19 ноября 2006 года вышла игровая приставка Nintendo Wii. Она относится к седьмому поколению консолей и является пятой по счету у Nintendo, придя на смену GameCube. Другое название приставки — Revolution. Революция заключалась в использовании беспроводных контроллеров Wii Remote и Wii MotionPlus, реагирующих на движения игрока.
В основе Wii лежал процессор Broadway, разработанный совместно с IBM. Чип базировался на популярной для игровых приставок того времени архитектуре PowerPC и работал на частоте 729 МГц. Всего же для Nintendo было произведено свыше 100 миллионов 90-нанометрровых процессоров Broadway. Приставка оснащалась 24 Мбайт памяти типа SRAM и 64 Мбайт GDDR3. Графический адаптер ATI Hollywood функционировал со скоростью 243 МГц. Плюс Wii оснащался накопителем емкостью 512 Мбайт.
Как видите, даже по меркам 2006 года Wii не могла похвастать достойными техническими характеристиками. Тем не менее, Nintendo удалось навязать конкуренцию и Sony PlayStation 3, и Microsoft Xbox 360. Правда, сами японцы постоянно открещивались от прямого сравнения консолей седьмого поколения. Кому-то может показаться удивительным, но Wii стала популярнее своих современников. Уже к октябрю 2008 года было продано свыше 34,5 миллионов устройств. Стоимость Wii с 250 долларов постепенно снижалась до 150 долларов США. Общая статистика неумолима: за июнь 2007 года консолей Nintendo в Японии было продано в шесть раз больше, чем PlayStation 3. В мае — в пять раз больше, в апреле — в четыре раза больше. В США цифры оказались не столь впечатляющими, но и там лидером оказалась Wii. В итоге за свой достаточно продолжительный жизненный цикл было распродано приблизительно 102 миллиона приставок Nintendo. PlayStation 3 и Xbox 360 продавались заметно хуже: по 84 миллиона устройств на каждую консоль. Рекордсменом же на сегодняшний день является культовая PlayStation 2. Эта консоль разошлась тиражом свыше 155 миллионов единиц.
Как известно, 15 ноября 2013 года вышла PlayStation 4. За два года было реализовано уже 29 миллионов устройств. С учетом того, что жизненный цикл игровой приставки в среднем составляет 6-7 лет, можно предположить, что по своей популярности четвертая «плойка» вряд ли опередит Wii. У Xbox One дела обстоят еще хуже.
19 ноября 2007 года компания AMD представила платформу Spider. В нее вошли видеокарты серии Radeon HD 3000, процессоры Phenom и системная логика 700-й серии. Все бы хорошо, но 65-нанометровые четырехъядерные «камни» полностью провалились. Во-первых, они по всем статьям уступали решениям Intel. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В то же время чипы AMD не могли побаловать пользователя хотя бы хорошим разгонным потенциалом. Так, в мире существуют единицы Phenom’ов, способных работать на частоте 4 ГГц. В-третьих, сразу после выхода у процессоров нашли критическую ошибку, приводящую к постоянному сбою в работе системы. Проблему решили путем выпуска специальной заплатки для BIOS. Однако она снижала и без того низкую производительность Phenom еще на 10-15%. В общем, эту серию центральных процессоров AMD можно смело назвать самой провальной за всю историю компании.
А вот видеокарты удались, хоть и не хватали звезд с неба. После покупки графического подразделения ATI линейка Radeon HD 3000 оказалась очень даже удачной. Особенно на фоне провальной Radeon HD 2000. Новые решения, производимые по 55-нм техпроцессу, составили достойную конкуренцию NVIDIA GeForce. Весьма привлекательными оказались ускорители среднего ценового диапазона Radeon HD 3850 и Radeon HD 3870. За топовый сегмент «красные» отправили воевать свой двухчип — Radeon HD 3870 X2.
Что касается системных плат, то набор логики 790FX получил 42 линии PCI Express. Чипсет поддерживал технологию CrossFireX и оперативную память стандарта DDR2-1066.
19 ноября 2010 года организация PCI-SIG утвердила стандарт PCI Express 3.0. Ключевой особенностью нового интерфейса передачи данных стала новая схема кодирования 128b/130b и увеличенная до 8 млрд передач в секунду (GT/s) скорость обмена. Напомним, что PCI Express 1.0 обладал производительностью на уровне 2,5 GT/s, а PCI Express 2.0 — 5 GT/s. При этом использование 128b/130b приблизило коэффициент полезной загрузки канала к 100%. Это на 25% больше, чем у предыдущих версий интерфейса с использованием схемы кодирования 8b/10b. Плюс PCI Express 3.0 обратно совместим и с первой, и с второй ревизиями PCI Express. Для большей наглядности приведем небольшую таблицу.
PCI Express 1.0, 1 канал (в одну/обе стороны) | 2/4 Гбит/с |
PCI Express 2.0, 1 канал (в одну/обе стороны) | 4/8 Гбит/с |
PCI Express 3.0, 1 канал (в одну/обе стороны) | 8/16 Гбит/с |
Сегодня в компьютерной технике очень многие интерфейсы и шины завязаны на PCI Express. Следовательно, чем больше линий (каналов) поддерживает платформа, тем выше ее итоговая функциональность. Например, интерфейс M.2 позволяет устанавливать накопители со скоростью до 32 Гбит/с. Такая пропускная способность обеспечивается за счет четырех линий PCI Express 3.0.