Постапокалипсис сегодня. Обзор Метро 2033
Название игры: Метро 2033 (Metro 2033)
Жанр: First-Person Shooter
Разработчик: 4A Games
Издатель/в России: THQ/Акелла
Системные требования: Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2.5 Ghz, 1 Gb RAM, GeForce 8800/Radeon HD 2800, 7.5 Gb HDD, Windows Vista/Windows 7, интернет-соединение
Похожие игры: Анабиоз: Сон разума, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, Half-Life 2, Doom 3
Дата выхода: 19 марта 2010-го года
Официальный сайт: http://www.metro2033.ru/game
Когда «Метро 2033» было официально анонсировано, большинство отнеслось к грядущему релизу скептически – «подумаешь, тот же S.T.A.L.K.E.R., только в московском метро». Однако все вышло иначе. После целой серии переносов, задержек и пропадания с радаров игровой прессы разработчики наконец-то вновь заговорили об игре. Появлялись новые детали, публиковались первые впечатления от шутера, всплывали не только новые скриншоты, но и видеоролики. А когда случился релиз «Метро 2033», появились сообщения, что S.T.A.L.K.E.R.’у пора снимать желтую майку лидера отечественного игропрома и в срочном порядке передавать ее детищу 4A Games.
Работая еще над S.T.A.L.K.E.R., сотрудники 4A Games уже тогда были не согласны с линией, избранной «партией» – по их мнению, лучший отечественный шутер не должен был заигрывать с открытым миром и вступать в опасные эксперименты с искусственным интеллектом, живущим сам по себе. Однако из песни слов не выкинешь – закончив теперь уже национальную украинскую гордость, разработчики взялись за создание собственной игры. Сеттинг и литературная основа были выбраны удачно – еще рисуя кровососов и расставляя аномалии в Зоне, будущие основатели 4A Games вышли на связь с автором интернет-романа «Метро 2033», Дмитрием Глуховским. Он не только дал добро на «игроизацию» впоследствии ставшей суперпопулярной книги, но и согласился консультировать разработчиков в процессе создания шутера.
Жизнь после смерти
Первое, что отмечаешь при первом запуске «Метро 2033» – это атмосферность игры и ее проработанность в плане мелочей. Выкарабкиваясь из тоннеля вслед за каким-то сталкером, герой игры нахлобучивает на себя противогаз и выходит на поверхность Москвы 2033-го года. На него смотрят не подсвеченные синим огнем рекламные щиты с какой-нибудь Ксенией Собчак, а руины, среди которых снуют мутанты и прочая нечисть. Для тех, кто не знаком с книгой, буквально за пару минут дается вводная – из-за атомного пожара Третьей мировой привычная Москва оказалась непригодной для жизни – выжившие ютятся в метрополитене, который из обычной «подземки» превратился в целый мир со характерным для него обществом. Ветки метро превратились в самостоятельные города-государства, где хозяйничают коммунисты, фашисты, «братки» и настроенные либерально-демократически товарищи.
Родись главный герой игры, Артем, лет на тридцать пораньше, он бы помнил, что такое давки в метро в час пик, с тоской вспоминал бы о сумасшедшей поездке в одном вагоне с футбольными фанатами и еще раз хотел бы почувствовать запах утреннего перегара от соседа в понедельник. Однако ему только двадцать лет – вся его жизнь прошла в московской подземке, где обитают мутанты и расставляют свои смертельные капканы аномалии. На Калужско-Рижской линии, где обитал он и его соседи, было относительно спокойно и безопасно. От мутантов отбивались благодаря паре блокпостов, продовольствие приносили с других веток торговцы – одним словом, «завтра» у Артема было.
Однако неожиданно появляется сталкер по прозвищу Хантер, который поручает Артему нелегкую миссию – добраться до Полиса, что находится в центре, и рассказать тамошнему совету о новой опасности. Последняя случается прямо на наших глазах – станцию атакуют так называемые «Черные», новые мутанты, которые перешли на более совершенную ступень эволюции. Их практически не берут пули, а увидевшие новую нечисть люди теряют рассудок.
Не прислоняться!
Отправившегося в нелегкий путь Артема ждет множество событий, большинство из которых развернется под землей. Читавшие роман Дмитрия Глуховского скажут, что такой подход правильный, так как в первоисточнике все именно так и было. Хотевшие плевать на книгу любители постъядерной «чернухи» пожурят авторов игры за малое количество эпизодов, которые разворачиваются на поверхности опустошенной Москвы. Еще больше негодовать будут те, кто в «Метро 2033» ожидал увидеть прежде всего отличный шутер – без «вникания» в сеттинг игры удовольствия получаешь меньше.
Как уже говорилось, в отличие от S.T.A.L.K.E.R., в «Метро 2033» нет открытого мира, в котором можно пойти в любую сторону и делать все, что вздумается. Избежав главной ошибки разработчиков, которые под одеялом пытаются создать трехмерный Fallout и постоянно терпят фиаско, 4A Games изготовили классический «коридорный» шутер, где почти каждый шаг в сторону карается загрузкой последнего чекпоинта или непреодолимым препятствием. «Самоволка» дозволена лишь в единичных случаях – речь о «схронах» с оружием и патронами, а также небольших моральных выборах, которые определяют, какой будет концовка – «хорошей» или «не очень».
Не стоит думать, что «рельсовость» сделала «Метро 2033» плохой игрой, как раз наоборот. Относительно небольшой размер локаций позволил разработчикам сосредоточиться на деталях, которые очень важны для передачи нюансов романа. Декорации, разговоры людей на станциях, надписи и таблички на стенах заменяют сотни килобайт текста. Основательно подойдя к передаче литературного источника, сценаристы развили некоторые сюжетные повороты и избавились от лишнего, что в рамках шутера было бы скучно. Изучая коридоры станций, то и дело натыкаешься на отсылки к книге – только иногда вся эта серьезность разбавляется гэгами разработчиков.
Артема чуть ли не за ручку ведут до финала истории – далеко не всем напарникам суждено остаться в живых, однако стоит отдать должное – их образы надолго остаются в памяти. Отказавшись от модных нынче ролевых элементов, 4A Games рубит все на корню – от RPG тут есть разве что торговцы на станциях, предлагающие товар за деньги Москвы будущего – довоенные патроны калибра 5.45. Что интересно, «валюту» можно не только тратить на покупку новых стволов, но и в буквальном смысле пускать их на ветер – то есть стрелять ими. Калибр 5.45 бьет противников куда больнее и шанс выжить даже в неравном бою повышается, однако не стоит забывать – стреляете «деньгами», за которые потом можно приобрести аптечки, сменные фильтры для противогаза, динамит и прочее добро.
Инвентаря, в который в Зоне можно было умудриться «запихать» сразу три Калашникова, в «Метро 2033» нет. Оружия позволено носить с собой именно столько, сколько может унести нормальный человек – нож, пистолет, дробовик, автомат и динамит. Реализма добавляют фонарь, противогаз и карта-дневник, которая при необходимости подсвечивается зажигалкой. В комплекте с фонариком на шлеме идет специальный генератор – пощелкав мышкой десяток раз, его можно подзарядить и свет от фонаря становится ярче, луч бьет сильнее. Перезарядка оружия и нахождение в противогазе – просто сказка, от одного лицезрения которой на душе становится теплее. Изумительная анимация доставания нового рожка с патронами, дым из ствола, запотевание противогаза (а в некоторых случаях и трещины по стеклу), тяжелое дыхание героя при необходимости сменить фильтр – сразу видно, что над этими «фичами» разработчики поработали немало.
Самое интересное поджидает ближе к финалу восьмичасовой истории. Сначала Полис, который вызовет восторг у всех ценителей Fallout и постапокалиптической романтики. Оказавшись внутри самого большого поселения метро, битый час бродишь по его окрестностям, прислушиваясь к беседам окружающего люда и подмечая все, даже самые незначительные детали. Жаль, разработчики лишили местных «неписей» интересных квестов и поручений для Артема – все попытки обратить на себя внимание заканчиваются лишь нейтральными «привет» и «как дела?».
Увидев поверхность Москвы 2033-го года в самом начале, не обольщайтесь – шутер сам по себе огромный флэшбэк, который подводит к событиям, имевшим место в завязке игры. В ближайшее время Артему предстоит познакомиться со всеми хитросплетениями тоннелей – местами скучный путь разбавлен как нельзя уместными тут мрачным эмбиентом и гитарными аккордами. Однако втянуть противогазом ядовитый столичный воздух все же позволят не раз – именно тогда и состоится поход в Ленинскую библиотеку, забег по улицам и осмотр достопримечательностей Москвы с высоты птичьего полета.
Почти до потолка
Стремление украинских студий передать романтику индустриальной эпохи находит отражение не только в S.T.A.L.K.E.R., You Are Empty и «Анабиозе», но и в «Метро 2033». Плакаты советской эпохи, кричащие с дрезин командиры «красных» отрядов и даже детские игрушки – лучшее тому подтверждение. Валяющиеся на прилавках балалайки и часто встречаемые люди в ушанках не стоит критиковать – к чести 4A Games, она не переусердствовала с «матрешечной» тематикой. Более того, есть как минимум один непростительный ляп по отношению к русскоговорящим игрокам – некоторые надписи на станциях метро на английском. Про назойливую рекламу книг по вселенной «Метро 2033» говорить, наверное, излишне – и на старуху бывает проруха.
Даже на высоких настройках процессор и видеокарта скрипят от натуги, выдавая при этом просто потрясающую картинку с шейдерными спецэффектами, реалистичным дымом и великолепным освещением. А ведь еще и «Экстра» – выкрутив настройки на максимум, игру вполне можно использовать в качестве бенчмарка. Особенно приятно отметить, что выход на казавшийся недосягаемым западный уровень сопровождался разумными геймплейными решениями разработчиков. Отказавшись от заигрываний с «искусственной жизнью», девелоперы избавили молчаливого героя от необходимости решать надуманные «физические» задачки, которыми нас постоянно баловала Valve в каждой серии приключений Гордона Фримена.
Шансы переплюнуть тот же Half-Life 2 у «Метро 2033» были, однако они разбились о то, что мы привыкли именовать «шутером». Если вы хоть раз участвовали в перестрелках в S.T.A.L.K.E.R., то знайте – «боевка» в детище 4A Games примерно такая же. Лишенные здравого смысла монстры напрямик несутся навстречу, а homo sapiens героически гибнут от очереди в упор. Фашистам и мародерам для полного сходства с жителями Зоны не хватает разве что криков с характерным украинским акцентом «пацаны, слева его обходи» или «ой, «маслину» словил…». Впрочем, сей «недостаток» компенсируется все теми же голосами и способностью противников не реагировать на полученные ранения. После выстрела с дробовика в упор понять о нанесенном уроне можно лишь по капелькам крови – убитые монстры и люди валятся как деревья, даже не проявляя приступов предсмертной агонии.
Еще забавнее в «Метро 2033» подход к стелсу, которые начинает напоминать о себе во время пребывания у коммунистов и фашистов. Попытки поиграть в зеленоглазого шпиона, тихо убрав одиноко стоящего часового, прерываются общей тревогой по станции – за Артемом начинают охотиться все вокруг. При этом попытки спрятаться в темноте не приводят ни к чему хорошему – кремниевая башка, казалось, набитая соломой, видит врага даже без света фонарей и в считанные минуты нашпиговывает его свинцом. Спрашивается, зачем нужно было пополнять ассортимент станционных барыг пистолетами с глушителями и прибором ночного видения, если самый простой способ миновать все патрули «коричневых» – просто обойти их за километр, предусмотрительно разбивая лампы и карабкаясь по специально расставленным трубам?
И все-таки, даже не закрывая глаза на упомянутые недостатки, в «Метро 2033» играть интересно. Это не только без пяти минут идеальная работа с литературным источником, но и едва ли не первый удачный опыт отечественных разработчиков в области «постъядерных» шутеров. Наверное, продолжение такой истории было бы не лишним.