Опубликовано 09 сентября 2012, 00:10

Deadlight. Платформенный зомби-апокалипсис

В страшном-страшном мире, в одной одичавшей стране, в некоем черном-черном городе бродят безнадежно мертвые люди с облезающей кожей, вываливающимися глазами и неумеренной жаждой чужой плоти. Знакомая песня, не так ли? Но при всей банальности истории Deadlight умудряется представлять давно затертые клише с весьма неожиданной стороны. Итак, сегодня на повестке дня очередной конец света.
Deadlight. Платформенный зомби-апокалипсис
Вот он, суровый герой с топором

Вот он, суровый герой с топором

Название игры:  Deadlight
Возрастной рейтинг: 16+
Жанр:  Platformer/Survival horror
Разработчик:  Tequila Works
Издатель:  Microsoft Studios
Платформы:  Xbox360
Дата выхода:  01 августа 2012 года
Официальный сайт:  http://deadlightgame.com/

Идея гибели цивилизации от гнилых рук зомби (или схожих с ними по повадкам существ) бродит в людских умах примерно с середины прошлого века. Несмотря на явный абсурд и исчезающе малую вероятность наступления подобного рода события, сия концепция не только дожила до наших дней, но и породила десятки тысяч верных приверженцев, с нетерпением ожидающих того момента, когда сосед по лестничной клетке начнет мычать и кусаться. Победному шествию зомби-психоза по планете активно способствуют многочисленные фильмы, книги, комиксы и видеоигры. В каком только виде не представали перед нами живые мертвецы — даже за их команду нам уже доводилось играть. Ну что ж, основательно готовиться к концу света никогда не поздно (а вдруг?), а пока оценим очередную «фантазию на тему», тем более, что получилась она добротной.

«Ожидайте своей очереди на съедение…»

«Ожидайте своей очереди на съедение…»

Вопреки ожиданиям сюжет демонстрирует нам вовсе не ближайшее мрачное будущее, а альтернативное, но не менее мрачное, прошлое. ООН так и не провозгласила 1986 год Международным годом Мира — уже к весне не осталось ни самой организации, ни большей части наций, ею некогда объединяемых. Сгубил планету, как водится, очередной вирус, заставляющий мертвецов подниматься на ноги и нестройными толпами отправляться на поиски не нужного им, в общем-то, пропитания. Слишком озабоченные проблемой сохранения контроля над населением правительства не предприняли нужных шагов для спасения людей и весь мир радостно погрузился в хаос за какие-то два месяца. Среди немногих выживших оказался и наш герой — канадский лесник Рэндалл Уэйн, расставшийся со своими близкими и отправившийся на их поиски в Сиэтл, где, по слухам, некая организация основала безопасное место для переживших пандемию.

Для выживания необходимо занимать господствующие высоты

Для выживания необходимо занимать господствующие высоты

Собственно, с прибытия в этот город и начинается игра. Сюжет не хвастается оригинальностью, но зато неукоснительно следует традициям серьезного постапокалиптического жанра. Никакого веселья с массовым расстрелом прогнивших толп из тяжелого оружия, никакой миссии по спасению мира, никакой надежды на светлое будущее. Есть бесчисленное множество Теней (так здесь называют привычных зомби), есть ловкие и по-разному вооруженные выживальщики, озабоченные лишь своими насущными проблемами и есть (куда ж без них во всеобщем бардаке) беспринципные бандиты, обустраивающиеся на пепелище за чужой счет. Последние, кстати, хоть и вполне себе живые люди, но ведут себя куда хуже ходячих мертвецов. Так что эпичностью приключения Уэйна не блещут — не до того. Спастись бы самому, да помочь тем, кто рядом. Героизма умирающий мир не оценит.

Возможно, эти задворки и до катастрофы так выглядели

Возможно, эти задворки и до катастрофы так выглядели

Метро стало бесплатным, но ходит теперь редко

Метро стало бесплатным, но ходит теперь редко

Всю игру мы наблюдаем нашего протагониста «сбоку» - перед нами почти плоский платформер, подобный тем играм, что принесли народное признание консолям первых поколений. «Почти плоский» потому, что в пределах одной плоскости может действовать лишь ваш персонаж — враги и предметы окружения вполне способны перемещаться «в глубину» и действовать на заднем плане. Зато Рэндалл (для друзей, кстати, Рэнди, но, как он сам признается, их у него очень мало) по ловкости не уступает Принцу Персии, Конраду Харту и Лестеру Чайкину вместе взятым. Он запросто преодолевает препятствия в пару метров высотой, перепрыгивает пропасти пугающей ширины, шустро ползает по проводам на руках и даже может в прыжке оттолкнуться от стены и взмыть в ранее недостижимые выси. Впрочем, в угоду реалистичности, беспрерывно исполнять акробатические трюки бывшему леснику не под силу — в игру введена шкала выносливости, истощающаяся от чрезмерно активных действий. Для восстановления сил достаточно всего лишь краткое время постоять спокойно, но, к сожалению, покой-то как раз здесь в дефиците. Не единожды от вас потребуется участие в «забегах на выживание»: лишь быстрые ноги и точные движения могут спасти Уэйна от обстрела с вертолета или от гибели в рушащихся зданиях. Здоровье у нашего выживальщика тоже отнюдь не супергеройское — три (позднее — четыре) удара немытых зомбячьих лап надежно отправляют героя в мир иной. И, наконец, стоит отметить, что, несмотря на всю физподготовку, Рэндалл совершенно не умеет плавать — учтите, что в воде он идет ко дну не хуже топора.

Чем не звезда паркура?

Чем не звезда паркура?

Тут и безо всяких Теней убиться недолго

Тут и безо всяких Теней убиться недолго

Большая часть противников представлена все теми же мертвыми Тенями-зомби. Они неустойчивы, обманчиво неспешны, но стоит им почуять живую плоть, как они окажутся у ее носителя в мгновение ока. Мертвецы, на ваше счастье, не отличаются умом и сообразительностью — даже через капот автомобиля они перелезть не способны. Тем не менее, расслабляться не стоит: самоходные трупы легко и непринужденно стащат вас, например, с лестницы за ногу, если только дотянутся. Столь же легко они проламываются сквозь стеклянные и деревянные ограждения, случись оным оказаться между голодным мертвяком и лакомой человечиной. Главная их опасность, конечно, в количестве — остановить гниющие орды не сможет ни одно местное оружие (тем более что здесь его не много), а пока вы расправляетесь с одним зомбиком, два-три его товарища с удовольствием пожуют вас со спины. По традиции единственно уязвимое место этой гнуси — голова, так что не стоит тратить драгоценные патроны на остальную часть разлагающегося организма. Ближе к финалу вашими противниками станут и люди — бандиты и мародеры, объединившиеся в стаю и гордо назвавшиеся «Новым законом». Эти уже прекрасно мрут от попадания в туловище, что, впрочем, справедливо и для вашего героя: не успели выстрелить первым — извольте начинать с последнего чекпойнта. Да, ассортимент противников небольшой, но для этой игры его вполне хватает.

Ты, зомби и тишина вокруг. Воодушевляет?

Ты, зомби и тишина вокруг. Воодушевляет?

Все они спешат на обед. Обед – вы

Все они спешат на обед. Обед – вы

Оружие в развалинах Сиэтла представляет собой немалую ценность, так что под ногами оно не валяется. Поверьте, вы испытаете немалое облегчение уже когда найдете банальный пожарный топор — ведь с его помощью можно одолеть двух-трех мертвецов (если они лезут поодиночке, а не наваливаются гуртом), а в качестве бонуса он позволяет проламывать деревянные щиты на дверных или оконных проемах и даже сбивать навесные замки. Еще большую радость доставит револьвер расхожего калибра, позволяющий, наконец-то, отстреливать врагов на почтенном расстоянии в рамках количества патронов. Стрельба, кстати, в Deadlight выполнена довольно интересно для платформера: правым стиком наводим оружие на цель, затем стреляем правым же триггером. Никакого автонаведения, да. Ну а полноценным гражданином нового мира вам даст себя почувствовать помповое ружье 12-го калибра. Замечательная и бескомпромиссная вещь, жаль только, что патронов для него вечно не хватает. Для решения некоторых несложных головоломок примерно в середине игры вам достанется рогатка — совершенно бесполезная в качестве оружия, она позволит вам осуществлять удаленное, так сказать, взаимодействие с предметами окружения.

Все-таки огнестрельное оружие есть благо, не так ли?

Все-таки огнестрельное оружие есть благо, не так ли?

Топор не менее эффективен, хоть и не столь удобен

Топор не менее эффективен, хоть и не столь удобен

Дружественных персонажей в игре встретится немного и почти все эти встречи будут мимолетными. Помимо главного героя свой характер раскрывает, разве что, канализационный житель Крыс, ушедший жить под землю еще до начала зомби-апокалипсиса и неведомо как обзаведшийся сыном (которого вам еще и спасать придется). Наверное, так оно и должно быть — в процессе активного выживания на задушевное общение времени нет. Хотя о некоторых персонажах и хотелось бы узнать побольше.

Понастроили тут всякого…

Понастроили тут всякого…

Дизайн уровней — пожалуй, самая сильная сторона игры. Несмотря на то, что движется Уэйн лишь в одной плоскости, сами локации объемны и в них всегда что-то происходит. Гуляют толпами Тени, где-то горят машины, где-то кого-то доедают. Все оформление игры постоянно напоминает вам о том, что гибнущий мир вовсе не сосредотачивается на проблемах Рэндалла, ваши приключения — всего лишь маленький эпизод гигантской трагедии, на фоне которой и пролегает ваш путь.

Он проходит сквозь здания, подземные коммуникации, завалы, автозаправки и многие другие городские пейзажи, несущие на себе явные следы произошедшего. Перекрытия обрушиваются, двери вышибаются ногой, пожары тушатся подручными средствами. Те места, что смертельно опасны для вас, прекрасно подойдут и для окончательного упокоения Теней — подзовите их к искрящей электропроводке или свистните на другой стороне большой ямы и неразумные трупы наперегонки бросятся в ловушку. Сами уровни разнообразны, никогда не вызывают ощущения дежа-вю и никогда не надоедают однообразием.

Помимо весьма скромного количества патронов и аптечек по локациям разбросано множество «сувениров» исчезнувшей цивилизации — удостоверения личности, интересные и не очень документы, игрушки и прочее, что должно вызывать печаль по утраченному образу жизни. Кроме того, каким-то неизвестным образом по Сиэтлу оказались рассеяны страницы дневника Уэйна. Если вы не поленитесь собрать и прочесть все их шесть десятков, то получите сравнительно цельное представление о подконтрольной вам личности.

Бензоколонка получила новое оформление

Бензоколонка получила новое оформление

 Технически игра реализована на базе Unreal Engine 3, что несколько неожиданно для платформера. Графика великолепна, прежде всего, не в силу технологичности, а благодаря безукоризненному, единому стилю Deadlight. Темная, мрачная палитра никак не настраивает на оптимистичный лад и, волей-неволей, затягивает игрока в гнетущую атмосферу конца света. Музыка почти отсутствует — на останках планеты некому наигрывать на музыкальных инструментах. Та же, что есть, служит не развлекательной цели, а, опять же, способствует погружению своими тревожными мотивами, равно как и звуки окружающего пространства. Где-то поскрипывает дверь на одной петле, где-то каркают вороны-падальщики — примерно такого звучания и ожидаешь от постапокалептического сеттинга.

А природа сохранилась и цветет

А природа сохранилась и цветет

Ну чего, казалось бы, можно было в наше время ожидать от игры со столь простой и устаревшей концепцией платформера, да еще и со столь приевшейся историей про нашествие зомби? А игра, как ни странно, вышла прекрасной, не в последнюю очередь как раз и благодаря четкому следованию традициям лучших представителей жанра. В недостатки Deadlight можно записать слишком уж короткую, даже по нынешним временам, продолжительность, ну да много ли вы знаете длинных платформеров? В остальном же Deadlight получился не только интересной и увлекательной, но еще и весьма реалистичной игрой о зомби-апокалипсисе. Как раз о таком, который даже и представлять себе не очень хочется.