Опубликовано 27 ноября 2008, 00:30

Fallout 3

Рассказывать о Fallout 3 – третьей части во всех смыслах культовой RPG, невероятно трудно. За минувшие, со времени появления первого Fallout, десять лет, армия поклонников этой игры разрослась на сотни тысяч, а может и на несколько миллионов человек. Что особенного в ролевой игре, чьи события разворачиваются в постъядерном мире?

Рассказывать о Fallout 3 – третьей части во всех смыслах культовой RPG, невероятно трудно. За минувшие, со времени появления первого Fallout, десять лет, армия поклонников этой игры разрослась на сотни тысяч, а может и на несколько миллионов человек. Что особенного в ролевой игре, чьи события разворачиваются в постъядерном мире? Если коротко, то стоит упомянуть о потрясающей свободе действий, действительном отыгрыше роли, множестве способов при выполнении различных заданий, невиданной реиграбельности – все эти качества трудно вообразить в одной-единственной игре, однако Fallout 1-2 были именно такими RPG. К сожалению, родоначальнице серии, студии Interplay, не удалось справиться с финансовыми неурядицами – компания не закрылась, однако была вынуждена отдать разработку последующих частей Fallout людям из Bethesda Softworks. Многие поклонники постъядерной RPG поспешили заранее предать «беседовцев» анафеме – их можно понять, так как слишком была вероятность того, что новые хозяева бренда банально «испортят» игру. Визитной карточкой Bethesda во все времена была ролевая серия The Elder Scrolls – ролевые игры во всех отношениях неплохие, однако далеко не идеальные. Ситуация вскоре стала напоминать взаимоотношения мамы и ребенка, которому купили велосипед после клятвенного обещания приносить домой только «пятерки». Представители Bethesda уверяли, что сделают именно тот Fallout, который хотят все увидеть – однако многие были уверены в том, что в скором времени появится все тот же The Elder Scrolls IV: Oblivion, даром что в апокалипсических декорациях. Многочисленные споры и дискуссии взяли тайм-аут только 28 октября, когда на прилавки пожаловал, собственно, Fallout 3.

ЖанрFPS/RPG
РазработчикBethesda Softworks
ИздательBethesda Softworks/«1С»
ПлатформыPC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода28 октября 2008 года
Системные требованияОС: Windows XP SP2/Vista. Процессор: Pentium IV 2.4 GHz или AMD Athlon 2400+. ОЗУ: 1 Gb (2 Gb для Windows Vista). Видеокарта NVIDIA GeForce 6800 или ATI Radeon X850 с объёмом памяти не менее 128 Mb. HDD: 8 Gb
Официальный сайтhttp://fallout.bethsoft.com

Счастливая жизнь … под землей

Согласитесь, было бы странно наблюдать в Fallout 3 совершенно другой, не постъядерный мир. Поэтому Bethesda Softworks постаралась свести «отсебятину» к минимуму – события третьей части RPG разворачиваются в окрестностях Вашингтона. От столицы США, правда, осталось одно только название – город лежит в руинах, которые стали логичным продолжением «ядерного» диалога между крупнейшими державами мира. Нажав на «красные кнопки», страны навсегда изменили мир – war never changes, ну а мы снова наблюдаем Убежища, радиоактивные лужи, мутантов и торжественно встречаем Избранного.

Процесс создания этого самого «Избранного», а также первая часть Fallout 3, явно удались разработчикам. На генерацию персонажа в ролевых играх обычно редко обращают внимание в рецензиях, однако сегодня не совсем обычный случай. Герой в буквальном смысле этого слова рождается на глазах – папаша, благоразумно держащийся в тени, суетится возле появившегося на свет комочка жизни, спрашивает у акушеров пол ребенка, а также раздумывает над именем малыша. Как многие догадались, игрок также принимает в «родах» участие – определяется с полом, «обзывает» героя и генерирует внешность будущей грозы Пустошей. Следующая остановка – спустя год, когда, удивительно похожий на созданное альтер-эго, папаша тешится с ребенком. Делая первые шаги, выбираемся из манежа, читаем книжку, описывающую ролевую систему S.P.E.C.I.A.L. (аббревиатура характеристик Strength, Perception, Endurance, Charisma, Intellect, Agility, Luck). Как следует повеселившись в самом невинном возрасте, отправляемся на встречу со следующим «камбэком» – герой справляет день рождения, на который приглашены практически все жители Убежища 101. Fallout 3 в легкой манере знакомит с функционалом личного терминала PIP-Boy 3000, обучает азам стрельбы и знакомит с таким понятием, как «перки». После экзамена, призванного определить специальность героя, происходит неприятный сюрприз – из Убежища уходит отец. Неожиданное исчезновение взрослого человека, по непонятным пока причинам вызывает агрессию среди жителей Убежища. В ходе небольшой революции, герой убегает от охраны и оказывается снаружи – нарушив тем самым правило «никто и никогда не выйдет из Убежища». Что поделаешь? Жизнь продолжается, а герой начинает погоню за своим отцом.

При должном старании, героя можно сделать похожим на игрока

При должном старании, героя можно сделать похожим на игрока

При должном старании, героя можно сделать похожим на игрока

При должном старании, героя можно сделать похожим на игрока

Ну, малыш, иди к папочке!

Ну, малыш, иди к папочке!

Ну, малыш, иди к папочке!

Ну, малыш, иди к папочке!

Бойкий у тебя малец, далеко пойдет!

Бойкий у тебя малец, далеко пойдет!

Бойкий у тебя малец, далеко пойдет!

Бойкий у тебя малец, далеко пойдет!

Познакомимся, красавчик?

Познакомимся, красавчик?

Познакомимся, красавчик?

Познакомимся, красавчик?

Взлом замков в Fallout 3 оформлен в виде отдельной мини-игры

Взлом замков в Fallout 3 оформлен в виде отдельной мини-игры

Взлом замков в Fallout 3 оформлен в виде отдельной мини-игры

Взлом замков в Fallout 3 оформлен в виде отдельной мини-игры

Будущее 2.0

Донором для реализации трехмерного мира Fallout 3, стал модифицированный движок Oblivion – с критикой торопиться не стоит, так как на самом деле все не так уж плохо. В первую очередь стоит похвалить дизайнеров Bethesda Softworks, которые смоделировали действительно большой, пусть и не слишком населенный мир. Футуризм 50-х ощущается буквально во всем, что делает встречу с Fallout 3 как минимум запоминающейся. Остовы многочисленных автомобилей на улицах заставляют вспомнить во многом неудавшийся Fallout Tactics: Brotherhood of Steel; музыка, льющаяся из граммофонов и радио PIP-Boy 3000 вызывает ассоциации с заглавной композицией Fallout 2; крышечки в образе повсеместно распространенной валюты, а также разговоры о чистой воде относят к воспоминаниям о первом Fallout’е – все эти детали удались новой команде разработчиков на славу.

Впрочем, что это мы все о хорошем, да о хорошем? Пора бы и приступить к критике, благо геймплей и детальное ознакомление с Fallout 3 к этому очень даже располагают. Разговор стоит начать с традиционных «болячек» Oblivion, которые успешно переехали в Fallout 3. В первую очередь это касается «деревянных» NPC, которых не спасает ни обилие реплик, ни Radiant AI. Диалоги «говорящих голов» в Fallout 3 в порядке вещей, причем выбирать ответные реплики без геймпада достаточно сложно – приходится долго скролить текст, при этом теряя нить разговора. После эталонного в этом плане Mass Effect, видеть такой подход довольно странно. Видно, что приглашенные актеры попытались «оживить» диалоги, однако вся эта живость моментально улетучивается, когда персонаж отходит от главного героя на негнущихся ногах и, как ни в чем не бывало, занимается прежними делами. О реалистичном отыгрыше роли, в некоторых случаях, даже не приходится заикаться – как можно «поверить» в игру, если на прыгающего по столу и размахивающего дубинкой героя, персонажи реагируют репликой «как дела»? «Все в порядке, я только у вас немного побуяню».

Отличительной чертой первой и второй части Fallout было обилие квестов – интересные задания попадались настолько часто, что потерять главную сюжетную ветку было проще простого. Fallout 3 в этом плане обходится с игроком достаточно сурово – побочные задания приходится долго и упорно искать, в то время как сбиться с «истинного пути» практически невозможно. Хорошо известный всем квест, связанный с городом Мегатонна, пожалуй, самое яркое второстепенное задание во всей игре. Остальные, в основном, сводятся к банальным «принеси-выручи-убей», в ходе которых герою предстоит встретится с гулями, зеленокожими мутантами, рейдерами и солдатами Анклава. Что интересно, иногда такие квесты оказываются на порядок увлекательнее, чем основная сюжетная линия – во всяком случае, первая часть вызывает только скуку. Избранный преодолевает огромные расстояния лишь для того, чтобы узнать, в какую сторону побежал отец – согласитесь, мотивации могло бы быть и побольше.

В игре, хотя бы на среднем уровне сложности, без исследования закоулков не обойтись – герой находит множество тайников, сейфов или просто оставленных без присмотра вещей. Казалось бы, в таком случае разработчикам оставалось лишь поощрять игроков ценными видами оружия, уникальными боеприпасами и внушительным количеством бонусов. Однако, со всем этим тут плохо – радости от новых «стволов» немного, из-за быстрой поломки оружия. Чтобы содержать в инвентаре исправно работающую винтовку, приходится таскать в собой кучу деталей для ее ремонта, или прокачивать соответствующий навык. Да и найти чего-то совсем уж редкое невозможно. Пожалуй, единственным аргументом в пользу взлома сейфов и копания в мусоре, служат коллекционные фигурки, которые помещаются на отдельную полочку в собственном домике и дают незначительные бонусы к характеристикам.

Слабонервным дальше смотреть не стоит

Слабонервным дальше смотреть не стоит

Слабонервным дальше смотреть не стоит

Слабонервным дальше смотреть не стоит

«Толстяк» в действии. Теперь у каждого есть своя ядерная бомба!

«Толстяк» в действии. Теперь у каждого есть своя ядерная бомба!

«Толстяк» в действии. Теперь у каждого есть своя ядерная бомба!

«Толстяк» в действии. Теперь у каждого есть своя ядерная бомба!

Выпив красную таблетку, герой оказался в прошлом. Теперь предстоит решить, как из него выбраться

Выпив красную таблетку, герой оказался в прошлом. Теперь предстоит решить, как из него выбраться

Выпив красную таблетку, герой оказался в прошлом. Теперь предстоит решить, как из него выбраться

Выпив красную таблетку, герой оказался в прошлом. Теперь предстоит решить, как из него выбраться

На свалке можно найти четвероногого друга. В дальнейшем он станет искать патроны и аптечки, а также будет яростно кусать врагов

На свалке можно найти четвероногого друга. В дальнейшем он станет искать патроны и аптечки, а также будет яростно кусать врагов

На свалке можно найти четвероногого друга. В дальнейшем он станет искать патроны и аптечки, а также будет яростно кусать врагов

На свалке можно найти четвероногого друга. В дальнейшем он станет искать патроны и аптечки, а также будет яростно кусать врагов

Мда… Обедать в ближайшие пару часов как-то не хочется

Мда… Обедать в ближайшие пару часов как-то не хочется

Мда… Обедать в ближайшие пару часов как-то не хочется

Мда… Обедать в ближайшие пару часов как-то не хочется

Редкое путешествие обходится без стычек с обитателями постъядерного мира. Зазевавшемуся в Пустошах герою, мигом воткнут в голову дубинку с гвоздями рейдеры, закусают до смерти скорпионы и продырявят кишки из мини-гана мутанты. Противостоять оппонентам можно в двух режимах. В реальном времени, Fallout 3 оказывается посредственным шутером от первого или от третьего лица (камеру можно удалять за плечо или за спину героя). Альтернативный вариант – система VATS (Vault-Tec Assisted Targeting System) оказывается более привычной. Игра ставится на паузу, во время которой можно неторопливо прицелиться в любую часть тела врага – при этом шанс попадания в руку или ногу, скажем, рейдера, отображается в процентах. Зачастую VATS не только помогает сэкономить патроны, но и является единственно верным решением – врагов можно «разоружить» попаданием в руку с оружием или обездвижить метким выстрелом в ногу. В случае с огненными муравьями, точное попадание в усики гигантского насекомого, вообще позволяет стать сторонним наблюдателем заварушки – недавние враги теряют ориентацию в пространстве и атакуют друг друга.

Однако, не стоит полагать, что боевая система в Fallout 3 однозначно удалась Bethesda – в использовании системы VATS есть и негативные моменты. Во-первых, постоянно активируемое slo-mo – режим замедленного времени постоянно выбирает самые неудачные ракурсы и его невозможно отключить в настройках. В попытке придать игре брутальности, разработчики сделали бои невероятно кровавыми – руки, ноги и головы отлетают в стороны настолько часто, что уже через пару часов активного общения с Fallout 3 начинает буквально подташнивать. При этом, Bethesda старательно избежала таких «взрослых» моментов, как секс, детоубийство и раскопка могил – подобных «мелочей» в свое время не боялись даже изометрические Fallout 1-2, однако Fallout 3 предпочел другой путь. На фоне процветающей в новой игре работорговли, размозженных голов и возможности сровнять город и его жителей с землей, выглядит все это странно.

Ножом по сердцу

Ролевая система в Fallout 3 одновременно стала разнообразной и куда более «доброжелательной» к игроку. Помните, как несколько лет назад мы рвали волосы на голове, из-за неверно распределенных очков при очередном «левел-апе»? Хорошо, если было произведено сохранение – в другом случае игру приходилось начинать сначала или искать альтернативные источники «экспы», для набора героем нескольких уровней. В Fallout 3 все куда проще – помимо системы S.P.E.C.I.A.L., существуют навыки и перки, значительно упрощающие прохождение игры. Правильно, они были и в оригинальной игре, однако теперь перки выдаются с каждым новым уровнем.

Исправно выполняя квесты и принимая участие в сражениях, герой растет в мастерстве, как на дрожжах. Если в Fallout 1-2 роль первой скрипки играла система S.P.E.C.I.A.L., то теперь лидерство прочно удерживают навыки – при внимательном прохождении, из героя легко можно вырастить универсала, отлично справляющегося с взломом замков и компьютеров, хорошо владеющего любыми видами оружия, а также невероятно красноречивого. Ошибки прощаются даже тогда, когда до очередного повышения уровня остается много времени – достаточно наведаться в какой-нибудь магазинчик и прикупить, скажем, броню с показателем «+10 к скрытности».

Совершив «революцию» в ролевой системе, Bethesda Softworks преподнесла не слишком приятный сюрприз в основном сюжете. Заинтриговав в начале Fallout 3, сценаристы сподобились на качественное откровение лишь в середине игры, которая отсылает героя к «Матрице» 50-х. В конце истории одно лишь разочарование – после финальной битвы плечом к плечу с Братством Стали, игра завершается одной из заранее прописанных концовок. Причем завершается окончательно – после итоговых титров герой не сможет завершить отложенные «на потом» дела, равно как останется неизвестна судьба каждого из поселений. Для того чтобы увидеть все возможные концовки, достаточно одного сохранения перед активацией водного насоса – согласитесь, для Fallout это звучит как оскорбление.

Супермутант на переднем плане тоже был когда-то жителем Убежища

Супермутант на переднем плане тоже был когда-то жителем Убежища

Супермутант на переднем плане тоже был когда-то жителем Убежища

Супермутант на переднем плане тоже был когда-то жителем Убежища

Что «качать» в первую очередь сказать сложно, так как в игре все навыки полезны

Что «качать» в первую очередь сказать сложно, так как в игре все навыки полезны

Что «качать» в первую очередь сказать сложно, так как в игре все навыки полезны

Что «качать» в первую очередь сказать сложно, так как в игре все навыки полезны

Пользоваться PIP-Boy 3000 приходится постоянно. Одна из самых полезных функций устройства – телепортация в уже посещенные места

Пользоваться PIP-Boy 3000 приходится постоянно. Одна из самых полезных функций устройства – телепортация в уже посещенные места

Пользоваться PIP-Boy 3000 приходится постоянно. Одна из самых полезных функций устройства – телепортация в уже посещенные места

Пользоваться PIP-Boy 3000 приходится постоянно. Одна из самых полезных функций устройства – телепортация в уже посещенные места

Шагающий робот Братства Стали просто пуленепробиваемый. А еще он постоянно повторяет уморительную фразу: «Демократия – сила, коммунизм – могила»

Шагающий робот Братства Стали просто пуленепробиваемый. А еще он постоянно повторяет уморительную фразу: «Демократия – сила, коммунизм – могила»

Шагающий робот Братства Стали просто пуленепробиваемый. А еще он постоянно повторяет уморительную фразу: «Демократия – сила, коммунизм – могила»

Шагающий робот Братства Стали просто пуленепробиваемый. А еще он постоянно повторяет уморительную фразу: «Демократия – сила, коммунизм – могила»

Куда ни целься, критического попадания солдату Анклава не избежать

Куда ни целься, критического попадания солдату Анклава не избежать

Куда ни целься, критического попадания солдату Анклава не избежать

Куда ни целься, критического попадания солдату Анклава не избежать

Собеседников в диалогах можно традиционно «давить» авторитетом

Собеседников в диалогах можно традиционно «давить» авторитетом

Собеседников в диалогах можно традиционно «давить» авторитетом

Собеседников в диалогах можно традиционно «давить» авторитетом

Кто это там сказал «Я легенда»? Вообще-то – это концовка Fallout 3

Кто это там сказал «Я легенда»? Вообще-то – это концовка Fallout 3

Кто это там сказал «Я легенда»? Вообще-то – это концовка Fallout 3

Кто это там сказал «Я легенда»? Вообще-то – это концовка Fallout 3

Сделала бы Interplay другой Fallout 3, будь у нее средства? Не сделает ли Bethesda Softworks из бренда Fallout ежегодный ролевой сериал, в котором будут меняться лишь главный герой, да города, возле которых будут происходить события? На эти вопросы сейчас не ответит никто, зато у каждого есть возможность лично попробовать поиграть в Fallout 3 – весьма интересную RPG, по поводу которой уже «бурчат» все поклонники этого ролевого сериала. Bethesda, пусть и не без ошибок, смогла-таки сохранить узнаваемые черты Fallout. Вполне возможно, что новички и вовсе не заметят никаких изъянов в этом проекте. Fallout 3 – игра года? Вряд ли. Но это определенно та игра, на которую стоит обязательно посмотреть – хотя бы из уважения к Fallout 1-2.