КРИ-2009: было и прошло.
Взгляд снаружи
Совсем снаружи ничего странного видно не было — та же гостиница «Космос», те же люди стоят под навесом и курят... ну, или просто общаются. Внутри человек, заглянувший, натурально, с улицы (ну мало ли — на разработчиков посмотреть, с девицами костюмированными сфотографироваться) получал сразу два сюрприза. Первый — это цена билета в 6000 рублей; антикризисно? Ну, как бы это помягче... То есть понятно, что выставка совсем не для игроков-подростков (для них отдельная выставка существует, Игромир) — но не настолько же?
Второй момент, притягивавший взор каждого посетителя — ярко-желтый стенд 1С. То есть он на каждой выставке хорошо заметен — огромный ярко-желтый стенд с ярко-красными надписями и разными там разработчиками и продюсерами в форменных желтых майках. Плазменные панели метра на три-четыре в высоту, ролики, трейлеры, костюмированные девицы разной степени раздетости... Ничего этого на КРИ'09 не наблюдалось. Наблюдался же стенд три на три метра, три компьютера, один стенд с Xbox 360 и еще один с PSP. Нет, конечно, была у 1С комната, где показывали — тем же журналистам — игры, но по сравнению с типичным стендом той же 1С хотя бы годичной давности... Мини-выставка, мини-стенд. На самом деле, конечно, «нано» — это сильное преувеличение (точнее, преуменьшение), но слово уж больно на слуху.
Ничего неожиданного, опять же, 1С не показала: многострадальные «Дальнобойщики-3», экшен от оперуполномоченного Гоблина «Две сорванные башни» и пару консольных проектов: «Ил-2: Штурмовик» и Majesty 2. С одной стороны, консольная версия IL-2: Birds of Prey (официальное название консольных версий игры) была показан еще осенью прошлого года на ИГромире, с другой — он вроде как в этом году выходит на всех платформах, кроме Nintendo Wii (и кроме ПК, очевидно).
С версией для Xbox 360 связана одна очень смешная проблема: в России до сих пор не запущен сервис Xbox Live!, так что демо-версии и многопользовательские режимы русским пользователям, фактически, недоступны (есть, конечно, пути обхода — но они требуют совершения многих неочевидных телодвижений; локализованные игры, тем не менее, выходят со штампиком «Многопользовательская игра: Xbox Live!»). Мы, конечно, не удержались и спросили у представителей 1С, что они думают по этому поводу. Ответ был честным и прямым: «Это не наша проблема, сделать мы с этим ничего не можем. Мы не Microsoft! Игра будет издана в России на русском языке и с поддержкой Xbox Live.» Логично: не выкидывать же из-за таких мелочей самое интересное, что есть в игре? Владельцев Playstation 3 это тем более никак не касается — Playstation Network не имеет ничего против России (если не считать некоторых досадных глюков и злоупотребления автоматическим переводом в описаниях).
А вот с Majesty 2 все куда интереснее. Если Ил-2 это все-таки местная разработка (оригинал — Maddox Games, консольная версия — Gajin Entertainment), то Majesty: The Fantasy Kingdom Sim игра изначально западная (если точнее — американская). Вышла 9 лет назад, в двухтысячном, и хорошо запомнилась поклонникам стратегий. Не Heroes of Might and Magic, но все же. ПК-версия выглядит очень здорово, но гораздо более многообещающей смотрится версия для Nintendo DS.
Дело в том, что Majesty — игра очень необычная; игрок строит город и растит героев, а герои отправляются вершить подвиги совершенно самостоятельно — хотя и не без помощи игрока. Ino-Co, разработчики Majesty 2, обещают уделить еще больше внимания воспитанию героев... И в это же время, в глубокой тайне (уже, впрочем, вполне официально) компания Kranx Productions под руководством Андрея Кузьмина (он же KranK, он же — один из создателей и главный идейный вдохновитель «Вангеров») куется версия для... Ninendo DS.
На закрытии КРИ'09 обе версии получают по призу: ПК-версия как лучшая стратегическая игра, DS-версия — как лучшая игра для портативных платформ. IL-2, в свою очередь, получает приз как лучшая консольная игра (не то, чтобы выбор был особо богатым, но все же). «Дальнобойщикам-3» досталось звание «Лучший симулятор».
Всем сестрам — по ушам
Закрытие КРИ'09 и приуроченная к этому закрытию раздача премий вообще красиво завершила кризисную (или, если хотите, антикризисную) выставку. Подчеркнула, знаете, торжественность момента. Если на семинарах о том, как все у нас в игроиндустрии плохо, говорили хотя бы не через слово, и зловещий Кризис поминали не чаще, чем раз в три минуты, то на закрытии... На закрытии все было ясно без лишних слов.
Хотя сама выставка ужалась раза в три, оставшиеся на закрытие участники едва поместились в небольшой и удивительно холодный зал (хоть и май месяц, но погода как-то не благоприятствовала). Ведущий бодро шутил про кризис и про игры, люди, вручавшие призы и люди, эти призы получавшие, старались лишний раз этот самый кризис не поминать, как вдруг... Точнее, как ВДРУГ! объявили номинацию «Лучший издатель-2008». Дмитрий Бурковский (до недавних пор — глава игрового подразделения в «Новом Диске», ныне — руководитель игрового издательства mail.ru) поднялся на сцену, ведущий назвал претендентов на хрустальную статуэтку...
Зал на пару секунд стих. За звание лучшего издателя соревновались «1С Мультимедиа» и «Бука». Через пару секунд аудитория взорвалась — аплодисменты, хохот, какое-то нездоровое улюлюканье... 1С объединились с «Букой» еще в июле прошлого года (неофициальная версия: «1С купило «Буку»); в феврале этого года «1С Мультимедиа» антикризисно объединились с «Софт Клабом». Кто и за что получил в результате приз (и как жюри в столь бесчеловечных условиях выбирало победителя) — решительно непонятно. Кризис же! Или, если хотите, антикризис.
Счастливчики
Но не все, не все на выставке выглядели мрачными и покусанными кризисом. Во-первых, бодро выглядела компания Nival. Ну, им по статусу положено — они скоро «Аллоды Онлайн» запускают, тут уж без разницы — кризис, не кризис, держаться надо уверенно. К тому же Nival Online входит в состав холдинга Astrum Online Entertainment — а эта компания чувствовала себя на выставке не просто уверенно — а, скорее, нагло. Складывалось впечатление, что КРИ организована «Аструмом» и ради «Аструма», а остальных так, пустили потусоваться.
«Аструм» был везде — на стенах висели плакаты, в весьма недвусмысленной форме призывавшие бросать все и идти работать в «Аструм»; участникам раздавали открытки с аструмовскими мотиваторами (или, возможно, демотиваторами — тонка и неуловима эта разница). У «Аструма» был самый уютный и прикольный конференц-зал (по мнению сотрудников «Аструма», как минимум). «Аструм» публикует онлайновые многопользовательские игры — как русские (те же «Аллоды Онлайн», так и китайские (Perfect World), разрабатывает браузерные игры («Территория») и вообще толком не игры («Дом-3»). «Аструм» всеяден и онлайнов. И пока русский рынок окончательно не захватят китайцы, «Аструм» будет главным игроком на рынках Восточной Европы (оптимистичное предсказание сотрудника «Аструма»).
Аккурат перед КРИ компания объявила о том, что в ее проектах зарегистрировано 20 миллионов пользователей. «Аструму» на закрытии досталась премия «Лучшая игра года», за, естественно, «Аллоды Онлайн». Приз зрительских симпатий достался — все верно, «Аллодам».
Резюмируя: если вы не слышали о холдинге «Аструм Онлайн», то, скорее всего, вы просто не знаете о том, что разработчик вашей любимой (вариант: нелюбимой) онлайновой игры в этот холдинг входит. Если, конечно, издателем вашей любимой игры является не Blizzard (World of Warcraft) и не Electronic Arts (Warhammer Online: Время возмездия).
Но не только онлайновый монстр был доволен жизнью и собой. Бодро держались, например, сотрудники Wargaming.net, разработчики игр с впечатляющими названиями типа Massive Assault и Galactic Assault. Но это в прошлом, сейчас они готовы показать России и миру новую игру, Order of War. Заметим, без слова Assault в названии. Впрочем, wargaming.net — британцы, и делать им на КРИ особенно нечего. Однако собственно игру разрабатывает компания «Гейм Стрим», из Белоруссии. А вот издает Order of War не кто-нибудь, а компания Square Enix — та самая, которая Final Fantasy с первой по тринадцатую и бесконечное количество дополнений и переизданий... ну, и еще несколько сверхпопулярных игровых серий, в основном JRPG.
Встает резонный вопрос — зачем японской компании публиковать игру, созданную белорусскими разработчиками по заказу британцев? Тем более, что неяпонских игр Square Enix до сего момента не публиковала. Так почему? Неужели Order of War — это белорусская RPG? Нет, конечно. Это реалтаймовая стратегия с танками; в принципе, эта игра уже выходила в России под названием «Операция Багратион», в прошлом году, и даже получила приз «Лучшая стратегическая игра» на КРИ 2008... По заказу Wargaming.net игра была переделана до такой степени, что стала называться совершенно иначе, была переведена на английский и... и теперь можно играть не только за Советы, но и за американцев.
Но почему же все-таки издают ее японцы Square Enix? А разгадка проста: кризис и желание японцев закрепиться на западном рынке. Мировой финансовый кризис здорово подкосил западных издателей — да и не только западных. В 2005 Square Enix купила остатки Taito Corporation, легенды восьмидесятых; в 2008 попыталась купить Tecmo (серии Ninja Gaiden, Dead or Alive) — но не вышло. В феврале 2009 года Square Enix внезапно купила британского издателя Eidos (а это, на минуточку, Tomb Raider, Hitman и Carmageddon). Wargaming.net тоже, если помните, британцы.
Такой вот интернационал на фоне финансового кризиса. Две премии за Order of War — «лучшая компания-разработчик» и приз от прессы.
В начале 2010 десятого года Wargaming.net планирует немножко отойти от стратегий и выпустить гораздо более модную условно-бесплатную многопользовательскую игру World of Tanks. «Это не стратегия, это экшен!», говорят нам разработчики и показывают видео с танками, давящими орков. И если Order of War на территории России будет издавать компания «Новый Диск», то World of Tanks... Уж не «Аструм» ли? Или Wargaming.net своими силами обойдутся?
Что интересно, премия со странным названием «Лучшая игра без издателя» тоже досталась танкам — вернее, игре под названием Tanki Online. Бесплатной и онлайновой. Им же досталась и премия «Лучшая технология» — не столько танкам, сколько компании Alternativa (она же — Alternativa Online и Alternativa Platform). Технология, созданная «Альтернативой», позволяет создавать трехмерные игры на технологии flash — и, как следствие, запускать эти игры прямо в браузере.
Ну и напоследок: телеканал «Первый игровой», довольно бодро поучаствовавший в КРИ (во всяком случае, их стенд был не слишком преисполнен печали и уныния) объявил в четверг, 21 мая, что с первого июня телеканал отправляет всех сотрудников в «отпуск без обеспечения» и переходит в режим «вещательной базы» (нет, мы не знаем, что значит это словосочетание).
Кризис же!