу нескольких графических процессоров. Как видите, кластеров вычислительной графики стало меньше, но в одночасье стало больше потоковых мультипроцессоров. Как мы уже знаем, подобное дробление в лучшую сторону сказалось как на производительности Maxwell, так и на его энергоэффективности. Плюс удалось значительно поднять тактовые частоты.
GK106 | GK104 | GM206 | |
Архитектура | Kepler | Kepler | Maxwell |
Используется в | GeForce GTX 660 | GeForce GTX 760 | GeForce GTX 960 |
Техпроцесс | 28 нм | 28 нм | 28 нм |
Кластеров вычислительной графики | 3 | 3 | 2 |
Потоковых мультипроцессоров | 5 | 6 | 8 |
CUDA-ядер | 960 | 1152 | 1024 |
Текстурных блоков | 80 | 96 | 64 |
Блоков растровых операций | 24 | 32 | 32 |
Частота GPU (Boost) | 980 (1033) МГц | 980 (1033) МГц | 1126 (1178) МГц |
Число транзисторов | 2,54 млрд | 3,54 млрд | 2,94 млрд |
Потребляемая мощность | 140 Вт | 170 Вт | 120 Вт |
Я уже не раз подробно описывал особенности архитектуры Maxwell. Не вижу смысла повторяться. Обратите внимание на тот момент, что, по сути, GM206 — это половинка GM204, установленного в GeForce GTX 980. Ведь «камень» флагмана состоит из четырех кластеров вычислительной графики, а потому имеет 16 потоковых мультипроцессоров, 2048 ядер CUDA, 128 текстурных блоков и 64 ROP.
Вторая в табели о рангах видеокарта NVIDIA — GeForce GTX 970 — имеет 13 SMM и, как следствие, всего 1664 CUDA-ядра, 104 текстурных блока и 64 ROP. То есть три потоковых мультипроцессора отключены. На мой взгляд, между GeForce GTX 960 и GeForce GTX 970 образовался достаточно большой «зазор» (в 640 CUDA-ядер, 40 TMU и 32 ROP). Поэтому рискну предположить, что вскоре NVIDIA порадует нас чем-то наподобие GeForce GTX 960 Ti с еще более сильно урезанным GM204. Например, с 10 SMM со всеми вытекающими.
Сам графический процессор GM206 имеет небольшую площадь и оснащен всего 2,94 млрд транзисторов. Для сравнения: GK104 имеет 3,54 млрд. Сам GPU получился продолговатым. История напоминает ситуацию с Intel, чипы которой с каждым новым поколением оказываются все продолговатее и продолговатее.
В итоге GeForce GTX 960 оказывается практически вдвое производительнее GeForce GTX 660 и чуть быстрее GeForce GTX 760. При этом потребляемая мощность видеокарты не должна превышать 120 Вт. Это еще одно положительное качество новинки.
NVIDIA позиционирует видеокарту как очень эффективное решения для гейминга в разрешении Full HD. При этом GeForce GTX 960 может стать хорошей основой и для HTPC, так как GM206 оснащен движком аппаратного кодирования-декодирования H.265 (HEVC). Есть поддержка HDCP 2.2.
Inno3D iChill GeForce GTX 960 Ultra
Сразу же стоит обратить внимание на то, что референса не будет. Поэтому на прилавках магазинов уже с завтрашнего дня появятся исключительно кастомизированные версии GeForce GTX 960. К нам в тестовую лабораторию прежде всех прибыла весьма продвинутая модель Inno3D. Чип видеокарты iChill GeForce GTX 960 Ultra работает на частоте 1329 МГц. Это на целых 206 МГц больше, чем у референса! К тому же разогнана и память — на 47,5 (190) МГц. В общем, iChill GeForce GTX 960 Ultra является претендентом на звание самой быстрой кастомизированной GeForce GTX 960.
NVIDIA GeForce GTX 960 (референс) | Inno3D iChill GeForce GTX 960 Ultra | |
Частота процессора | 1126 (1178) МГц | 1329 (1393) МГц |
Память | GDDR5, 2 Гбайт | GDDR5, 2 Гбайт |
Частота памяти | 7010 МГц | 7200 МГц |
Шина | 128 бит | 128 бит |
Интерфейсы | 1x DVI1x HDMI3x DisplayPort | 1x DVI1x HDMI3x DisplayPort |
Кулер | 2-слотовый | 3-слотовый |
Питание | 1x 6 пин | 2x 6 пин |
DirectX | 12 | 12 |
Рекомендуемая цена | $200 (14 000 рублей) | N/A |
Я хорошо помню, что во время анонса GeForce GTX 760 калифорнийцы установили рекомендованную стоимость на уровне 250 долларов США. Или 9000 рублей по тому курсу. Сейчас же «зеленые» просят за свою новинку всего 200 единиц американских денег, но уже 14 000 рублей. Получается, что в штабе NVIDIA используют курс на уровне 70 рублей за доллар. Ситуация печальная. Однако тут все зависит от нашего государства. Исправится положение дел в стране — подешевеют и компьютерные устройства.
Видеокарта упакована в достаточно красивой коробке. Устройство относится к серии iChill, а потому оснащено очень эффективной системой охлаждения HerculeZ X3 Air Boss, разработанной, если мне не изменяет память, совместно с компанией Arctic.
Комплектацию iChill GeForce GTX 960 Ultra можно охарактеризовать как богатую. В нее входят:
- так называемый Installation Kit, включающий краткое руководство пользователя, а также DVD с утилитами и драйверами;
- памятка по подбору блока питания;
- цифровая копия бенчмарка 3DMark Fire Strike;
- шестигранник для демонтажа вентиляторов;
- фирменная наклейка бренда iChill;
- переходник DVI-to-VGA;
- переходник с двух MOLEX на 6 пин;
- фирменный коврик для компьютерной мыши.
А вот и сама видеокарта! Как я уже говорил, устройство оснащено очень мощным кулером HerculeZ X3 Air Boss. Он состоит из трех вентиляторов. Дополнительный шарм устройству придает весьма грозного вида металлический кожух.
Оборотная сторона видеокарты снабжена металлическим бекплейтом. Он увеличивает жесткость конструкции, а также улучшает температурные показатели устройства.
Легко заметить, что HerculeZ X3 Air Boss значительно увеличивает размеры видеокарты. Во-первых, iChill GeForce GTX 960 Ultra будет занимать три слота расширения. Во-вторых, значительно увеличена и длина графического адаптера.
Согласно официальным данным, эталонная модель GeForce GTX 960 должна питаться от одного 6-пинового кабеля. Однако, чуть забегая вперед, скажу, что я уже успел познакомиться с пятью версиями этого адаптера от разных производителей. И у всех видеокарт была реализована иная схема питания. А на печатной плате iChill GeForce GTX 960 Ultra распаяно сразу два 6-пиновых коннектора.
Все GeForce GTX 960 оснащены одним разъемом для подключения гибкого SLI-мостика. Следовательно, на базе этого адаптера можно создать связку из двух устройств. Впрочем, мы еще поговорим об этом.
Интерфейсная панель может похвастать тремя разъемами DisplayPort, а также HDMI и DVI. Набор универсальный и, на мой взгляд, оптимальный.
Внутренняя сторона печатной платы дополнительно оснащена металлической пластиной, охлаждающей чипы памяти. Графический процессор распаян на достаточно большой квадратной подложке. Как мы уже выяснили, сам чип имеет гораздо меньшие размеры.
PCB видеокарты имеет весьма простенькую разводку. Добрая часть текстолита не задействована. Видны «посадочные места» для распайки дополнительных чипов памяти, дросселей и коннекторов питания.
Подсистема питания iChill GeForce GTX 960 Ultra распаяна ближе к I/O-панели. Она реализована через четырехфазную схему. Напомню, что в референсном образце GeForce GTX 980 используется пять фаз. Драйверы дополнительно охлаждаются небольшим радиатором.
Акселератор оснащен 2 Гбайт видеопамяти. Такой объем реализован за счет распайки четырех чипов памяти производства компании Samsung. Маркировка — K4G41325FC-HC28. Следует отметить, что у всех GeForce GTX 960, повстречавшихся мне, идентичная компоновка: два чипа на одной стороне печатной платы, два чипа — на другой.
Система охлаждения и разгон
В основе HerculeZ X3 Air Boss лежит массивный радиатор, состоящий из пяти теплотрубок. Так как GM206 имеет продолговатую форму, то непосредственно с чипом через медную подложку соприкасаются четыре теплотрубки.
Как показало тестирование, 120-ваттный «камень» для HerculeZ X3 Air Boss — что слону дробинка. Чип прогрелся всего до 42 градусов Цельсия!
Три вентилятора на расстоянии метра от тестового стенда «нажужжали» на 39,6 дБ. Это тихо. Однако производители уже приучили нас к тому, что видеокарты могут работать еще тише. Кстати, HerculeZ X3 Air Boss начинает вращать вентиляторами только при достижении определенной температуры GPU.
Видеокарта получилась очень холодной. Греться особо нечему. К тому же оборотная сторона iChill GeForce GTX 960 Ultra оснащена металлическим защитным бекплейтом.
Наглядный видеоролик, демонстрирующий процесс нагрева видеокарты.
NVIDIA позиционирует GeForce GTX 960 как «мечту оверклокеров». Так, по ядру карта должна гарантировано разгоняться до 1300 МГц, а в особо удачных экземплярах — до 1500 МГц. Память тоже должна без каких-либо проблем оверклокнуться до 7200 МГц.
Нас гарантированные 1300 МГц не интересуют, так как iChill GeForce GTX 960 Ultra уже работает на частоте 1329 МГц. Однако мне удалось разогнать GPU до 1409 МГц, то есть на 80 МГц. Оверклокнута у видеокарты и память — до 1800 (7200) МГц. Мне удалось увеличить этот параметр еще на 78 МГц. Результаты не рекордные, но надо понимать, что и сама Inno3D уже постаралась на славу.
3DMark Fire Strike Performance, баллы | 3DMark Fire Strike Extreme, баллы | |
1329/1800 МГц | 6393 | 6808 |
1409/1878 МГц | 3399 | 3614 |
Тестирование
Тестирование видеокарт проводилось по стандартной схеме. Методика более-менее обкатана, поэтому у нас есть возможность сравнить сразу несколько адаптеров друг с другом.
Измерение температуры видеокарт производилось при помощи профессионального тепловизора Fluke Ti400. Выражаем благодарность компании Fluke за предоставленное устройство, а также за содействие в совершенствовании тестовой лаборатории.
Тестовый стенд
Процессор: Intel Core i5-4670K @4,5 ГГц
Процессорный кулер: Corsair H75
Материнская плата: ASUS Z97-DELUXE
Накопитель: OCZ Vertex 3, 360 Гбайт
Блок питания: LEPA G1600, 1600 Вт
Периферия: Samsung U28D590D, ROCCAT ARVO, ROCCAT SAVU
Операционная система: Windows 8.1 х64
Анализ игровой производительности NVIDIA GeForce GTX 960
По уже сложившейся традиции изучение уровня производительности видеокарты я начну с анализа играбельности. Для этого я взял десять популярных современных игр, которые имеют достаточно высокую ресурсоемкость. Были выбраны наиболее тяжелые сцены, тестирование производилось в трех разрешениях: мейнстримовом 1920х1080 (Full HD), расширенном 2560х1440 (WQHD) и сверхтяжелом 3840х2160 (Ultra HD). На графиках ниже на протяжении определенного отрезка времени показан ежесекундный уровень FPS. Минимальное и максимальное значения выделены отдельно. По среднему FPS будет проводиться сравнение с остальными видеокартами. Допустимым уровнем комфортного времяпрепровождения будем считать показатель 30 FPS.
Напомню, что в Assassin’s Creed: Unity я задействую далеко не самые высокие настройки качества графики. Уж больно ресурсоемкой получилась у Ubi Soft эта игра. Так вот, в Full HD при заданных настройках качества графики с использованием GeForce GTX 960 была достигнута условная играбельность, так как FPS периодически опускался ниже отметки 25 кадров в секунду. Остальные разрешения, что абсолютно неудивительно, оказались абсолютно неиграбельными.
В Battlefield 4 новинка чувствует себя вполне комфортно в Full HD разрешении. В QWHD играбельность условная, FPS временами опускался ниже допустимого значения.
Bioshock Infinite не смог поставить серьезных задач перед GeForce GTX 960. И в Full HD, и в QWHD был продемонстрирован комфортный уровень FPS.
А вот в Crysis 3, наоборот, при заданных настройках качества графики поиграть не удастся ни в одном из разрешений.
Far Cry 4 тоже ставит перед «девятьсот шестидесятой» серьезные задачи. Если разрешение Full HD с натяжкой можно назвать играбельным, то в остальных режимах видеокарта потерпела полнейшее фиаско.
А вот GRID 2 легок на подъем! Даже в 4K наблюдается более-менее комфортный показатель кадров в секунду.
Metro: LL играбелен только в Full HD, однако в этой игре наблюдаются достаточно сильные перепады FPS. В Middle Earth – Shadow of Mordor наблюдается схожая картина.
Наконец, в Thief играть можно и в Full HD, и в WQHD. А в Tomb Raider — только в Full HD.
А теперь подведем итоги:
- гейминг в Full HD — хорошо. В большинстве случаев GeForce GTX 960 способна обеспечить играбельный FPS в играх при выставлении максимального качества графики;
- гейминг в WQHD — удовлетворительно. При максимальном качестве графики поиграть в современные игры, увы, не удастся. Однако для достижения комфортного уровня FPS можно прибегнуть к проверенной методике снижения таких параметров, как сглаживание и качество текстур;
- гейминг в Ultra HD — неудовлетворительно. Как говорится, no comments. С 2 Гбайт памяти и 128-битной шиной сюда лучше не лезть.
Вычисления
Теперь давайте изучим, на что способна новинка в вычислениях. Для этого я использовал стандартный набор бенчмарков и утилит.
Комплексный бенчмарк SPECviewperf 12 любит архитектуру AMD. Поэтому в том, что в большинстве случаев GeForce GTX 960 уступает своему прямому конкуренту — Radeon R9 285, — нет ничего удивительного. Единственный паттерн под названием maya-04 продемонстрировал превосходство архитектуры Maxwell на GCN 1.1.
Комплексная утилита CompuBench зафиксировала следующие результаты:
- в подтесте Video Composition GeForce GTX 960 оказалась медленнее Radeon R9 285 на 22,7%;
- в подтесте Ocean Surface Simulation GeForce GTX 960 оказалась медленнее Radeon R9 285 на 61%;
- в подтесте Face Detection GeForce GTX 960 оказалась быстрее Radeon R9 285 на 14,6%;
- в подтесте Particle Simulation — 64k GeForce GTX 960 оказалась быстрее Radeon R9 285 на 123,8%;
- в подтесте Bitcoin Mining GeForce GTX 960 оказалась медленнее Radeon R9 285 на 15,8%.
В CINEBENCH R15 протестированная видеокарта пусть и чуть-чуть, но оказалась медленнее Radeon R9 285.
Сравнение видеокарт
Давайте сравним производительность iChill GeForce GTX 960 Ultra в играх с другими видеокартами. Сама NVIDIA для своей новинки считает прямым конкурентом Radeon R9 285, основанную на графическом процессоре Tonga Pro. Этот адаптер также имеет 2 Гбайт видеопамяти на борту. Однако не стоит забывать, что в продаже до сих пор есть версия Radeon R9 280 с 3 Гбайт «мозгов» стандарта GDDR5. По сути, это переименованная Radeon HD 7950. При этом важно понимать, что рекомендованная цена Radeon R9 285 составляет 250 долларов США. То есть новинка NVIDIA на целых 50 условных единиц дешевле.
Ниже приведены скриншоты результатов, полученные в тестовой лаборатории NVIDIA.
А теперь давайте сравним адаптеры по результатам, которые были получены у нас. Как всегда, начнем с синтетики.
Реалии таковы, что вся информация о GeForce GTX 960, а также об уровне ее производительности утекла в Сеть задолго до официального анонса. Поэтому демонстрируемые результаты не стали для нас откровением. Да, «девятьсот шестидесятая» оказалась чуть быстрее GeForce GTX 760. Всё же главная фишка архитектуры Maxwell — это ее энергоэффективность. В то же время мы видим, что GeForce GTX 960 демонстрирует, в принципе, схожий уровень производительности с Radeon R9 285 и Radeon R9 280. Но при этом карта «зеленых» стоит дешевле, да и энергии потребляет значительно меньше.
Конечно, есть приложения, в которых лучше выглядит GeForce GTX 960. Например, такую ситуацию можно наблюдать в Assassin’s Creed: Unity. Однако в этом нет ничего удивительного, ведь всем известно, что игры Ubisoft «заточены» под работу с картами NVIDIA. Компании очень тесно сотрудничают в этом направлении.
Есть игры, в которых, наоборот, предпочтительнее выглядят решения AMD. Например, в Battlefield 4 и Radeon R9 280, и Radeon R9 285 оказываются быстрее GeForce GTX 960. Однако в этом опять нет ничего удивительного.
Однако в среднем можно смело заявить, что GeForce GTX 960, Radeon R9 285 и Radeon R9 280 обладают приблизительно одинаковым уровнем быстродействия в играх. В то же время вся эта троица заметно отстает от Radeon R9 280X и GeForce GTX 770.
Хочется обратить внимание, насколько сильно у GeForce GTX 960 проседает FPS при увеличении разрешения. Все-таки для «девятьсот шестидесятой» Full HD — это ее потолок. Для комфортного гейминга в QWHD нужен более производительный графический адаптер. Или массив SLI из двух таких видеокарт…
NVIDIA GeForce GTX 960 SLI Vs NVIDIA GeForce GTX 980
Всегда, когда в продаже появляется добротный Middle-end, опытный пользователь задается вопросом: «Что лучше: два средних адаптера или один, но флагманский?» Ответить на него достаточно сложно. Как мы уже выяснили, GM206 — это, грубо говоря, половина GM204. Следовательно, теоретически две GeForce GTX 960 должны обладать быстродействием на уровне одной GeForce GTX 980. К тому же рекомендованная стоимость одной «девятьсот восьмидесятой» составляет 549 долларов США. Так, покупка двух GeForce GTX 960 обойдется вам в 400 долларов. Однако следует понимать, что покупка GeForce GTX 980 — это гарантированная инвестиция в определенный уровень производительности. На быстродействие связки влияют драйвера, а также сами игры. Во-вторых, дуэт GeForce GTX 960 будет потреблять заметно большеэлектрической энергии. Если вас не смущают эти нюансы, то тогда вам, возможно, пригодится эта табличка. Результаты взяты для разрешения QWHD.
NVIDIA GeForce GTX 960 SLI, FPS | NVIDIA GeForce GTX 980, FPS | Прирост (пот отношению к NVIDIA GeForce GTX 980), % | |
Assassin’s Creed: Unity | 26 | 38,4 | -47,7 |
Battlefield 4 | 69 | 67 | +2,9 |
Bioshock Infinite | 91,2 | 85,58 | +6,2 |
GRID 2 | 94,67 | 100,79 | -6,5 |
Metro: Last Light | 35,33 | 33,92 | +3,9 |
Far Cry 4 | 25 | 35,8 | -43,2 |
Tomb Raider | 44 | 39,1 | +11,1 |
Табличка достаточно условная, так как для чистоты эксперимента нужно использовать референсные модели видеокарт. Однако в ряде случаев SLI-массив из пары GeForce GTX 960 может выступать в роли альтернативы GeForce GTX 980 и, тем более, GeForce GTX 970.
Вывод
Архитектура Maxwell не поражает нас быстродействием. По крайней мере, пока не поражает. Этому способствует сама NVIDIA, которая, как мне кажется, пока не реализует на всю мощность возможности этой архитектуры. Ибо незачем. Трио из девятисотой линейки дает чуть больший уровень быстродействия, нежели аналоги прошлого поколения. При этом энергоэффективность этих устройств находится на недосягаемом уровне. Я все еще уверен, что вскоре калифорнийская компания познакомит нас с 200+ ваттными графическими процессорами и задаст жару! Но это будет позже. А пока GeForce GTX 960 предстает в образе видеокарты, которая оказывается чуть быстрее GeForce GTX 760, но потребляет при этом заметно меньше энергии. Удел новинки — современные игры в Full HD. На большее она не способна, да и сами разработчики не закладывали иной сценарий использования этой новинки. Тем не менее, за 200 долларов США GeForce GTX 960, на мой взгляд, выглядит очень даже презентабельно. Карта в плане быстродействия схожа с Radeon R9 280 и Radeon R9 285, которые стоят на 50 долларов США. И если «красные» еще смогут снизить стоимость своего продукта, то уменьшить уровень потребляемой энергии (эдак ватт на 70–80) у них вряд ли получится. Поэтому видеокарта GeForce GTX 960 получает награду «Удачная покупка».
Что касается непосредственно модели iChill GeForce GTX 960 Ultra, то она показала себя с лучшей стороны. Тихая, холодная, очень быстрая (на фоне аналогов) — все эти эпитеты применимы к героине сегодняшнего тестирования. Пожалуй, пользователю перед покупкой придется самому себе ответить лишь на один вопрос: нужна ли ему такая монструозность для 200-долларового адаптера?
Видеокарта Inno3D iChill GeForce GTX 960 Ultra получает награду «Выбор редакции».
Inno3D iChill GeForce GTX 960 Ultra | |
Плюсы: | Минусы: |
Заводской разгон; | Кулер занимает три слота расширения. |
Тихая работа; | |
Эффективное охлаждение. | |
Тихая работа; | |
Эффективное охлаждение. |