Sublustrum
«Sublustrum» – второй за последнее время российский квест (первым был, естественно, «Тургор»), который следует сразу заносить в категорию «не для всех». Откровение в крайне атмосферной и камерной игре найдут лишь поклонники пазлов в духе «Myst», любители мрачного эмбиента да совсем потерявшиеся было фрики, приходящие в экстаз от чувства постоянного одиночества и лёгкой неопределённости будущего. На Западе «Сублюструм» и вовсе ожидает недолгая жизнь – адвенчура требует от игрока соответствующей культурной базы, которую можно найти лишь у нас, в России. Питерская студия Phantomery Interactive, создавая игру, опиралась на уникальность своего города, очень чётко передала эстетику 30-х годов прошлого века и устроила прямую трансляцию декаданса. В общем, если хотите быть хотя бы немного «в теме», то не поленитесь раздобыть несколько фильмов и книг, которые посвящены советской интеллигенции середины XX века. Ближайшим ориентиром пусть будет «Гиперболоид инженера Гарина» – увлекательное чтиво, которым зачитывались наши родители.
Жанр | adventure |
Разработчик | Phantomery Interactive |
Издатель | «Новый диск» |
Дата выхода | 29 мая 2008 года |
Системные требования | ОС: Windows XP. Процессор: Pentium IV 1.5 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 256 Mb. Совместимая с DirectX 9.0c видеокарта с объёмом видеопамяти 128 Mb. HDD: 1.5 Gb |
Официальный сайт | www.sublustrum.ru |
Питер FM
Завязка «Sublustrum» напоминает начало какого-нибудь советского фильма, где в центре внимания оказываются одни из самых уважаемых людей того поколения – светило науки и мастер пера. Два брата живут порознь (один из них – учёный, второй – писатель), практически не общаются друг с другом и даже не стремятся поделиться собственными успехами. Однако однажды писателю приходит престранная депеша от родственника – тот что-то говорит о своём великом открытии, просит брата заглянуть к нему домой и, вполне возможно, получить необходимую порцию вдохновения для его романа. В душе что-то со скрипом поворачивается – похожее нам доводилось видеть в «Scratches», когда главный герой истории искал вдохновение для своей книги в заброшенном особняке. Впрочем, «Sublustrum» буквально сразу же правильно расставляет акценты и делает уверенный шаг в сторону. Стук ступенек, неприятная трель звонка в дверь, старушка-соседка, таинственная питерская квартира – всё знакомо и привычно. Переступив порог, принимаемся за тщательное изучение дневников пропавшего хозяина, шуршим старыми книгами, знакомимся со странными механизмами.
Основным лейтмотивом для «Sublustrum» стали инфразвуковые колебания, с помощью которых можно перемещаться по мирам. Инфразвук с частотой 7 Гц считается смертельным для человека, однако при совпадении инфразвуковых колебаний с альфа- и бета-ритмами мозга могут наблюдаться разнообразные галлюцинации и видения. Как это реализовали сотрудники Phantomery Interactive? Мелькающими дефектами киноплёнки, аутентичной музыкой, лёгким подрагиванием картинки. Камера от первого лица, обзор на 360 градусов и даже пазлы повышенной сложности – всё это вторично и не играет существенной роли. Разочаровывает лишь продолжительность приключений. Десять часов, потраченных в основном на пиксельхантинг, а также шесть уникальных локаций – чертовски мало для «экспериментального» квеста.
Авторы не сильно беспокоятся о новичках в жанре – задачки сложны и в дальнейшем становятся всё более неразрешимыми. Помните, сколько вы мучились над музыкальным пазлом в «The Neverhood»? Для безымянного писателя это только разминка – впереди штудирование дневника брата, освоение причудливых механизмов и нахождение применения различным формулам, на которые не скупился учёный.
Редкая point-and-click-адвенчура обходится без пиксельхантинга – в «Sublustrum» он возведён в абсолют. Обшаривать тёмные углы и всевозможный мусор приходится постоянно, причём после пары часов игры делается это на инстинктивном уровне. В последнюю серию «Myst» играли лишь немногие из нас – учитывая, что пазлы отечественного квеста несколько проигрывают в оригинальности решений, впору опечалиться.
Оттепель
Главным стимулом для прохождения «Sublustrum» всё-таки является сюжет, хотя стоит отдать должное и замечательному саундтреку от музыкального проекта Anthesteria, и потрясающей атмосферности действа, что создаётся аудиовизуальным рядом. Именно судьба двух совершенно разных людей волнует больше всего – найдёт ли герой своего брата, куда он попал, какое открытие совершил. Впрочем, пока ещё не ясно, чему вы больше будете рады после завершения истории, – эффектному финалу или пище для размышлений, которые обязательно возникнут примерно в середине игры.
При всех недостатках – а мы разве не говорили, что максимальное разрешение в игре составляет 1024х768? – «Sublustrum» оставляет приятные, даже несколько интимные впечатления. Такое чувство возникает, когда лучший друг открыл свою большую тайну, просит вас об этом никому не говорить и надеется на дельный совет. Питерские девелоперы, конечно, вряд ли нуждаются в наставлениях – они сделали именно ту игру, которую хотели, – не для масс, но для понимающих геймеров. А к какой категории принадлежите вы?