Hearts of Iron 2: Doomsday – Armageddon
Весь мир снова охвачен войной. Войной жестокой, продолжительной, беспощадной, но ни в коем случае не бессмысленной. То, что могло присниться США только в страшном сне, разворачивается в действительности – «красные» очаги горят по всему миру, Октябрьская революция вопреки здравому смыслу произошла не в России, а в чопорной Англии. Российская же империя переживает другие проблемы – пытается наверстать упущенное, воюет с соседями и точит зуб на Великий Казачий Союз, во главе которого стоит Никита Хрущёв. Если казаки падут, могущественное государство прорвётся к Чёрному морю, раскатает Оттоманскую империю и получит выход в Средиземное море. Тогда речь уже пойдёт о мировом господстве русских, а такого нельзя допустить – ещё одного Армагеддона жители планеты Земля не переживут.
Жанр | глобальная стратегия |
Разработчик | Paradox Interactive |
Издатель | Paradox Interactive/«1С» |
Дата выхода | 29 марта 2007 года/локализации вышла 8 августа 2008 года («День победы II. План Сталина») |
Системные требования | ОС: Windows XP SP2. Процессор: Pentium IV 2 GHz или аналогичный AMD Athlon. ОЗУ: 256 Mb. Видеокарта с объёмом видеопамяти 64 Mb, совместимая с DirectX 9.0с. HDD: 1.2 Gb |
Официальный сайт | http://www.snowball.ru/stalin |
День победы коммунизма
«Снежки», ответственные за локализацию всех «парадоксальных» стратегий, оказались на этот раз сверхнерасторопными – небольшая порция изменений к аддону «HoI: Doomsday» была переведена на великий и могучий лишь спустя год с хвостиком. C одной стороны, это не лезет ни в какие ворота, ведь после того, как для американцев наступил полный и безоговорочный «Doomsday», десять лет истории (до 1964 года) пришлись бы как нельзя кстати. Многим отведённого отрезка времени хватит не только на покорение мира, но и на установку стабильности в новообразованном государстве. С другой стороны, список вносимых «Armageddon» изменений настолько мал, что начинаешь не верить собственным глазам – уж от кого, а от шведов из Paradox Interactive скармливания такой мелочи за деньги никак не ждёшь.
Козырем «Armageddon» по-прежнему является режим альтернативной истории, в котором существуют такие государства, как Европейские Советы, Австралазия, Освободители, североамериканские Соединённые Штаты и прочие. Сам факт их возникновения уже вызывает интерес, что уж говорить об игре за них. Подтверждая своё реноме самой милитаристической стратегии, «HoI» не даёт ни минуты покоя – за исключением редких моментов закладками «Разведка» и «Дипломатия» практически не пользуешься. Как говорили древние, когда говорят пушки, музы молчат.
Простор для стратегического гения огромен. Начав кампанию в 1936 году, можно неспешно развернуть тотальную войну, однако прежде выбранному государству предстоит решить ряд текущих проблем. Такие привлекательные с первого взгляда Европейские Советы, Российская империя и Казаки на текущий момент ведут войну с десятками государств, которые то и дело открывают новые фронта и стремятся подорвать внутреннюю инфраструктуру. Наказать врагов немедленно, подняв все имеющиеся резервы, или озадачить конструкторские бюро с целью создания более современного вооружения? А может, избрать более трудный путь, сев за стол переговоров и дав карт-бланш военной разведке? Таких ситуаций в стратегии – миллион, причём каждый час генерируются десятки, а то и сотни возможных финалов.
Точечные изменения «Армагеддона» заметят лишь те игроки, которые не понаслышке знакомы с «HoI 2», однако назвать их халтурой язык не повернётся. Идущий в комплекте со стратегиями от «парадоксов» редактор, казалось бы, должен облегчить жизнь – на практике же выходит, что любительские модификации значительно проигрывают по реализму воплощаемым идеям шведов. Возможность аннексии государства с захватом вражеского КБ, увеличение дальности баллистических ракет до восьми тысяч километров, появление оригинальных юнитов у самых влиятельных стран, продление игры до 1964 года, поправки AI и усовершенствование исследовательских технологий, присоединение бригад к более крупным подразделениям войск прямо во время строительства – как мы жили без таких очевидных вещей?
Обоснованно пожаловаться на свою нелёгкую жизнь могут лишь поклонники коротких сценариев. В большинстве из них панели строительства, производства и технологий заблокированы, а победа чаще всего достигается стратегическим захватом провинций. Развернуться практически негде, геймплей сводится не к масштабному планированию, а к нудному щелканью по войскам с целью их оптимального расположения. Сюжеты «заготовок» или хорошо знакомы (вроде Зимней войны СССР с Финляндией), или поражают своим идиотизмом – после прочтения брифинга тут же начинается зевота. Учитывая, что в большой кампании вполне возможен день победы коммунизма, предпочтение всё-таки отдаётся ей.
Жить хорошо – жизнь хороша
За исключением продления времени действия в стратегии, «HoI 2» кажется вылизанной до блеска. Разработчики, похоже, предусмотрели все варианты событий и могут порадовать всех без исключения игроков. Чувствуете в себе зачатки великого военачальника? Отдайте экономику на откуп искусственному интеллекту, забудьте о проблемах с излишком промышленного потенциала и о необходимости заключения торговых соглашений – наслаждайтесь противостоянием армий, берите в «котёл» зазевавшегося противника и в самые кратчайшие сроки поставьте на колени могущественное государство. В случае успешного блицкрига Верховное командование поощряет своих генералов, не скупится на награды и делает жизнь ещё веселее. Система случайных событий в новом дополнении несколько прибавила в размерах, однако идеал всё же остался недостижимым – особенно ощущается нехватка ивентов при игре за «средние» страны.
Формирование статистики в столь глобальной стратегии, как «HoI 2», всегда было головной болью для Paradox Interactive. Множество багов уже пофиксили в патчах, однако война с ошибками пока далека от завершения. В этот раз статистический экран предлагает круговые диаграммы – они, бесспорно, наглядные, но не без изъяна. Чтобы сравнить три-четыре государства, приходится продираться сквозь дебри интерфейса, по полной программе включать память и кликать, кликать, кликать… Кроме того, программный код то и дело даёт сбои в отчётах о действиях разведки – то название страны перепутает, то с наименованием технологии или объекта напортачит. Понятное дело, что большие масштабы чреваты такими вот недочётами, однако мы всё же надеемся на талантливость шведов, которые найдут вакцину против этих бацилл.
«HoI 2: Doomsday – Armageddon» станет хорошим приобретением только для настоящих любителей серии «День Победы», так как не отличается большим количеством нововведений. Дополнительный контент также придётся весьма кстати для тех, кто постоянно зависает в мультиплеере «HoI 2», – некоторые фичи экпеншн-пака помогают здорово насолить оппоненту и вывести его из себя. Остальные могут спать спокойно, во всяком случае – до выхода «HoI 3».