Опубликовано 10 июля 2008, 00:30

Тургор

Николай Дыбовский и его товарищи из студии Ice-Pick Lodge уже второй раз подряд пытаются совместить игры и искусство, причём получается это у них довольно хорошо. На самом деле рецепт приготовления таких игр, как «Мор. Утопия» или «Тургор», необычайно прост: уйти от клише, заставить игроков мыслить совершенно иначе и наполнить проект таким количеством метафор и аллегорий, которых бы хватило на два-три произведения мировой литературы.

Николай Дыбовский и его товарищи из студии Ice-Pick Lodge уже второй раз подряд пытаются совместить игры и искусство, причём получается это у них довольно хорошо. На самом деле рецепт приготовления таких игр, как «Мор. Утопия» или «Тургор», необычайно прост: уйти от клише, заставить игроков мыслить совершенно иначе и наполнить проект таким количеством метафор и аллегорий, которых бы хватило на два-три произведения мировой литературы. Самое интересное, что никакого притворства со стороны разработчиков тут нет – если не верите, то постарайтесь найти хотя бы одно интервью с Дыбовским, который легко размышляет о высоких материях и заставляет напрячь мозговые извилины даже самых внимательных слушателей.

Жанрadventure/life-sim/RPG/action
РазработчикIce-Pick Lodge
Издатель«Новый диск»
Дата выхода17 апреля 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP. Процессор: Pentium IV 2 GHz или аналогичный AMD Athlon 2000+. ОЗУ: 512 Mb. Видеокарта, совместимая с DirectX 9.0c, с объёмом видеопамяти 128 Mb. HDD: 6 Gb
Официальный сайтwww.tension-game.com

Достичь тургора

В природе существует несколько определений термина «тургор». Однако наиболее правильным было бы считать следующее: «тургор (от лат. turgere – быть набухшим, наполненным) – напряженность кожи, обусловленная системой кровообращения, лимфообращения, обмена веществ под контролем и регуляцией центральной нервной системы». Так вот, механика новой игры от Ice-Pick Lodge поразительно точно совпадает со своим названием – чтобы её как следует понять, осознать и переварить мысли, адресованные разработчиками игрокам, следует приготовиться к мощному мозговому штурму, концентрации внимания и необходимости постоянно размышлять над встречающимися метафорами.

Ещё никогда вспышки цвета не вызывали у игроков столько радости

Ещё никогда вспышки цвета не вызывали у игроков столько радости

Ещё никогда вспышки цвета не вызывали у игроков столько радости

Ещё никогда вспышки цвета не вызывали у игроков столько радости

Вселенная «Тургора» невероятно мрачная

Вселенная «Тургора» невероятно мрачная

Вселенная «Тургора» невероятно мрачная

Вселенная «Тургора» невероятно мрачная

Эта зарисовка – довольно стандартная для игры в целом

Эта зарисовка – довольно стандартная для игры в целом

Эта зарисовка – довольно стандартная для игры в целом

Эта зарисовка – довольно стандартная для игры в целом

Далеко не все оказались подготовленными к «Тургору» – именно этим объясняются споры вокруг гениальности и претенциозности игры, большой разброс оценок в профильной прессе и даже откровенные выпады в сторону разработчиков, которые не удосужились причесать игровой интерфейс и озаботиться внятным режимом обучения (он хоть и есть, но спасает лишь отчасти). Но, давайте будем говорить начистоту, какой может быть туториал у симулятора жизни, где преобладают скука и уныние, а дальнейшая судьба героя полностью лежит на плечах игрока?

Все события «Тургора» происходят в Промежутке. Как следует из хрестоматии игры, Промежутком можно назвать любое состояние, в котором дух не собирается задерживаться надолго. Не захочется задерживаться здесь и игроку, однако, чтобы выбраться из заточения, ему понадобится найти выход на поверхность, прочь от скитаний, мучений и испытаний. Быстро выбраться из своеобразной тюрьмы не выйдет, придётся познать лимфу цвета, познакомиться с Сёстрами и Братьями, выучить основные заклинания и научиться не только приобретать, но и отдавать.

Звучит, согласитесь, невероятно сложно – положение ещё больше усугубляется тем, что, если нет желания понять «Тургор», игра практически остановится на одном месте и не предоставит даже намёка на выход из затруднительного положения. Впрочем, отчаиваться пока рано, так как при ближайшем рассмотрении у эксперимента Ice-Pick Lodge можно заметить вполне доступные для понимания черты – диалоги, битвы с монстрами, собирательство и набор опыта, которым так дорожат манчкины и прочие любители RPG.

В детстве у многих из нас были книжки-раскраски – о них самое время вспомнить при рассказе о «Тургоре». Наш герой оказывается в бесцветном, лишённом красок мире. Однако не всё так плохо – лимфу цвета можно получить с помощью растений, деревьев и рудников. Спокойному процессу собирания цветов, каждый из которых отвечает за характеристики героя, мешают обитатели Промежутка. Сёстры требуют лимфу за новые Сердца (специальные ёмкости в теле персонажа, которые служат хранилищем добытой лимфы цвета) и открытие карты, Братья (Охотники) пытаются убить героя за использование лимфы; наконец, встречаются обычные монстры, которые кидаются на всё живое в пределах видимости.

Чтобы выжить в недружелюбном мире и оказаться в состоянии наивысшего тургора, приходится экономно расходовать лимфу цвета, внимательно выбирать Сестёр и выучивать новые заклинания, которые, как и в «Darwinia», рисуются мышкой. Так называемые Знаки поделены на группы: социальные, боевые и экономические. Поначалу доступно лишь несколько Знаков. Чтобы приобрести остальные, приходится выведывать их у Сестёр или находить самому. Процесс общения с Сестрой выполнен в виде стриптиза: вливая в неё лимфу цвета, вы становитесь свидетелем откровенно эротической сцены, от которой невозможно оторваться, даже несмотря на действующие в игре табу.

Трудности перевода

Нетрудно догадаться, что основные сложности, возникающие при общении с «Тургором», вызваны концептуальностью проекта. Метафоры, аллегории и скрытые отсылки к подсознанию заставляют напрягать мозг и пытаться прийти к общему знаменателю с игрой. Иногда кажется, что «Тургор» сложнее понять, чем «Чёрный квадрат» Малевича, однако стоит запустить игру двумя днями позже, как наступает момент истины – вещи становятся на свои места, и от местного геймплея получаешь ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Если вы относите себя именно к нестандартно мыслящим личностям, приготовьтесь к штудированию местной теологии, зубрёжке всевозможных табу и знакомству с метафизическим смыслом цветов.

Одной из самых замечательных особенностей «Тургора» является многовариантность прохождения игры. Этот симулятор жизни вряд ли когда-нибудь удостоится солюшена – хотя бы потому что выбирать приходится каждую минуту. Окрасить эту локацию в яркие цвета и подарить виртуальному миру хотя бы чуточку радости? Или подкопить лимфы и наперекор воле Охотника осчастливить одну из одиннадцати Сестёр? А может, наплевав на всех и вся, копить лимфу в себе, пытаясь выбраться наружу? Способов прожить жизнь в «Тургоре» чрезвычайно много – об этом говорят хотя бы 22 возможных финала.

На пути Луноглазого не единожды встанут Охотники

На пути Луноглазого не единожды встанут Охотники

На пути Луноглазого не единожды встанут Охотники

На пути Луноглазого не единожды встанут Охотники

Каждый цвет обозначает что-то своё: красный – ярость, синий – скорость, золотой – доверие

Каждый цвет обозначает что-то своё: красный – ярость, синий – скорость, золотой – доверие

Каждый цвет обозначает что-то своё: красный – ярость, синий – скорость, золотой – доверие

Каждый цвет обозначает что-то своё: красный – ярость, синий – скорость, золотой – доверие

Охотник повержен, на некоторое время можно успокоиться

Охотник повержен, на некоторое время можно успокоиться

Охотник повержен, на некоторое время можно успокоиться

Охотник повержен, на некоторое время можно успокоиться

Наибольший интерес сейчас вызывает реакция на «Тургор» на Западе – поймут ли?

Наибольший интерес сейчас вызывает реакция на «Тургор» на Западе – поймут ли?

Наибольший интерес сейчас вызывает реакция на «Тургор» на Западе – поймут ли?

Наибольший интерес сейчас вызывает реакция на «Тургор» на Западе – поймут ли?

Впрочем, у луны всегда есть обратная сторона – если закрыть глаза на концептуальность проекта, пропустить мимо все посылы разработчиков и не обращать внимания на метафоричность действа, то получим игру со слабой графикой, небрежно выполненными локациями и довольно однообразным геймплеем. Сплошное собирательство и необходимость выживать убивают на корню глубокий философский смысл, который (чем чёрт не шутит) могли додумать сами разработчики или игроки. Тут самое главное – правильно расставить акценты, не пытаться рассмотреть «Тургор» с точки зрения увлечённого геймера или заядлого искусствоведа. Только комплексный подход поможет вам получить удовольствие от игры. Игры, которая уж точно останется в нашей памяти как одна из самых необычных в этом году.