Умная эволюция. Обзор стратегии Victoria 2
Название игры: Victoria 2 («Виктория 2»)
Жанр: Grand Strategy
Разработчик: Paradox Entertainment
Издатель/в России: Paradox Entertainment/«1С-СофтКлаб» (локализация – Snowball Studios)
Системные требования: Pentium 4 или Athlon XP 2.4, 1 Gb RAM, GeForce 6800/Radeon X850XT, 2 Gb HDD, Windows Vista/Windows 7
Похожие игры: Europa Universalis 3, Hearts of Iron II, Victoria: An Empire Under the Sun, Victoria: Revolutions
Дата выхода: 13 августа 2010 года
Официальный сайт: www.victoria2.com
Бархатная революция
Как и все глобальные стратегии Paradox, Victoria 2 – не что иное, как симулятор правителя державы, в котором игроку приходится заниматься политикой, развивать экономику, вести дипломатию и управлять положением страны на внутреннем и внешнем фронтах. Как и оригинальная игра, новый проект шведской студии посвящен столетнему периоду в истории человечества – с 1836-го по 1936-й год. Соединенные Штаты решают проблему с рабством, все еще царская Россия готовится к реформам, Пруссия и Австрия стремятся расширить свое влияние, Франция вместе с Англией активно развивают свои колонии – именно этот период истории нам доведется «прожить» в Victoria 2.
Первое, что бросится в глаза опытному «викторианцу» – значительное расширение возможностей управления выбранным государством и появление в стратегии всех удобств более поздних стратегий Paradox. Незаменимый планировщик заданий помогает не запутаться в войсках и в отрядах во время напряженной войны, щелчок по выбранной проблеме тут же выводит нужное окно, возможные результаты исследования незамедлительно появляются в углу экрана. Конечно, в таком масштабном проекте не обошлось без помарок, часть из которых наверняка будет поправлена ближайшими патчами. Например, чтобы понять, какое сырье имеется в избытке у государства, приходится продраться сквозь несколько меню, а для их сортировки – чуть ли не выполнить целый квест. Есть помарки и более серьезные, которые проявляются лишь на более поздних этапах развития – в данный момент ум не одного игрока наверняка занят решением проблемы восстаний, которые возникают непонятно откуда и как. Но все это, по большому счету, мелочи жизни, к которым поклонники глобальных стратегий чуть ли не привыкли.
Предоставив в качестве стартового выбора около двух сотен стран, разработчики отдали должное истории и условно разделили государства на три категории. Восемь могущественных стран, возглавляющих рейтинг, могут позволить себе все, что угодно – иметь сателлитов, прибирать к рукам ничейные земли, а также получают солидный бонус к числу дипломатов. Такие же возможности, за исключением продвинутой дипломатии, получили еще восемь стран. Остальные державы в значительной мере ограничены и могут попытаться расширить свои земли лишь встав «под крыло» какого-нибудь сильного соседа. За сильными мира сего, как правило, не заржавеет – пытаясь расширить сферу своего влияния, они охотно заключают военные союзы со всякой «мелочью». Если вдруг кто обидит, то повод для очередной войны будет отличный.
Играть в Victoria 2 немного легче, чем в оригинал. К счастью, достигается это упрощением модели игрового мира, а автоматизацией ряда процессов. Правителю государства не приходится носиться по провинциям и искать убыточные фабрики, а также лично назначать командующих каждой армии. Большинство рутины перекладывается на плечи искусственного интеллекта – он позаботится о продаже излишков сырья, закупит необходимые для производства материалы, сформирует кабинет министров и подготовит к подписанию важные документы. Игроку достается лишь принятие ключевых решений для государства, улаживание конфессиональных и правовых вопросов, ответы на послания соседних стран.
Единственное, в чем можно упрекнуть шведов – начать игру можно лишь с 1836-го года. Прокрутить время вперед и сразу приступить к подготовке к Первой Мировой или революции 1917-го года в России нельзя, приходится долго ждать. Дает о себе знать и автоматизация большинства процессов – сильно отклониться от истории выходит далеко не всегда, приходится фантазировать и искать методы противодействия различным сдерживающим факторам. Самым грустным стоит признать завершение игры в 1936-м году, когда колесо времени «замораживается» и выводятся результаты о мире на этот момент времени. Ведь добавь Paradox хотя бы 10-15 лет, можно было бы посмотреть на Великую Депрессию в США, торжество нацизма в Германии и лично принять участие в становлении Советской власти в России. Эх, мечты…
Benedicite!
Неважно, выберете ли вы карликовое государство, либо мировую державу — от забот будет не продохнуть. Правительство небольших стран борется за электорат, опасливо поглядывает на более крупных соседей и пытается избежать территориальных конфликтов с другими областями. Головы монархов забиты повышением авторитета сверхдержавы, растущим недовольством масс и множеством исторических событий, на которые следует незамедлительно реагировать. Paradox и наши локализаторы избавили игроков от унылых текстов, поэтому читать то и дело появляющиеся сообщения о событиях крайне интересно — они дополняют картину мира.
Прежде чем щелкать по какому-либо решению, следует несколько раз подумать о последствиях. Как правило, они проявляются спустя несколько лет и тогда уже поздно бить тревогу – думать надо было раньше. Например, российского царя то и дело будут оповещать о поблажках в образовании русских в каком-нибудь Тбилиси и недостаточном внимании к местным талантам. Внеся соответствующие изменения в систему образования, можно обеспечить равный доступ к знаниям для всех – это не замедлит сказаться на научном прогрессе. Однако спустя лет десять, когда придет сообщение о том, что в Грузии вспыхнуло национальное восстание, вы не раз себя пожурите за столь опрометчивое решение – вместе с образованностью у местного населения здорово повысилась самооценка.
Направить усилия народа в нужное русло, избежать дефицита какого-нибудь товара и подготовиться к войне можно с помощью «национальных приоритетов». В отличие от серии Europa Universalis, в Victoria 2 этот процесс гораздо тоньше, так как задавать национальную идею можно не всему государству, а отдельным провинциям. Количество «национальных приоритетов» зависит от мощи страны – большой «восьмерке» можно пользоваться несколькими приоритетами, остальным странам доступен лишь один такой бонус. С таким подходом трудно не согласиться – если в США существует огромное количество проблем и ей необходимо осваивать новые территории, то какому-нибудь Королевству Обеих Сицилий приходится решать куда меньше жизненно важных проблем.
Война в Victoria 2, как и в предшественнице, дело крайне трудное и затратное. Просто так напасть на соседа, пусть даже совсем крохотного, не позволят ни другие страны, ни народ. Пренебрегающих поводами для войны, которые, кстати, повышают престиж державы, неминуемо ждет падение правительства, восстания и незапланированное завершение игры. Поэтому действовать всегда приходится осторожно – порой на подготовку к пятилетней войне тратится едва ли не полтора десятилетия. Зато потом, помимо расширения территории, правителя ожидает почет народа и уважение соседей.
Отнюдь не меньше времени уходит на изучение обстановки – как на политической арене, так и на экономической. Например, в игре есть «кустари», которые способны выпускать промышленные товары даже там, где нет фабрик. При желании с ними можно разобраться с помощью силовых структур, но тут же задумываешься о том, стоит ли наступать на горло самому себе. Однако совсем уж без принятия волевых решений государю, как правило, не обойтись – если пустить все на самотек, то трон сохранить не удастся при всем желании. Не меньше компромиссов требует казна, которая постоянно пустеет, а займы все растут. Соблазн повысить налоги крайне велик, но любое перемещение соответствующего ползунка вызывает просто бурю недовольства со стороны разных слоев населения.
Как показала практика, вместо кровопролитных войн в Victoria 2 куда эффективнее активно использовать дипломатию и пытаться воздействовать на другие державы косвенным путем. Польза от такого подхода куда менее наглядна, зато позволяет сохранить власть и увеличить влияние выбранной державы. А это, пожалуй, самое важное – целью игры ведь является именно повысить положение государства в мире в 1936-м году. Впрочем, выбор за вами: сумеете за сто отведенных лет совершить крупное завоевание и при этом остаться на посту, значит, оказались в дамках.
Те, кто привык получать однозначные ответы, наверняка расстроятся вердиктом в отношении Victoria 2. Дело в том, что новую стратегию нельзя назвать поражающей воображение – и тем не менее, это отличный проект, потому что сложная для понимания игра стала немного проще, понятнее и красивее. Небольшие помарки, которые оказались видимы глазу после релиза, не в счет – их очень скоро уберут патчами. Следовательно, у поклонников самого «спокойного» жанра компьютерных игр появился новый кандидат на покупку.