FIFA 09
Незадолго до появления очередной инкарнации симулятора «FIFA» руководство EA Sports озвучило в некотором роде шокирующий факт: оказывается, своей популярностью международная футбольная организация обязана их игре, которая каждую осень попадает на прилавки. К сожалению, ничего не известно о том, как на это сообщение отреагировал Зепп Блаттер. Смеем предположить, что об этом анекдоте он может вообще ничего не знать.
Жанр | футбольный симулятор |
Разработчик | EA Canada |
Издатель | Electronic Arts/«Софт Клаб» |
Платформы | PC, PlayStation 2-3, Xbox 360, Wii, Nintendo DS, PSP, мобильные телефоны |
Дата выхода | 14 октября 2008 года |
Системные требования | ОС: Windows XP/Vista. Процессор: Pentium IV 2.4 GHz или AMD Athlon 2400+. ОЗУ: 512 Mb (1 Gb для Windows Vista). Видеокарта NVIDIA GeForce 6800 GT или ATI Radeon 9800 Pro с объёмом памяти 128 Mb. HDD: 6.1 Gb |
Официальный сайт | www.fifa09.ea.com |
В девятку?
Обещаний, выданных спортивным отделением EA накануне выхода «FIFA 09», хватило бы на пару футбольных симуляторов от студий второго эшелона – да вот беда, таких практически не существует. Заполучившим лицензии на большинство футболистов и клубов «электроникам» из года в год противостоит только Pro Evolution Soccer, который, кстати, уже начал потихоньку отбирать хлеб у канадцев: недавно стало известно, что Konami заключила договор на использование крупнейшего европейского первенства, Лиги чемпионов. Впрочем, при нынешнем положении дел EA оставалось лишь рационально воспользоваться своим преимуществом – улучшить графику, поработать над лицевой анимацией футболистов и приправить всё это дело щепоткой интересных нововведений.
Однако новый сезон начинается с потерь. В списке режимов помимо быстрого матча, карьеры, чемпионата и турнира не нашлось места для управления одной из трёх линий (обороны, полузащиты, нападения). Вполне возможно, потеря была бы не столь велика, если бы знакомый по прошлой серии режим «Be a Pro» оказался более увлекательным. На деле же управление одним игроком становится испытанием для самых стойких: партнёры крайне неохотно расстаются с мячом, регулярно устраивают опасные контратаки на собственные ворота, редко замечают нашего подопечного. Чтобы коснуться пятнистого хотя бы десять раз за матч, приходится ежеминутно обращать на себя внимание футболистов и выстукивать на геймпаде зубодробительные комбинации – такие нагрузки выдержат пальцы не каждого пианиста.
Сохранить интерес к «Be a Pro» могли бы новые задания и быстрая «прокачка» спортсменов, но тут ничего не изменилось. Создав в редакторе персонажей своё альтер эго, получаем капитанскую повязку и принимаемся выполнять рутинные поручения: десять раз за матч запросить мяч, не дать форварду оппонентов развернуться в нашей штрафной, выполнить две длинные передачи, порадовать тренера десяткой точных передач – честное слово, дай EA нам возможность сыграть хотя бы за тройку футболистов, процесс был бы намного веселее.
Изменения в традиционных режимах, когда приходится управлять целой командой, оказались тоже не без изъянов. Наслушавшись немало критики по поводу «сухости» матчей в «FIFA 08», EA Sports решила кардинально поменять принципы атаки и обороны. Мяч практически не задерживается в центре поля, наши защитники любезно создают «коридоры» форвардам оппонента, а для успешного взятия ворот вовсе не обязательно филигранно обыгрывать оборону или отлично исполнять «стеночку» – достаточно банального прохода по флангу с последующим навесом во вратарскую. В итоге матчи в «FIFA 09» имеют мало общего с реальностью – цифры на табло часто фиксируют «хоккейный» счёт, а для того же «Манчестер Юнайтед» с его обороной, одной из сильнейших в мире, пропустить два-три мяча за один тайм – вовсе не зазорно.
И жизнь, и слёзы, и футбол…
За прошедший год «FIFA» немало прибавила в кинематографичности – в целом видеовставки вызывают тёплые чувства, и пропускать их начинаешь не скоро. Футболисты живо реагируют на события, убедительно радуются забитому мячу и до хрипоты спорят с судьёй после назначенного в сторону их ворот пенальти. Модели спортсменов стали больше похожи на своих прототипов, причём речь не только о звёздах мирового футбола, но и о «середнячках», которые аккомпанируют Роналдинью, Месси, Руни, Рибери и остальным.
Российский чемпионат, не говоря уже о национальных первенствах остальных стран СНГ, по-прежнему непопулярен в «FIFA» – российская сборная, благо в реальном на данный момент составе, представлена только в списке национальных дружин. Честно говоря, мы уже который год пытаемся разгадать следующий феномен: почему в «FIFA» присутствуют, скажем, два чемпионата Coca-Cola, которые проводятся в стране, где популярен не европейский «соккер», а американский футбол, NBA и NHL? Неужели сложно отправить пару скаутов в Россию, а в следующем сезоне заменить одно из американских первенств российской Премьер-лигой? Наверное, для этого ЦСКА и «Зениту» следует одновременно выиграть Лигу чемпионов и кубок УЕФА, а потом ещё засветиться на Межконтинентальном кубке – только тогда EA наконец откроет для себя новые горизонты.
По гамбургскому счёту в «FIFA 09» интерес представляют ровно две «фишки» – разрекламированный Adidas Live Season и впервые задействованная в процессе игры мышь. Adidas Live Season представляет собой еженедельное обновление команд в шести ведущих лигах (разумеется, по версии EA Sports) – Barclay’s Premier League, La Liga, Ligue 1, Bundesliga, Seria A и Mexican Primera Division. Раз в неделю предоставив «FIFA» доступ в Сеть, мы получаем не только актуальные составы команд, но и соответствующие реальным спортивные формы футболистов. Если в прошедший уик-энд Месси неприятно удивил частыми потерями мяча и недостаточным уровнем дриблинга, то имеет смысл посадить его на скамейку запасных «Барселоны», а белорусскому полузащитнику Александру Глебу, наоборот, дать шанс проявить себя на поле. К сожалению, изменения, вносимые Adidas Live Season, актуальны лишь для мультиплеера – в сингле характеристики футболистов не подвержены изменениям и остаются постоянными.
Мышь, активно участвующая в процессе игры, – явный реверанс EA в сторону платформы PC. Увы, но при всей гениальности идеи бегающий по полю прицел без проблем заменяется кнопками на клавиатуре – или можно купить даже самый простой геймпад. Хотя опробовать альтернативное управление с поддержкой мыши рекомендуем – курсор в виде прицела отвечает за направление пасов и ударов, а также позволяет побаловаться с финтами и обводкой защитников. Увы, но некоторая сырость данного способа управления чувствуется практически сразу, поэтому простить такие огрехи можно в случае со слепым искусственным интеллектом, но никак не в сетевой игре.
Слухи о высоком уровне графики в «FIFA 09» традиционно оказались сильно преувеличенными – если общие планы вызывают тёплые чувства, то при просмотре повторов выдаваемая картинка не соответствует даже current-gen (который ещё в прошлом году мы называли некст-геном). «Картонные» зрители (ладно хоть в крупных планах заменяемые 3D-моделями), неуклюжая анимация радующихся футболистов и размытые текстуры при показе лиц спортсменов – всё это как было, так и осталось. Кстати, не задалось и со звуком – саундтрек нынешней «FIFA» вчистую проигрывает прошлым сериям, за невыразительные мелодии буквально через пару дней приходится отдуваться старичку Winamp’у.
Несмотря на внушительные стартовые продажи, «FIFA 09» похожа на своих предшественниц как две капли воды – EA эксплуатирует старые идеи на новый лад, вкладывает немалую долю бюджета в рекламную кампанию и с удовольствием подсчитывает прибыль. Долго так продержаться явно невозможно – следует двигаться дальше, заново изобретать велосипед и внимательнее относиться к пожеланиям поклонников футбольных симуляторов. А то, глядишь, их совсем у EA Sports не останется.