Обзор игры Sid Meier's Civilization V
Название игры: Sid Meier's Civilization V
Жанр: Grand Strategy/ Turn-Based Strategy
Разработчик: Firaxis Games
Издатель/в России: 2K Games/«1С-СофтКлаб»
Системные требования: Core 2 Duo или Athlon X2 64 2 GHz, 2 Gb RAM, GeForce 7900/Radeon HD2600, 8 Gb HDD, интернет-соединение
Похожие игры: Sid Meier's Civilization IV: Warlords, Sid Meier's Civilization IV: Beyond the Sword, Sid Meier's Civilization IV
Платформы: PC
Дата выхода: 24 сентября 2010 года
Официальный сайт: http://www.civilization5.com
Время действовать
За всю свою почти девятнадцатилетнюю историю серия Civilization мало менялась, оставаясь верной традициям и своему создателю, Сиду Мейеру. Конечно, при желании можно вспомнить «пересадку» глобальной стратегии на трехмерный движок и появление в игре полноценных видеовставок, но все это, согласитесь, продиктовано исключительно техническим прогрессом — ростом мощности «железа» и требованием масс традиционных «хлеба и зрелищ». А вот концептуально серия Civilization год от года менялась мало — все изменения, произошедшие со времен оригинала, перечислят разве что самые преданные поклонники игры.
Именно поэтому, когда 2K Games дала добро на радикальные реформы, сотрудники Firaxis Games принялись с усердием избавляться от лишнего балласта и добавлять приятные мелочи. Например, кому сейчас нужна продвинутая дипломатия, контролирование налогов в собственном государстве и шпионаж? Вместо этого получайте возможность общаться с лидерами наций напрямую, красивый «туман войны», шестиугольники вместо квадратов и обычную картинку со словами из Библии при постройке очередного чудеса света. Не сказать, чтобы произведенные изменения Civilization V сократили «железные» аппетиты игры. Даже наоборот, стратегия стала более требовательной по отношению к ресурсам. На первых порах отсутствие рекомендуемого объема оперативной памяти можно даже не заметить, но в конце партии о мощности компьютера задумываешься не раз — расчет хода порой занимает по полминуты, а частота кадров заметно «проседает».
Независимо от того, каким путем вы собираетесь превращать немытое племя в процветающую цивилизацию, придется освоить необходимые азы дипломатии. По сравнению с предшественницами, нынешняя Civilization не столь тонка в отношениях различных государств. Избавившись за ненадобностью от обмена картами и технологиями, окно дипломатии предлагает лидерам наций совместно вложиться в какую-нибудь технологию, объявить войну друг другу или заключить договор против какой-нибудь державы. Причины отказа или принятия решения игрока другим лидером остаются за кадром, что, признаться, крайне разочаровывает — интересно ведь, почему Копенгаген согласился отдать свою провинцию, а Индия отказывается помочь против какого-нибудь государства-карлика, вроде Ханоя.
Еще пару лет назад система достижений (ачивментов) в Civilization звучала дико — это ведь не экшен какой-нибудь, в котором для получения заветной эмблемки достаточно убить из гранатомета трех врагов разом. Но поди ж ты — разработчики смогли органично вписать в игровой процесс различные звания, выдаваемые за успехи. Например, как следует из обширного списка достижений, для того, чтобы получить право называться Александром Македонским, необходимо к 350-му году завоевать все известные страны. Сделать такое довольно непросто — выделить на это время и силы смогут лишь опытные правители, которые умеют находить союзников даже в то время, когда собственное государство доставляет немало хлопот.
Кстати говоря, в Civilization V поглощение одного государства другим — не самый лучший вариант для развития. Жители оккупированных земель доставляют немало головной боли, так что наиболее оптимальным методом избавления от назойливого соседа становится постепенная аннексия. После взятия населенного пункта, который на протяжении нескольких ходов способен самостоятельно держать оборону и в буквальном смысле отстреливаться от врага, его можно сжечь или присвоить себе. Как вариант, никто не запрещает заслужить доверие соседей относительно мирными способами, благо, последние постоянно обращаются с различными просьбами. Построите вовремя железную дорогу, сотворите чудо света, поможете расправиться с варварами — электорат соседа у ваших ног.
Небольшие города-государства, расположившиеся всего на нескольких гексах, стали играть значительно б о льшую роль, нежели ранее. При умелом ведении внешней политики такие соседи, как правило, не доставляют хлопот, охотно подписывают соглашения об открытых границах и всегда готовы к совместным научным исследованиям. Но на поздних этапах их влияние становится куда более значительным — какая-нибудь Венеция способна в какой-нибудь момент перевернуть ход мировой истории, а голоса Дублина и Сеула могут оказаться решающими при избрании вас на очередной сессии ООН. В последнем случае, правда, придется избрать американский способ победы, то есть как следует проспонсировать государство-карлик.
Система «социальных ценностей», внешне напоминающая «прокачку» героя в ролевых играх — еще одно новшество Civilization V. Она пришла на смену привычным пяти сферам: типу правительства, религии, праву, организации труда и экономики. Теперь все гораздо проще, нагляднее и понятнее. Набрав достаточное количество «очков культуры», вы можете выбрать один из государственных курсов — традиции, свободу, честь, порядок, автократию и так далее. На первых порах доступны лишь первые из трех перечисленных выше, со временем число комбинаций вырастает до десяти. Кроме того, существует таинственный проект «Утопия», который сулит победу в партии всего лишь за освоение пяти веток «социальных ценностей». Универсальных комбинаций, к счастью, нет, поэтому приходится постоянно думать, по какому пути отправиться — учитывать следует множество факторов.
А вот традиционное для серии Civilization дерево технологий изменилось не сильно — отметить можно лишь возможность изобретения атомных боевых роботов, которая появляется в самом финале игры. Технологии, как правило, приходится изучать равномерно, так что совершить значительный рывок в какой-нибудь области науки тяжело. Особую ценность в таком случае приобретают ресурсы, клетки с которыми стоит захватывать незамедлительно. Сами по себе границы государств растут крайне медленно, всего по клетке за одну пятилетку. Если хватает денежных средств, то расширить территорию не проблема — за звонкую монету можно выбирать не только количество приобретаемых клеток, но и их расположение. В принципе, восполнить запасы продовольствия также можно за счет благоприятных отношений с соседями, которые охотно делятся ресурсами, культурой и войсками.
В отличие от обитателей стратегий студии Paradox Interactive, жители Civilization V не доставляют головной боли поднятием восстанием и государственными переворотами. Однако следить за их потребностями и удовлетворять желания vox populi все же стоит — несчастный народ хуже работает и неохотно рожает детей, а довольные жители способствуют скорейшему наступлению так называемого «золотого века», во время которого правителя буквально засыпают золотом. Любопытно, что начать «золотой век» раньше времени можно и благодаря случайному событию — например, рождению в вашем государстве талантливого художника.
Некоторые изменения коснулись и боевой механики. Помимо городов, щедро «одаривающих» осаждающие их войска артиллерией, есть тонкости в «разборках» юнитов. Теперь один из сражающихся юнитов не всегда гибнет — иногда обе стороны несут потери и готовятся к следующему раунду. Также бои не лишены тактических элементов — использовав правило, согласно которому на одной клетке может расположиться лишь один юнит, можно занять какой-нибудь узкий перешеек и продолжительно удерживать его от значительной по размеру армии. Штрафы за форсирование рек, фланговые удары, влияние ландшафта — все это также учитывается при расчете сражений.
Цивилизовали, цивилизовали — выцивилизовали
Civilization V радует глаз и уши — превосходная графика, плавная анимация, располагающий к долгой и ненапряженной медитации саундтрек… Облагородив и избавив от тяжеловесных элементов интерфейс, разработчики оставили только самое необходимое — автоматизацию рутинных операций, напоминания о не произведенных действиях и самые важные статистические данные. Из самых очевидных промахов стоит отметить лишь отсутствие «кооператива» — увы, в глобальной стратегии отсутствует режим hot seat, позволяющий разыгрывать партии двум игрокам за одним компьютером. Однако для поклонников серии куда более важно другое — в игре уже имеется загрузчик новых карт и модификаций, поэтому отыскать развлечение на ближайший вечер совсем нетрудно.
Тот факт, что Civilization V обзавелась поддержкой системы Steamworks, также не стоит недооценивать — именно благодаря этому игра будет своевременно получать обновления и дополнения. Будем надеяться, что Firaxis Games не станет следовать примеру Activision с ее Call of Duty, после релиза выкачивающую из нас наличность за крохотные DLC. Если уж разработчики возьмутся за аддон, то он должен хотя бы оправдывать свою стоимость — например, уже сейчас бродят слухи, что в разработке находится «космическое» дополнение к пятой «Цивилизации». Но это пока только планы — пока же у всех есть возможность сыграть в достойный сиквел легендарной серии, создатели которого не побоялись экспериментов и смогли сохранить дух оригинала.