Все ради науки. Обзор игры Portal 2
Название игры: Portal 2
Жанр: Logic/Puzzle/Action
Разработчик: Valve Corporation
Издатель/в России: Valve Corporation/Buka Entertainment (PC-версия)/Electronic Arts (консольные версии)
Системные требования: Intel Core 2 Duo 2 GHz или AMD Athlon X2 2 GHz, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 7600 или Radeon X800, 10 Гб на винчестере
Похожие игры: Portal, Race Narbacular Drop, Tag: The Power of Paint
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода: 21 апреля 2011 года
Официальный сайт: www.thinkwithportals.com
Хорошо знакомые с творчеством студии Valve знают, что эти разработчики к своим проектам относятся трепетно – с заботой, теплом и любовью. Наверное, именно поэтому игры этой компании живут так долго – для разминки ума хотя бы вспомните, в каком году появились на свет Counter-Strike и Team Fortress 2. Не так давно Гейб Ньюэлл и Ко приютили у себя хорошо известного моддера IceFrog’a, автора модификации DoTA по мотивам Warcraft III. Надо заметить, что Valve делает это не в первый раз – несколькими годами ранее похожая ситуация случилась с авторами Portal.
Да-да, тот самый Portal, который в 2007-м году вошел в состав сборника The Orange Box на процентов девяносто придумала группа студентов из DigiPen Institute of Technology, представившая в 2005-м бесплатную 3D-головоломку Narbacular Drop. Впечатленные проектом, боссы Valve незамедлительно связались с его разработчиками, взяли молодых людей в штат и полностью развязали им руки. Результат получился что надо – экшен/головоломка обзавелась огромной армией поклонников, миллионы игроков стали прямо-таки требовать продолжения, а сама игра разошлась тиражом более четырех миллионов копий – и это не учитывая продажи Portal в службе онлайновой дистрибуции Steam.
Стоит ли говорить, что в появлении Portal 2 не сомневался никто. Однако более-менее любопытная информация о сиквеле стала появляться лишь за несколько месяцев до релиза, что делает разработчикам огромную честь – мало кто в наше время отказывается от громкого пиара и выдавливания подробностей об игре буквально по каплям. Впрочем, буквально за пару недель до выхода Portal 2 компания Valve все же не смогла устоять – начиная с первого апреля интрига к проекту стала подогреваться буквально ежедневно. Сначала в Steam появился так называемый Potato Sack Pack – сборник из 13 инди-игр, который содержал немало отсылок к маячащему на горизонте Portal 2. Буквально сразу же появился слух, суть которого заключалась в том, что чем больше времени пользователи проводят за играми из Potato Sack Pack, тем быстрее приближается релиз долгожданного сиквела экшена/головоломки. Впрочем, эпических масштабов «троллинг» Valve завершился вполне предсказуемо – игра появилась точно в ранее обещанный срок, а поклонники Portal нашли утешение в тематическом комиксе (http://www.hl-inside.ru/gallery/portal-comic/#1), призванном связать первую и вторую части.
История Portal 2 берет начало спустя много лет после оригинала – хорошо знакомая нам рыжеволосая девушка по имени Челл приходит в себя в какой-то комнате. Как выясняется, помещение располагается во всем том же научно-исследовательском центре Aperture Labs, из которого мы с большим трудом выбирались несколько лет назад. Буквально сразу же подземный комплекс начинает разрушаться, однако сохранить спокойствие нам помогает новый спутник – болтливый робот по имени Уитли. К сожалению, пообщаться с ним вдоволь Челл не удается – вернув к жизни суперкомпьютер GLaDOS, девушка вновь вынуждена играть роль подопытного кролика – проходить испытания, искать пути выхода из экспериментальных комнат и слушать едкие комментарии в исполнении GLaDOS. Для новоприбывших поясним – суперкомпьютеру есть на что сердиться – в оригинале именно благодаря устранению GLaDOS девушка выбралась из злополучного комплекса.
The Potato is a Lie
В первые минуты Portal 2 не вызывает бурных восторгов и крайне напоминает собой оригинал. В основу сиквела лег тот же графический движок Source, которому в очередной раз сделали косметическую «подтяжку» – увеличили детализацию, проработали текстуры, сделали поверхности более реалистичными. Ни о какой обиде на разработчиков в данном случае и речи быть не может – выглядит игра крайне опрятно да и шустро «бегает» даже на устаревших конфигурациях. На консолях ситуация аналогичная – слегка укорить Valve могут лишь владельцы PlayStation 3, которым ранее была обещана полная поддержка онлайнового сервиса Steam. Проблема в том, что реализация этого сервиса на новой платформе оказалась крайне банальной – во время сенса игры доступен лишь привычный оверлей, который предоставляет доступ к списку друзей и позволяет с ними общаться. И больше ничего – что тут же пришлось не по нраву многим владельцам японских консолей. Впрочем, не будем уходить от главной темы нашего разговора.
Тем более, когда речь заходит о геймплее Portal 2. C первых минут он практически ничем не отличается от оригинального – перемещаемся от одной комнаты к другой, неспешно решаем головоломки, одновременно удивляемся привычке Valve делать слишком уж частые загрузки уровней – ни одно новое испытание не обходится без так называемого loading screen. Впрочем, долго томиться в ожидании нового не приходится – с нововведениями авторы Portal 2 знакомят постепенно, давая необходимое время на перестройку мышления и создание новых тактик. Новые уровни знакомят с большим количеством ноу-хау Aperture Labs – прыжковыми платформами, отражающими лучи лазеров кубами, световыми мостиками, а также с тремя типами гелевой краски. Каждому новому элементу уготовано свое применение. Световые мостики с помощью привычных оранжевых и синих порталов можно перемещать в пространстве, либо ставить их «ребром» – чтобы защититься от охранных турелей. Гелевые краски используются для усиления прыжков (синяя), ускорения (оранжевая) и подготовки любой поверхности для открытия порталов (белая).
Несмотря на тот факт, что новые элементы можно буквально пересчитать по пальцам, прохождение сиквела меняется до неузнаваемости. Сложность возрастает постепенно, однако даже на самых поздних этапах найти решение оказывается возможно – как правило, оно лежит на поверхности, достаточно лишь как следует подумать несколько минут. Говорить о постоянно возникающем чувстве самодовольства после очередного пройденного этапа, наверное, не стоит – все, кто хотел, убедились в этом еще в оригинале.
Проходя различные испытания, разработчикам хочется выразить особую благодарность за умело расставленные чекпоинты – неудачно приземлившись после очередного полета с прыжковой платформы, начинать все с начала не приходится. Создавая червоточины в пространстве и пользуясь новейшими изобретениями Aperture Labs, начинаешь задумываться о необходимости создания порталов между местом учебы/работы и домом – Portal 2 увлекает не на шутку. Однако скоро выясняется, что продолжительность сиквела составляет от силы полтора десятка часов. Преступно мало, особенно если учесть, что уровень реиграбельности у такого рода проектов крайне невысок. Остается надеяться на появление DLC, который бы добавил несколько глав к оригинальной истории и в очередной раз бросил вызов серому веществу.
Впрочем, торопиться с разочарованием не стоит – Valve осталась верна своим обещаниям и реализовала в Portal 2 кооперативный режим прохождения. Он в действительности оказался вовсе не придатком к одиночной кампании, а одной из главных особенностей игры. Разработчики предлагают игрокам для «коопа» отдельную кампанию, состоящую из пяти различных зон. Для начала оба напарника проходят так называемый «Калибровочный тест». В данном испытании игроков учат ставить метки и помогать своему товарищу.
Далее всех ждет распределительная камера – здесь можно выбрать любой раздел кампании и приступить к решению головоломок. «Все гениальное – просто» решили в Valve и добавили в кооперативный режим специальные эмоции роботов, которые легко и быстро выражают эмоции игроков. Над неудачной попыткой напарника можно от души посмеяться, похлопать его по плечу или обнять. При первой встрече не лишним будет как следует пожать друг другу руки. Даже на случай различных споров разработчики нашли ответ – при желании напарники всегда могут сыграть в камень-ножницы-бумагу. Не забыли и об элементарных удобствах – в кооперативном режиме существует несколько меток, которые подскажут напарнику куда встать, когда нажать кнопку или где разместить портал. Хорошо известной опции Picture-In-Picture («картинка в картинке») здесь тоже нашлось место – при желании всегда можно нажать на специальную клавишу и увидеть камеру глазами вашего компаньона. О том, насколько удачным получился кооператив, свидетельствует тот факт, что в него с успехом могут играть люди совершенно разных национальностей – для совместного решения задачек игроки могут говорить на разных языках, однако всегда поймут друг друга с помощью жестов, меток и удобной системы взаимодействия.
Как и в командном экшене Team Fortress 2 в Portal 2 есть внутриигровой магазин – он автоматически открывается при нажатии на панели «Усовершенствование роботов». При желании парочке красавцев, Атласу и Пи-Боди, можно приобрести дополнительные шляпы, текстуры, украшательства, жесты и многое другое. Стоимость бонусного контента, как правило, не больше двух-трех долларов – что особенно радует, так это тот факт, что «донат» вовсе необязателен и никоим образом не влияет на игровой процесс. То есть можно не опасаться, что онлайновый магазин Portal 2 превратиться в бельмо на глазу, как это случилось с тем же Team Fortress 2, где в последнее время многие игроки вместо того, чтобы, собственно, играть, стоят на респауне и «настукивают» сообщения в духе «Продам перчатки на инжа – на 20% меньше урона, +50% к быстроте возведения построек».
Волшебство порталов
На наш объективный взгляд, игровая индустрия вполне созрела для ввода в оборот нового жанра игр – под названием Portal. Во всяком случае, каких-либо аналогов первая и вторая части этой игры практически не имеют – ну разве что все ту же Narbacular Drop, послужившую прообразом современного Portal. Portal 2 же можно поздравить с успехом – продолжение получилось отличным, хотя и не таким продолжительным, как того ожидали многие.