Обзор игры Dead Space 3. Монстры дохли, обжигались, но продолжали жрать Кларка
Название игры: Dead Space 3
Жанр: TPS с элементами survival horror
Разработчик: Visceral Games
Издатель: Electronic Arts
Похожие игры: серия Dead Space, а теперь еще и Lost Planet
Платформы: PC, PS3, Xbox 360
Дата выхода: 07 февраля 2013 года
Официальный сайт: https://www.deadspace.com/
У хороших игр-ужастиков есть одно немаловажное преимущество перед жанрово родственными кинематографическими собратьями: погрузившийся в атмосферу игрок, поневоле ассоциирующий себя с героем, может испытать куда более сильные ощущения, нежели способен предложить даже самый лучший кинотеатр (отдельным пунктом, правда, идут книги, остающиеся вопросом развитого воображения). Немудрено, ведь даже самый изощренный кинокошмар отделен от вас преградой экрана, тогда как игра способна почти непосредственно окунуть вас в самый омут кровавого (психологического, мистического — нужное подчеркнуть) ужаса.
Вспомните свои впечатления двадцатилетней давности от Alone in the Dark, чья картинка никак не могла соперничать с фильмами ужасов тех лет или, например, от еще более условного Clock Tower для консоли SNES. Гнетущая, напряженная в своей безнадежности обстановка, необъяснимый, но жестокий и безжалостный враг и почти полная беспомощность героя — вот те столпы, что вознесли на вершину страха серии AitD и Silent Hill.
Достойно в ряды страшилок вступил в свое время и Dead Space: на огромном корабле, затерянном среди космического пространства, некроморфы весьма достойно щекотали наши нервы своими мертвыми когтями. Прошло немного времени и мы снова отправились в ароматные объятия мертвых и шустрых монстров — вторая часть приключений Айзека Кларка была великолепной, но уже не так пугала, как раньше, сместив баланс в сторону экшена. Dead Space 3 продолжил двигаться именно в этом направлении, позаимствовав из боевиков изрядную долю игрового процесса и немало приемов — теперь впору некроморфам бояться вас, а не наоборот.
После памятных событий на Титане наш протагонист, чье имя отдает должное сразу двум мэтрам научной фантастики, не помышляет ни о каких более подвигах и лечит ночные кошмары регулярными запоями в Лунном Городе. Для депрессии у него, помимо личных причин, есть и причины вполне объективные: фактическое влияние церкви Юнитологов стало без пяти минут безграничным, правительства, даже самого плохенького, более не слышно и не видно, и человечество валится в пропасть радостно и с песней. Повлиять на ситуацию пытается зазноба героя, Элли Лэнгфорд, обнаружившая далекую обледенелую планету, по некоторым сведениям,
являющуюся родиной проклятых Обелисков, столь разрушительно воздействующих на психику и физиологию окружающих. Разумеется, там одноглазая Элли и пропадает, успевая напоследок включить сигнал бедствия и, разумеется, именно Кларка буквально пинками гонят на помощь исчезнувшей экспедиции, а заодно и на священную миссию по спасению остатков рода людского.
Сюжет Dead Space 3 продолжает повествование первых двух частей, оставляя под вопросом, впрочем, факт его завершения. Попутно с проблемами насущного выживания, обезвреживания Обелисков и разгребания наследия малопонятной инопланетной расы Айзек не забывает и о чисто личных проблемах, пытаясь отвоевать Элли у ее нового ухажера Нортона. Сомнительная романтическая линия, к счастью, не пытается вылезать на передний план сценария, в силу чего она не смотрится слишком уж дико на фоне разворачивающихся событий, перемежаемых регулярной гибелью товарищей. Ну и добавляет остроты в историю лидер юнитологов Якоб Даник, лично прибывший на отмороженную планету в окружении многочисленной свиты, дабы покарать угрожающих вожделенному Единству еретиков.
Да, вы все правильно поняли, здесь нам предстоит воевать не только с некроморфами, но и с людьми, причем с самого начала игры. Более того, вести перестрелки предстоит с активным использованием укрытий и лихими перекатами в духе Gears of War. Стандартный для современного шутера набор действий смотрится в Dead Space как-то странновато, тем более что в общении с привычными некроморфами все эти новшества никоим образом не помогают. Куда более «боевой» стала и философия игры в целом: количество открытых пространств возросло, а патроны перестали быть дефицитом, так что выкашивание врагов, хоть живых, хоть мертвых, пулеметным (да-да, именно пулеметным!) огнем в Dead Space 3 — обычное дело. Какие уж тут ужасы — вы попробуйте чем-то напугать закованного в броню детину с пулеметом наперевес.
Впрочем, доля хоррора в игре, конечно же, осталась, хоть и в несколько ущемленном виде. Теперь выделение из вашего организма адреналиновых кирпичей провоцируется исключительно неожиданными нападениями и резкими звуками. Некроморфы поджидают за открывающимися дверями, наскакивают с флангов и с удовольствием валятся с потолка вам на голову. Если подпустить дохлого мутанта слишком близко к себе, придется поучаствовать в небольшой QTE-сценке на одну кнопку, дабы вручную побороть супостата, оторвать его от себя и наградить до кучи тяжелым отеческим пинком. Все эти моменты напоминают о том, что мы играем все-таки в Dead Space, а не в свеженький шутер, и поначалу даже пугают должным образом. К сожалению, по ходу процесса к неожиданностям вырабатывается привыкание и эффект внезапности сводится практически к нулю. Если вам встречается вентиляционная решетка, будьте уверены, что оттуда скоро полезут. То же касается большинства темных уголков и, разумеется, выполнения ключевых заданий — каждый успех наказывается, как и положено.
Помимо основной миссии по спасению себя, окружающих и человеческой расы в целом Dead Space 3 предложит вам некоторое количество побочных заданий, выполнение которых пусть и не является обязательным, но крайне желательно. Дело в том, что сайд-квесты хоть и немногочисленны, но очень добротно проработаны, каждый из них может отнять не один час игрового времени и, в большинстве случаев, порадует небольшой отдельной историей. Например, столкновение с последним выжившим (ну, пусть не совсем выжившим) в центральной части корабля «Терра Нова» неплохо дополняет атмосферу и отлично ложится в общую картину повествования. Разумеется, отвлечение вас от основного задания всегда по-королевски вознаграждается ценными ресурсами и еще более ценными конструкторскими узлами для создания вооружения.
Инженерному гению в Dead Space 3 есть где разгуляться, благо в ресурсах и чертежах особого недостатка не ощущается. Основой будущего инструмента по повторному упокоению некроморфов всегда становится станина, определяющая, будет ли оружие легким, на одну руку, или тяжелым. На эту станину навешивается один или два узла (под основную и альтернативную атаку соответственно), определяющих принцип действия. Каждый из узлов имеет сменный вариатор, отвечающий за производимый эффект. Например, при помощи различных вариаторов из стрелкового узла вы можете получить винтовку, дробовик или пулемет. Восемь (в максимальной комплектации станины) слотов под различные цепи модификации позволят вам улучшить (или ухудшить, как получится) конкретные характеристики. Наконец, еще две насадки (верхняя и нижняя) добавят вашему «оружию победы» дополнительные свойства, такие, например, как поражение цели стазисным полем или автоматическую перезарядку. Вариантов вооружения, таким образом, получается просто море, на любой вкус и цвет.
Правда, смещение баланса в сторону боевика ощущается и здесь: изобилие патронов избавляет от необходимости их экономии, так что выбор волей-неволей смещается в сторону скорострельного оружия. В частности, пулемет с прокачанным до максимума показателем урона и подствольным дробовиком (чтобы отбрасывать от себя слишком уж шустрых монстров) становится почти вне конкуренции, оставляя позади традиционные для серии ремонтные и слесарные инструменты. При желании любое оружие, для которого есть чертеж, или любой узел, с которым вы уже встречались, можно собрать с нуля — хватило бы только ресурсов.
В деле личного обогащения вам помогут автоматизированные сборщики размером с обычную радиоуправляемую игрушку. Заприметив расположение тайника с ценными элементами (вы услышите характерный звук), просто выпускайте машинку кататься по округе и через некоторое время подбирайте ее на любом станке — трудолюбивый робот приволочет туда все, что обнаружит по дороге. Весьма удобная штучка. Кроме того, встроен в игру и «аттракцион невиданной жадности» — ценные ресурсы, при желании, можно купить за реальные деньги прямо из меню станка.
Немалую часть антуража Dead Space всегда создавало место действия. Локации позволяли почувствовать оторванность от остального мира, способствовали нагнетанию атмосферы и делали происходящий на экране кошмар персональным. Идея хоррора в космосе приобрела популярность благодаря кинофильму «Чужой» (не секрет что и этот фильм, в том числе, вдохновлял Visceral Games), и его девиз «В космосе никто не услышит ваш крик» вполне выражал суть злоключений Айзека Кларка. Dead Space 3 хотя бы на пятьдесят процентов оправдывает свое название — первую половину игры вам придется провести в том самом «безжизненном пространстве», обследуя сразу четыре покинутых космических корабля. Эта часть, пожалуй, в наибольшей степени соответствует канонам серии, работа же в открытом космосе доставляет отдельное удовольствие. Вторая половина игры проходит на обледенелых просторах Тау Волантис и здесь уже происходящее больше ассоциируется с другой игровой серией, Lost Planet, и немного с известной франшизой The Thing. Реализация оказалась достойной, но стоило ли Dead Space терять часть своей индивидуальности ради смены антуража — большой вопрос.
Следуя тенденциям моды, Dead Space 3 предлагает возможность совместного прохождения игры на двоих. Второй игрок в этом случае берет на себя роль Джона Карвера, одного из соратников Айзека. В этом режиме немного полнее раскрывается история, появляются интересные возможности для взаимодействия, а некоторые бонусные миссии в игре откроются только в том случае, если вы играете с приятелем. Правда, остатки атмосферы «ужастика» в этом случае улетучиваются подчистую, ведь всегда есть кто-то, кто вас прикроет или даже оживит.
В основном мир Dead Space 3 погружен либо в сумерки, либо в туман, да и скоротечные схватки с некроморфами не позволяют рассмотреть монстров во всех подробностях. Лишь во время сюжетных сценок, когда камера близко демонстрирует лица персонажей, мы можем заметить, что движок Visceral Engine впечатляет уже далеко не так, как это было пять лет назад. Впрочем, некоторое моральное устаревание вовсе не мешает ему рисовать потрясающей красоты задники пейзажей. Неблагозвучная, тревожная и пугающая музыка честно пытается воссоздать атмосферу ужастика в нужных местах, но иногда у нее это плохо получается: вот звучат пронзительные мотивы, вы озираетесь вокруг себя, никого не наблюдаете, и лишь через пару минут монстр, застрявший между парой ящиков, наконец-то находит выход и устремляется в вашем направлении. А иногда зазевавшегося и, видимо, заблудившегося некроморфа можно убить со спины. Так что можно еще поспорить, кого именно должны пугать «фирменные» мелодии ужасов.
Visceral Games предложили нашему вниманию хорошую и добротную игру, частично отказавшись при этом от собственных же находок, делавших «Безжизненное пространство» индивидуальным. Третья часть истории Кларка и Обелисков — это уже не совсем Dead Space, она больше не пугает, а позволяет пробежаться по себе с залихватским гиканьем и ураганной стрельбой. Делает ли это игру плохой? Отнюдь нет. Но ждали мы всё-таки немного иного.