Слабонервным просьба выйти! Обзор игры Dark Souls: Prepare to Die Edition
Название игры: Dark Souls: Prepare to Die Edition
Возрастной рейтинг: 16+
Жанр: Action, RPG
Разработчик: From Software
Издатель: Namco Bandai Games
Похожие игры: Demon’s Souls, Ninja Gaiden Sigma, Darksiders 2
Платформы: PC (Windows), PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 24 августа 2012 года (PC), 26 октября 2012 (консоли)
Официальный сайт: http://www.preparetodie.com
У игры Dark Souls есть предок — игра с очень похожим названием Demon's Souls вышла на PlayStation 3 в феврале 2009 года. Первоначально она завоевала симпатии у крайне узкой аудитории игроков из Японии, но впоследствии две разных компании, Atlus и Namco Bandai, издали кулуарный хит в Северной Америке и Европе.
В первую очередь тот проект понравился тем, кто любит, когда кривая сложности зашкаливает, а сама игра преодолевается с огромным скрипом, через тернии и невыдуманные сложности. В сиквеле Dark Souls, вышедшем в конце 2011 года, авторы сделали игру еще сложнее. Они пошли по пути разработчиков серии Ninja Gaiden и превратили проект с современной графикой в гостя из далеких 8-битных времен, когда каждый уровень был вызовом терпению и способностям игрока.
По своей сути, Dark Souls — проект с консольным происхождением, успех которого привел его сквозь огонь и воду на персональные компьютеры. Сначала Dark Souls стала доступна в октябре 2011-го владельцам приставок Xbox 360 и PlayStation 3, а спустя 10 месяцев ее дождались и владельцы компьютеров. Стоит сразу сказать, что разработчики из From Software на ПК портировали игру плохо, но напрасным ожидание все равно не было.
Dark Souls: Prepare to Die Edition осталась той же самой игрой 2011 года, хардкором в чистом виде, но при этом обзавелась дополнительными локациями и зубастыми боссами. Будучи концептуально похожей на такие проекты как Dragon's Dogma, Monster Hunter и Ninja Gaiden, DS: PtDE со старта взяла игроков «на слабо»: даже вводящее в курс дела обучение сконструировано так, чтобы новички умерли во время инструктажа пару десятков раз. Это значит, что Dark Souls была создана либо для ветеранов видеоигр, либо неумелых мазохистов.
Скорее всего, данный проект понравится поклонникам вышеперечисленных игр, а также тем, кому полюбились The Elder Scrolls: Skyrim и Severance: Blade of Darkness. Уж больно похожа на них героиня нашей рецензии. Игровой процесс напоминает классическую «ролевку» с упором на экшен-составляющую. Говоря по-простому, Dark Souls выступает в нише боевиков с прокачкой, среди которых в этом году особенно выделились Dragon's Dogma и Darksiders 2. Неспроста все три проекта начинаются с одной и той же буквы.
Если описать геймплей одним предложением, то вся игра — путешествие сквозь неприветливые локации и борьба со смертоносными монстрами. Хотя игра и обладает европейской стилистикой (рыцари, драконы, псевдо-Средневековье), ее придумали в Азии. Поэтому в атмосфере угадывается восточный колорит, и по этой же причине основная аудитория игры — жители азиатских стран, проголосовавшие за проект «юанями». Для многих европейцев игра, скорее всего, так и останется непонятной формой интерактивной пытки.
Действие игры происходит от третьего лица — нам регулярно приходится любоваться на спину героя, хотя никто не запрещает покрутить вокруг него камеру. Впрочем, во время боя непоседливая камера скорее мешает, ведя себя самым непредсказуемым образом. Пару раз из-за нее даже удавалось случайно свалиться в пропасть! Уж лучше стабильно любоваться на потертые доспехи, защищающие спину.
В отличие от предыдущей части, Dark Souls обладает открытым для исследования миром, в котором множество локаций соединены друг с дружкой, и зачастую к цели ведет не линейная колея, а пара разных маршрутов. Внимательные игроки смогут обнаружить немало тайников, в том числе побочные квесты и секретных боссов.
Во время путешествий под горячую руку игрока (или меч, арбалет и файербол) попадут самые разные противники, начиная с традиционных зомби, пауков, падших рыцарей и заканчивая список экзотическими боевыми деревьями, грибами-людоедами, комьями плоти с торчащими цепями и тенями из Бездны, которая откроет игроку события прошлого. Надо сказать, в мире Dark Souls полно сошедших с ума монстров и порождений больной фантазии, словно в каком-нибудь Silent Hill. Да и в целом, противостоящий нам зверинец легко потягается с обширными бестиариями Monster Hunter 3 и Darksiders 2. Уж что-что, а собрать армию разнообразных врагов у неутомимых японских разработчиков действительно получилось!
Начинается DS с генерации собственного персонажа: для него можно выбрать класс, тип телосложения, имя и прочие атрибуты, важные для выживания. Далее игроку придется привыкнуть к ограничениям боевой системы: у персонажа всегда есть две полоски: здоровья и стамины. С первой все понятно, а вот «выносливость» нужна для совершения любых действий — бега, кувырков и атак.
Игра вынуждает не нападать постоянно, без передышки, а комбинировать нападение и защиту, грамотным образом вплетая в этот понятный процесс еще и паузы для перевода дыхания. Лечебных снадобий мало, здоровье восстанавливается только около специальных точек (костров), и даже кувырок в сторону от чьей-либо атаки отнимает часть сил. А ведь эта проблема не исчезнет вслед за стартовыми локациями — всю дорогу к финальному боссу Гвину нам придется аккуратно отпрыгивать, пить зелья и вовремя наказывать врагов за промахи. Ситуаций, в которых персонаж стал слишком силен, а игра резко упростилась, тут не возникнет никогда.
В Dark Souls неестественно много ловушек, а драться более чем с одним противником опасно — больно быстро убивают, буквально с двух-трех ударов. Боссы еще хуже: у некоторых из колоссов есть атаки, способные убить игрока на месте независимо от его запаса «здоровья». Тем самым игрок вынужден умирать и пытаться подступиться к ахиллесовой пяте босса вновь. Однако точки сохранения, которыми являются костры, попадаются крайне редко. Умер? Не повезло.
В случае гибели персонаж возрождается около последнего костра в качестве мертвеца, так называемого «андеда», и теряет все навыки и предметы. Вернуть их вместе с человеческим обликом можно только собрав вещи с собственного остывшего трупа. Как догадываетесь, если персонаж умер где-нибудь в финале лабиринта, то игра ни за что не предложит такси к месту гибели или хотя бы сокращенного маршрута. Здесь действуют правила из видеоигр 80-х годов, уж извините!
Временами игра просто бесчеловечна — особой популярностью тут пользуются узкие тропинки, в которых шаг влево или шаг вправо карается падением в пропасть. В недостижимых местах стоят лучники и обстреливают героя, а попадания чреваты смещением с узкой тропы во всю ту же бездну. В дальнейшем правила усложняются еще сильнее: готовьтесь к преодолению троп под обстрелом заклинаниями и качающимися как маятники топорами.
Серия God of War тоже использовала аналогичные ловушки, но там баланс был выдержан аккуратнее, и сложность была вполне по плечу большинству игроков. Ошибка авторов Dark Souls заключена в неуемном желании переусложнить жизнь игрока: здесь принято делать из сложной ситуации невыносимую, а впоследствии еще и разбавлять невыносимую проблему слоем азиатского жестокосердия. С таким количеством игровых затыков на квадратный метр уложиться в 60 часов прохождения, как то обещано авторами из From Software, будет крайне сложно.
Откровенно говоря, PC-версия Dark Souls относится к специфическим развлечениям для узкой аудитории. Это те люди, которые с пониманием относятся к отсутствию автосохранений, устаревшим 20 лет назад правилам игрового дизайна и необходимости по много раз повторять одни и те же действия, оттачивая навыки и знание уровня до идеала. И даже те, кто прекрасно освоил игру и понял игровую механику, не застрахованы от нелепой смерти — самая частая проблема заключается в том, что игрок оступается, падает в пропасть и умирает.
Покупать PC-версию игры без наличия геймпада крайне не рекомендуется. Если, конечно, не хотите ронять слезы на клавиатуру. Также следует быть готовым к устаревшей графике, которая в портированной редакции выглядит заметно хуже, чем на консолях, и многократной проверке ваших нервов, терпения и воли к победе.
Подведем итог вышесказанному: игра совмещает быструю смерть, отсутствие автоматических сохранений, огромное количество врагов и ловушек, неравномерно рассказываемый игрой простецкий сюжет и, наконец, пытки вроде тандема боссов, один из которых юрок и безумен, а второй мощен и вооружен молотом размером с гору. Недостатков слишком много, а взамен — почти недостижимое удовольствие попасть в число элитарных игроков, покоривших Dark Souls.
Рекомендовать кому-то проект, который действительно не любит своих игроков, мы все-таки не станем. Проблем у Prepare to Die Edition много: из ранее не названных стоит припомнить игре то, что при переносе на платформу Windows она стала выглядеть действительно плохо и даже иногда вылетает в библиотеку игр Steam. Все эти факторы делают DS сомнительным удовольствием.
Лучше уж, право слово, обратить внимание на вечную классику типа Severance (2001) или более успешного коллегу Darksiders 2 — последняя вышла в один месяц с Dark Souls, но ее общество оказалось для нас куда приятнее. И финальный момент: владельцы консольных версий Dark Souls смогут купить все бонусы дополнения Prepare to Die уже 26 октября. На этот день назначен выход скачиваемого дополнения Artorias of the Abyss, получившего название по имени одного из свирепых боссов, эксклюзивных для расширенного издания Dark Souls. Быть может, стоит дождаться октября?