Игры в шпионов. Обзор Alpha Protocol
Название игры : Alpha Protocol
Жанр : Third Person Action / RPG
Разработчик : Obsidian Entertainment
Издатель/в России : SEGA/«1С-СофтКлаб»
Системные требования : Intel 2.4 GHz или Athlon 64 2 GHz, 1 Gb RAM,
GeForce 6800 GT/Radeon X1300, 12 Gb HDD, Windows XP/Vista/Windows 7
Похожие игры : Mass Effect, Mass Effect 2
Дата выхода : 1 июня 2010 года
Официальный сайт : www.alphaprotocol.com
Студию Obsidian Entertainment знает едва ли не каждый поклонник жанра RPG. Еще бы – именно она отвечала за аддоны к таким культовым сериям, как Neverwinter Nights 2 и Star Wars: Knights Of The Old Republic 2. Основанная выходцами из легендарной Black Isle она и сейчас продолжает развивать чужие франшизы – примером тому станет скорый Fallout: New Vegas. Впрочем, в последние годы сравнения Obsidian с «неграми» из Treyarch разработчикам порядком надоели и они решили попробовать себя в новом амплуа – создать собственную игру, которая поможет доказать всему миру, что и они очень даже «сами с усами».
Жанр для нового проекта был выбран, в принципе, удачный – шпионский экшен с элементами RPG. Вы только себе представьте опального Джейсона Борна или Джеймса Бонда, которые вынуждены доказать своему правительству, что их рано списывать со счетов. Смесь адская, а если добавить к этому возможность развивать своего героя и постоянно воздействовать на ход истории, то получается и вовсе очень привлекательный проект, который подпишет любой издатель. В роли последнего, кстати, выступила SEGA, которой в настоящее время новых франшиз как раз-таки и не хватает.
_
_
Начнем, пожалуй, с позитива, количество которого в Alpha Protocol оказалось куда меньше, чем того сулили предрелизные трейлеры игры. Действительно, в сюжетном плане экшен полностью полагается на игрока – многочасовые беседы нашего альтер-эго коренным образом влияют на то, что произойдет в ближайшее время на мониторе. В центре всей истории оказывается Майкл Тортон – человек, всего лишь хотевший служить своей родине. По иронии судьбы, первое же секретное задание оказывается для него официально последним – правительство предает шпиона и начинает охоту за ним. К счастью, программа «Alpha Protocol» оказывается настолько засекреченной и далекой от правительственных организаций, что Тортону удается наладить контакт с одним из ее представителей и получить шанс на реабилитацию.
Чтобы доказать свою невиновность, Тортону предстоит посетить три региона – Москву, Тайпей и Рим. Все эти локации, которые предлагают к выполнению по нескольку заданий, так или иначе связаны с могущественной корпорацией Hallbech, против которой и предстоит бороться опальному шпиону. Прообразом Hallbech, вероятно, послужила террористическая организация «Спектр» из бондиады – негодяи готовят в Риме крупный теракт, в России торгуют краденными ракетами, а в Тайпее замышляют убийство президента. Майкл Тортон постоянно вмешивается в планы организации, крадет ценную информацию, убирает важных людей, докладывает обо всем этом аналитику Мине из «Alpha Protocol» и пытается спасти себя от преследования правительства. Оформлены все похождения шпиона в форме флэшбеков, к котором мы постоянно возвращаемся в беседе с руководителем Hallbech, Генри Леландом.
_
_
Структура диалогов в Alpha Protocol явно подсмотрена разработчиками в Mass Effect – в качестве ответов игрок выбирает не конкретные реплики, а лишь направления дальнейшего разговора. Например, беседуя с Миной по видеомосту, Тортон может поинтересоваться ее делами, послать куда подальше, разузнать о предстоящем задании более подробно или просто сделать ей какой-нибудь комплимент. Казалось бы, мелочь – однако от выбора реплик в каждом разговоре зависит множество игровых событий. Иногда выбор реплики аукнется в первой же миссии, иногда мы вспомним о сказанном лишь спустя несколько часов. Отношения с той же Миной при правильном подходе могут перерасти в нечто большее – кроме того, каждая реплика формирует репутацию Тортона у собеседника. Чем выше репутация – тем лучше, так как бонусами служат разные полезные вещи – например, дополнительная броня во время выполнения миссий. Угодить всем и оказаться в «шоколаде» не удастся при всем желании – во-первых, разработчики запретили сохранение игры во время диалогов, чтобы игроки не искали самого лучшего варианта ответа; во-вторых, времени на ответ дается совсем немного – отвечать следует быстро, как, собственно, мы и делаем в реальной жизни.
В зависимости от того, что говорит Майкл Тортон в диалогах, строятся его отношения с различными организациями и людьми. Из-за того, что «слово – не воробей», в беседах приходится концентрироваться едва ли больше, чем при выполнении миссий. Правда, иногда разработчики допускают очевидные промахи – либо чего-то недоговаривают, либо пропускают логическую осечку. Тогда не остается ничего иного, как отвечать наугад. Часто это приводит к нежелательным последствиям, из-за которых общее впечатление от диалоговой системы оказывается смазанным. Впрочем, если учесть ту массу работы, которой удалось проделать в этой составляющей Alpha Protocol разработчикам, то их можно простить.
_
_
_
_
Ролевые элементы, естественно, проявляются и в развитии героя, который за взлом всевозможных замков и компьютеров, а также устранение врагов получает опыт. Тратить «экспу» следует на развитие десятков умений – обставлено это как и в Mass Effect. Имеется около десятка веток умений, которые позволяют Тортону овладеть стрельбой из пистолета, автомата, освоить рукопашный бой, стать более незаметным и научиться более свободно управляться с различной электроникой. Разумеется, лучше всего специализироваться на чем-нибудь конкретном – повышение уровня с выдачей очков развития случается не так уж часто, так что их следует беречь. Забегая немного вперед, из-за контуженного искусственного интеллекта советуем сразу развивать рукопашный бой, боевые искусства, техническую подготовку и стойкость. На выходе получите крепыша, способного в нужный момент отключить камеры слежения, который в случае тревоги подскочит к врагу и вырубит того мощным ударом в челюсть.
_
_
_
_
_
_
_
_
За исключением диалогов и развития героя, Alpha Protocol – это унылый экшен со слабой графикой и морем условностей, которые в 2010-м году совсем непривычно видеть в игре от известной студии. В основу экшена лег Unreal Engine 3, который свежим движком язык не повернется назвать. Ладно бы, если картинка была хотя бы на уровне Stranglehold, однако в руках Obsidian движок дает такую слабину, что играть просто становится тошно. Декорации лишены мелких деталей и напрягают глаз дешевым бампом поверхностей. Цветовая гамма не вызывает совершенно никаких эмоций и не несет никакой смысловой нагрузки. Физика, такое впечатление, отсутствует как класс – тела валятся в самых неестественных позах, а спрыгивать с балок и возвышенностей Тортону позволяют лишь в определенных местах.
_
_
_
_
На все это можно было бы закрыть глаза, если бы перестрелки оказались интересными, а прохождение миссий вызывало бы сложности. Но нет – забудьте о прятках в тени и пережидании патрулей, которые тут выполняют роль скорее статистов. Обзор камер видеонаблюдения легко вычисляется по цветным конусам, а вместо того, чтобы тратить время на ожидание разгуливающего охранника, куда проще подскочить и в секунду свернуть ему шею. Даже если тревога поднята, не спешите беспокоиться. Можно банально переждать суматоху в каком-нибудь углу – даже если возле одного из бодигардов свалился напарник с дыркой во лбу, спустя пару минут он как ни в чем не бывало вернется к своим пешим прогулкам по территории. Вариант второй – вступить в бой с обделенными интеллектом противниками. Провал случается только тогда, когда они зажимают Тортона в углу – в остальных случаях их легко одолеть. Однако радости от этого никакой – глядя, как те кидают гранаты себе под ноги и выбегают под пули из укрытий, ботов просто становится жалко.
_
_
_
_
Проблемы с дальнейшим продвижением по сюжету возникают лишь при встрече с боссами, которые оформлены в Alpha Protocol точь-в-точь как в классических аркадах. Разделавшись с пушечным «мясом», Тортон оказывается на свидании с важной персоной. Разговаривать по-хорошему ключевые террористы не хотят, поэтому их следует «разговорить» привычным способом – оружием. Как следует нашпиговав «шишку» свинцом и опустошив полоску хелс-бара босса, можем приступать к задушевной беседе. Разузнав всю полезную информацию, мы вправе решить, что делать с противником дальше – казнить или помиловать.
_
_
_
_
Глядя на окрестные скриншоты, можно подумать, что Alpha Protocol будет шустро бегать даже на компьютерах средней конфигурации. Куда там! Из-за того, что движок как следует не оптимизирован, игра умудряется тормозить даже на тех машинах, которые недавно выжимали все соки из Crysis и Far Cry 2.
Едва ли самым шокирующим моментом для многих станет первый вызов меню, в котором наш шпион совершает покупку снаряжения и добывает ценную информацию. Спустя несколько секунд, которых хватает на то, чтобы задуматься «а не завис ли компьютер?», выпадает страшная менюшка с кривым интерфейсом и угловатыми моделями. Мать моя женщина, почему это так долго грузится? Спросите у разработчиков.
_
_
_
_
Пару недель назад SEGA практически расписалась под своей капитуляцией – издательство не планирует выпускать продолжения Alpha Protocol. Разработчики, наверное, придерживаются того же мнения – техническая реализация проекта подкачала, причем очень сильно. Рекомендовать Alpha Protocol к ознакомлению мы можем лишь тем, кто ищет в играх чего-то нового в плане идей, но не технологий. Обратить внимание на шпионский экшен с ролевыми элементами стоит также тем, кому уже порядком поднадоели фэнтезийные приключения и научная фантастика. Если и то, и другое все еще продолжает доставлять удовольствие, то лучше еще разок пробегите Mass Effect 2 или Dragon Age: Origins – нервы целее будут.