Вернуть бы сердце. Обзор игры Dragon’s Dogma
Название игры: Dragon’s Dogma
Жанр: Role-Playing Game, Action
Разработчик: Capcom
Издатель/в России: Capcom/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: The Elder Scrolls V: Skyrim, Dark Souls, Monster Hunter 3, Shadow of the Colossus, Risen 2
Платформы: PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 30 мая 2012 года
Официальный сайт: http://www.dragonsdogma.com
В Японии решили заново изобрести жанр «европейской RPG» и взяли для этого чистый лист, то есть совершенно новую игру. А затем на примере Dragon’s Dogma разработчики из Токио показали всем, как можно улучшить и без того добротную «охоту на драконов» в мире средневекового фэнтези. Наряду с такими хитами как Street Fighter X Tekken, Asura’s Wrath и Resident Evil 6, игра DD попала в число самых дорогих разработок японской студии Capcom. Расходы на создание нового ААА-проекта были сопряжены с огромным риском — раньше Capcom не выпускала классических ролевых игр, а предпочитала жанры попроще: экшены и драки в аниме-стилистике.
Несмотря на всю рискованность затеи, игра получилась на славу: поддержанию интереса у игроков способствует множество деталей, ранее не использовавшихся вместе в одном проекте. Разработчики подсмотрели идеи у Shadow of the Colossus, Skyrim, Dark Souls и Monster Hunter для того, чтобы создать действительно необычную игру, и уж поверьте, это не пустые слова.
Dragon’s Dogma бросает в бой с первых же кадров. Пролог начинается с того, как герой, избранник судьбы, вместе с проводником забирается в логово к дракону, чтобы сразиться с ним. Однако до боя с коварным ящером не доходит — вместо этого игра подсовывает несколько отрядов врагов и чудовищную помесь льва, осла и змеи под названием химера. Только убив химеру и совершив подвиг, история внезапно возвращается к точке начала большой охоты.
По сюжету, злой дракон терроризирует волшебное королевство и крадет сердца людей, продлевая собственную жизнь. Наш герой вступает в схватку с бестией и проигрывает, причем мы действительно участвуем в заведомо проигрышной битве, а не смотрим «красивое кино». Дракон похищает у поверженного протагониста сердце и проклинает его древним заклинанием. С этих пор герой лишен сердца и превращается в Воскресшего, то есть жертву дракона, у которой есть телепатическая связь со своим мучителем.
Эффектное вступление завершается созданием своего героя. Для редактора персонажей Capcom создала поистине уникальный набор инструментов, позволяющий создавать красивых героев и редактировать их до мельчайших подробностей. Причем для боевой системы имеет значение и рост, и вес героя, и даже длина рук и ног, которые редактируем мы сами. Хорошенько поковырявшись, создать можно и двухметровую худую бабушку, сдобренную морщинами, и толстого ребенка с телосложением «груша», и викинга с эльфийскими острыми ушами, курчавой бородой и тощими ногами. Редактор персонажей — первое крупное достоинство игры, дающее фантазии возможность повеселиться.
Кем бы ни оказался герой, он просыпается в лазарете после нашествия дракона и узнает, что рыбацкий поселок спасся благодаря его вмешательству, но теперь он — раб злобного красного дракона, вынужденный каждый раз слышать голос хозяина, прикладывая руку к опустевшей груди. Этот голос станет нашим нежеланным напарником до конца игры, вернее до тех пор, пока дракон будет жить. Ролевая система в игре достаточно простая, но все же более комплексная, чем в Monster Hunter или Diablo — мы можем выбрать любой из трех базовых классов и развиваться внутри него. На выбор даются карьеры воина, мага и страйдера (смеси лучника, вора и киллера).
Каждый из классов можно развить в один из двух продвинутых классов: например, маг может стать заклинателем (с доступом к могущественным спеллам) или лучником-волшебником, гибридным классом, совмещающим навыки страйдера и обычного мага. Всего возможных вариантов классов, включая базовые, девять. На наш взгляд, наиболее интересным получился класс страйдера: по своим качествам он близок к рейнджеру или ассасину, будучи способен на короткой дистанции сражаться двумя короткими кинжалами, а на расстоянии расстреливать врагов из лука. Именно класс страйдера ловчее остальных справляется с седланием врагов. Необычная система развития персонажа является бесспорным достоинством игры. Причем действует правило «что прокачиваешь, то и улучшается» — растут в первую очередь те навыки, которыми игрок пользуется чаще всего.
Вся игра, кажется, создавалась для того, чтобы показать, насколько весело уничтожать монстров-исполинов. Совсем как в Shadow of the Colossus, на нашем пути встречаются огромные боссы: циклопы, гидры, грифоны, огры и драконы разных калибров. Важный момент, что в битвах с боссами участвуем мы сами, напрямую, без всяких автоматизированных действий в духе «сделайте мне красиво» (также известным как заклинание Press X to Win).
DD позволяет в реальном времени зацепиться за чешую какой-нибудь гидры и карабкаться по ней вверх, надеясь доползти до ее «ахиллесовой пяты» раньше, чем она сбросит героя и беспощадно растопчет его. В битвах с боссами приходится хитрить, искать слабые места и варианты, постоянно разнообразить тактику борьбы, а в противном случае далеко пройти не удастся — игра как минимум непростая. Проще говоря, присутствует возможность седлания противников, с помощью которой герой цепляется за подвернувшуюся часть тела врага и начинает ползти по ней поближе к шее, пока враг судорожно пытается скинуть его, а помощники избивают монстра со всех сторон. Суматоха творится такая, как в настоящем средневековом побоище!
В боях нам помогают так называемые «пешки», вспомогательные персонажи, присоединяющиеся к группе. Число напарников ограничено тремя помощниками, и большую часть времени группа будет состоять из четверки отважных: Воскресшего и трех его подчиненных. Главную пешку создаем мы сами, в редакторе персонажей, а две второстепенных берутся из неисчерпаемого резерва, т.н. «легиона пешек».
Авторы придумали интересную вещь: своих пешек можно сохранять в онлайне и давать возможность другим игрокам забирать их к себе в игру. Если специальные очки опыта позволяют вербовку высокоуровневых помощников, то даже в начале игры можно заручиться поддержкой чьих-то продвинутых магов и воинов. Напарниками разрешено командовать с помощью нехитрых приказов в духе «иди-ка разведай», «ко мне» или «помоги» — приказов всего три, но и этих простых действий хватает для выживания.
Одним из недостатков игры является подача сюжета, который постепенно растворяется и протекает как будто на втором плане. Спустя где-то 10 часов после начала приключения игрок замечает, что увлекся второстепенными задачами и как-то подзабыл об исполнении прихотей «сюжетного начальства» и сосредоточен, к примеру, на поиске цветов для леди Мерседес. Чтобы оценить масштаб, надо сравнить две цифры: 30 часов на прохождение основного сюжета и свыше 100 часов на прохождение игры со всеми второстепенными миссиями. Причем после уничтожения финального босса игра не заканчивается и позволяет, словно в Fallout 2, доделать все невыполненные дела.
А дел в мире Dragon’s Dogma поначалу невпроворот: игрокам предстоит исследовать новые области, добывать апгрейды для оружия и брони, включая самые раритетные улучшения из эссенции поверженных драконов, искать подарки для приятных ему героев-NPC, а также прокачивать протагониста и команду. Заниматься этим увлекательно хотя бы потому, что игра предлагает реалистичную и сложную систему сражений — любые типы атак расходуют выносливость персонажа («стамину»), вынуждая действовать грамотно и чередовать натиски с передышками, а также вовремя принимать грибы, восстанавливающие выносливость. Как и в сериях Risen и Gothic, здесь из подножных кореньев и цветов можно собирать алхимические снадобья, а в подземных пещерах приходится освещать себе дорогу лампой, работающей на масле. Причем масло тоже придется добывать мародерским путем — обшаривая чужие жилища. Люди не сильно печалятся из-за воровства.
Еще до выхода игры у многих людей были опасения, что Capcom сделает DD похожей на свою успешную экшн-RPG серию Monster Hunter, в которой группы из четырех игроков сражаются с элитными монстрами и запредельными существами. Однако этого не произошло, а ощущение новизны возникло из-за техничных и сложных баталий, равно как и тому фактору, что в Dragon’s Dogma фантазию авторов не сдерживали никакие рамки. Монстры DD намного интереснее и разнообразнее, чем в Monster Hunter, а первая же встреча с драконом превосходит все то, что игроки видели в Dragon Age II. Между прочим, у всех боссов по 5-6 линеек здоровья, как в старых аркадных платформерах.
Веским недостатком для многих любителей The Elder Scrolls стало то, что разработчики намеренно избавили игру от функции быстрого перемещения между городами, и каждый раз нам вновь приходится на своих двоих прогуливаться между разными пунктами назначения. За время отсутствия дороги перезаселяются свеженькой, враждебной нам живностью, а также торговцами и разбойниками. Если разобраться, эти путешествия добавляют приключению какую-то самобытную достоверность — несмотря на магический мир, волшебная телепортация была бы не к месту.
А вот что точно является недостатком так это общая слабость сюжетной линии и калейдоскоп лиц персонажей, которые выдают по одному квесту и затем растворяются в глобальном сценарии. Сюжет и его подача не доработаны. Чувствуется, что окружающие нас люди, даже «пешки» — это статисты, помогающие нам охотиться. На деле выясняется, что вся игра посвящена уничтожению крупных монстров, и там, где в Skyrim можно было заняться миллионом других дел, в DD приходится прокачивать героя на почтовых поручениях и убийстве заказных зверюшек. А значит, бои с исполинами — главное достоинство игры и ее важнейшая часть, которая плохо соотносится с историей мести и не радует сюрпризами.
Вдобавок игра слишком много заимствовала у конкурентов, забыв сосредоточиться на собственном мире, сделать его чуточку правдоподобнее: в городах десятки людей, но им нечего нам сказать, и только пара-тройка человек готова подсобить бригаде каким-нибудь интересным заданием. Вместе с тем города с толпами статистов явно контрастируют с лесными и горными пейзажами, которые в Dragon’s Dogma получились живыми и правдивыми.
В таком мире не стыдно прогуляться не за приключениями, а просто ради настроения, полюбоваться природой. Смена суток в реальном времени добавляет изюминку в игровой процесс: только по ночам можно встретить редких монстров или собрать уникальные, распускающиеся лишь под покровом луны цветы. Однако и монстры, встреченные в темное время суток, окажутся сильнее и коварнее. Будьте ночью начеку и носите с собой лампу.
При желании, в DD можно найти несколько недостатков: повторяемость всех действий протагониста, отсутствие альтернативных способов прокачки, линейные диалоги (в которых можно выбрать только «да» или «нет» в ответ на поручение), ограниченное разрешение экрана (720p в качестве максимума) и использование одних и тех же локаций для разных заданий. Тот самый случай, когда предъявлять игре претензии вроде бы нетрудно, но для иссушенной глотки RPG-жанра она стала глотком свежего рома. Ее необычность и изобретательность неоспоримы, а уровень исполнения Dragon’s Dogma находится на такой же высоте, как уровень хитов Risen 2 и TES: Skyrim. При близком знакомстве с DD становится очевидно, что распухший бюджет пошел игре на пользу.
Компания Capcom вошла в новую для себя воду и не утонула — продажи обеих версий (для PS3 и X360) до сих пор находятся в первой двадцатке самых востребованных в Европе игр. Dragon’s Dogma оказалась приятным RPG-сюрпризом, который совмещает в одном флаконе огромный мир, шикарные бои с исполинами и предыдущий «аркадный» опыт от авторов Resident Evil 4 и Devil May Cry 4. Если вы любите необычные проекты, то игру надо принять со всеми ее недостатками, такой, какая она есть. Ценителям жанра пропускать ее нельзя ни в коем случае!