Опубликовано 24 июля 2008, 00:30

Alone in the Dark: Near Death Investigation

«Alone in the Dark» – известный франчайз, который поклонники самой правильной в мире платформы искренне считают культовым. Однако не всё так просто в этом мире – настоящей народной любви заслужила только первая часть серии, которая появилась в далёком 1992 году. Именно оригинал стал родоначальником жанра survival horror, именно его принято считать «трушным» и самым что ни на есть образцовым. Последующие попытки нагнать страху на игроков успехом не увенчались – геймплей плавно скатывался к мистическому экшену, а о последней части, «Alone in the Dark: The New Nightmare», культурные люди вообще предпочитают не вспоминать. И вот настал новый виток эволюции – за дело взялась контора под названием Eden Games, которая клятвенно пообещала отнестись к иконе видеоигр со всем уважением.

«Alone in the Dark» – известный франчайз, который поклонники самой правильной в мире платформы искренне считают культовым. Однако не всё так просто в этом мире – настоящей народной любви заслужила только первая часть серии, которая появилась в далёком 1992 году. Именно оригинал стал родоначальником жанра survival horror, именно его принято считать «трушным» и самым что ни на есть образцовым. Последующие попытки нагнать страху на игроков успехом не увенчались – геймплей плавно скатывался к мистическому экшену, а о последней части, «Alone in the Dark: The New Nightmare», культурные люди вообще предпочитают не вспоминать. И вот настал новый виток эволюции – за дело взялась контора под названием Eden Games, которая клятвенно пообещала отнестись к иконе видеоигр со всем уважением.

Жанрaction/horror
РазработчикEden Games
Издатель«Акелла»
Дата выхода24 июня 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP. Процессор: Pentium IV 2.5 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 1 Gb. Совместимая с DirectX 9.0c видеокарта с объёмом видеопамяти 256 Mb. HDD: 8.5 Gb
Официальный сайтwww.centraldark.com

По ту сторону кошмара

Первое, что видит перед собой продравший глаза Эдвард Карнби, – два типа с автоматами, которые говорят о какой-то «тропе света» и «великом пути». Чуть осмотревшись, замечаем старикана-священника и мрачную комнату. Дальнейшие события развиваются со скоростью мчащегося бронепоезда: Карнби ведёт на казнь хмурый тип, палача пожирает какая-то трещина в стене, происходит вполне себе логичный побег от похитителей, уже через пару минут знакомимся с девушкой в падающем лифте, ищем пути освобождения из горящего отеля. Фух… Начало многообещающее, самое время перевести дух и присмотреться к деталям.

Деталь номер один – главный герой, который оказывается тем самым детективом Эдвардом Карнби, что в 20-х годах прошлого века скрипел половицами особняка Джереми Хартвуда в оригинальном «Alone in the Dark». Как он так хорошо сохранился до настоящего времени и что он делает в Нью-Йорке образца 2008 года – и предстоит выяснить игрокам, поэтому в рамках данного текста воздержимся от спойлеров. Самым нетерпеливым и любознательным назовём лишь пару слов-ключевиков: храмовники, древние пророчества, литературное наследие Говарда Лавкрафта.

Остановка номер два – место действия, то есть Нью-Йорк, его окрестности и расположенный в середине города Центральный парк. Даже в реальности Центральный парк выглядит необычно – расположенный в центре мегаполиса, он представляет собой зелёный квадрат, растянувшийся на несколько километров. Как показывает практика, эта достопримечательность американского города производит на туристов и коренных жителей отнюдь не меньшее впечатление, нежели статуя Свободы или Таймс-сквер.

Ктулху фхтагн!

В попытке принести свежие идеи в жанр survival-horror сотрудники Eden Games как-то ненароком забыли о самом «правильном» «Alone in the Dark», который умел пугать даже кучками пикселей. Новая игра больше всего напоминает голливудское кино с поставленными заранее сценами, прописанными диалогами, предсказуемой с середины концовкой и идеальными, но не слишком запоминающимися героями. Впрочем, у кино есть свои плюсы – оно длится от силы два-три часа, а вот в компании детектива Карнби нам предстоит побыть как минимум 15-17 часов. Предвкушаете лёгкую прогулку? Мужайтесь – один только побег из отеля занимает две главы из восьми.

К чести разработчиков, кинематографичность «Near Death Investigation» достигается не только традиционными способами, но и рядом новшеств, видеть которые в компьютерных играх до этого не приходилось. Например, большинство работников Eden Games на момент создания игры с любопытством наблюдали за судьбой пассажиров авиарейса Oceanic 815 – вылилось это увлечение в разбиение всей игры на главы. Каждая глава состоит из четырёх-пяти эпизодов, причём доступ к каждому из них открыт изначально. Панель навигации по эпизодам напоминает меню DVD-диска, то есть если при прохождении какого-нибудь заковыристого участка возникли сложности, то его можно элементарно «промотать» – единственное, с чем приходится неизбежно мириться при подобном «читерстве», это потеря всех вещей в инвентаре героя – в дальнейший путь детектив Карнби отправляется только с пистолетом, обоймой патронов и фонариком. Ну и конечно, разработчики не могли отказать себе в удовольствии повторить ключевые моменты игры – каждый эпизод стартует с ностальгической фразы «previously on Alone in the Dark…», поэтому, даже начав прохождение через месяц после покупки игры, вы будете в курсе основных событий.

Какую серию смотрим сегодня?

Какую серию смотрим сегодня?

Какую серию смотрим сегодня?

Какую серию смотрим сегодня?

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Хорошо в парке ночью – ни пробок, ни пешеходов

Так-с, без лома тут не обойтись…

Так-с, без лома тут не обойтись…

Так-с, без лома тут не обойтись…

Так-с, без лома тут не обойтись…

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Красный или жёлтый? Вот в чём вопрос

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Во избежание нервных срывов автоприцеливание следует сразу отключать

Или вот взять хотя бы взаимодействие главных героев и местную интерактивность. Эдварду Карнби буквально с самого начала помогают девушка Сара и тот самый старикан, которого герой увидел в начале. Троица активно ведёт диалоги, спорит, но всё-таки слушается своего лидера-детектива. Тому хоть и хватает собственных проблем, но от дополнительной помощи грех отказываться: подсадив Сару на манер подростков из «Obscure», Карнби открывает недоступные одному двери и пробирается в секретные комнаты. Спасение потерявшей сознание в одном из эпизодов девушки – вообще отдельная песня, которая наверняка попадёт в золотую коллекцию игровых моментов.

Обстановка вокруг главного героя, враги и предметы в инвентаре заставляют вспомнить совершенно иной по характеру «Crysis», в котором не игра развлекала геймеров, а сами игроки должны были найти себе развлечение. Дело в том, что в новом «Alone in the Dark» практически все предметы и окружение подчиняются понятным каждому физическим законам. Дерево – горит, камень – падает, стены – охотно рушатся. Банальное открытие запертой двери предполагает несколько решений: препятствие можно устранить несколькими ударами топора, можно попытаться найти ключ, можно выстрелить из пистолета в замок, можно просто швырнуть зажигательную смесь и поджечь дверь.

Исчадий ада в игре относительно немного, они нисколько не пугают, однако повозиться с ними приходится. Самый верный способ, простите за тавтологию, устранения «неверных» – предание их огню. «Дать прикурить» несложно, достаточно просто осмотреться и принять верное решение. Помня о почти реалистичной физике, подносим стул или деревянную балку к горящему неподалеку костру – получаем оружие, которое начинают пожирать язычки пламени. Двух-трёх тычков обычному монстру вполне достаточно – тот с криками отправляется к своему создателю и больше не беспокоит детектива. Любителям мордобоя никто не запрещает найти палку подлиннее и, как это было в «Condemned: Criminal Origins», отмутузить зомби до полусмерти, затем облить бензином и со зловещей усмешкой чиркнуть спичкой.

Последним штришком к полному отождествлению игрока с главным героем стали мини-игры и инвентарь детектива. Практически любое действие, будь то взлом машины, копание в водительском бардачке или лечение, реализовано наглядно. Поясняем. Допустим, вы сломя голову улепётываете от выводка хедкрабов (Eden Games, кстати, передаёт Valve пламенный привет) в Центральном парке. Лучше ног могут быть только колёса, поэтому герой направляет стопы к ближайшей машине. Короткий удар по боковому стеклу, просовываем руку внутрь, открываем дверь и… с удивлением обнаруживаем, что машину так просто не завести. За неимением ключа предлагается сыграть в мини-игры с использованием двух проводков. Чтобы себе подсветить (батарейки в фонарике, как назло, сели), включите свет в салоне, загляните в бардачок – как показывает практика, там всегда можно найти полезные предметы.

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Откровенные ляпы в игре довольно часты – чего стоит хотя бы машина, от взрыва подпрыгивающая до 20-го этажа

Девушка, что вы себе позволяете?

Девушка, что вы себе позволяете?

Девушка, что вы себе позволяете?

Девушка, что вы себе позволяете?

Ломать двери приходится уж слишком часто

Ломать двери приходится уж слишком часто

Ломать двери приходится уж слишком часто

Ломать двери приходится уж слишком часто

А что ты сделал для хип-хопа?

А что ты сделал для хип-хопа?

А что ты сделал для хип-хопа?

А что ты сделал для хип-хопа?

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Тсс… Сейчас жена придёт – будет домашняя сцена

Не менее интересен подход разработчиков к инвентарю. Всё барахло хранится в куртке Карнби – по внутренним карманам распихиваются пистолет, патроны, бинты, спреи, фонарик, батарейки, зажигательные смеси. Естественно, куртка кожаная, а не резиновая – взять с собой абсолютно все находки не получится, поэтому иногда придётся выбирать только самое необходимое. Чтобы освободить место в карманах, можно поэкспериментировать с предметами: Карнби хлебом не корми – дай только посоединять «что-то» с «чем-то». К примеру, из обычной обоймы можно сделать «бронебойные» снаряды – для этого достаточно применить воспламеняющуюся жидкость к патронам.

Ещё более интересен процесс лечения детектива. В ходе стычек он получает видимые порезы и раны – как только лимит будет превышен, Эдвард падает замертво. Избежать «гамовера» можно с помощью чудодейственного спрея – в случае особо глубоких порезов спасает только своевременная перевязка бинтом.

Ау, хоррор!

Ну а теперь о том, почему из «Alone in the Dark: Near Death Investigation» при всех его интересных решениях не получилось шедевра. Как бы банально это ни звучало, из пальцев разработчиков ускользнул дух оригинала, заключавшийся в атмосфере страха, решении нестандартных головоломок и чувстве постоянного одиночества (вспомните, ведь в оригинале детектив бродил по особняку без партнёров). Новая игра – это скорее мистический экшен, напоминающий качественную киношку, обладающий к тому же рядом существенных изъянов. Кривое управление, издевательские гонки на автомобилях (и это-то от разработчиков чуть ли не эталонного автосимулятора «Test Drive Unlimited»), обилие багов (ждём патча) – негатива, согласитесь, слишком много, чтобы «Near Death Investigation» мог рассчитывать на звание игры года. До мыльного пузыря года, конечно, игре далеко – взять хотя бы отличный саундтрек за авторством Оливье Деривьера, который вполне годится для отдельного прослушивания в плеере по дороге на работу. В общем, у нас сложилось мнение, что новый «Alone in the Dark» вряд ли придётся по вкусу олдскульным поклонникам серии, зато вполне может приглянуться новичкам, которые и слышать не слышали об известной серии.