Повернуть время вспять. Обзор игры Duke Nukem Forever
Название игры: Duke Nukem Forever
Жанр: Action/FPS
Разработчик: 3D Realms Entertainment, Gearbox Software / Triptych Games, Piranha Games
Издатель/в России: 2K Games/«1С-СофтКлаб»
Системные требования: Core 2 Duo или Athlon 64 X2 2 GHz, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 7600 или Radeon HD 2600, 10 Гб на винчестере
Похожие игры: Duke Nukem 3D, Bulletstorm, Hellgate: London, Quake II
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Дата выхода: 14 июня 2011 года
Официальный сайт: www.dukenukem.com
Напомним, что анонс Duke Nukem Forever состоялся еще в 1998-м году. Новый шутер должен был оказаться продолжением впоследствии ставшего культовым экшена Duke Nukem 3D, игры, без которой трудно представить юность и молодость поколения 90-х. Однако все обернулось совершенно иначе, чем представляли себе разработчики — создание Duke Nukem Forever затянулось на долгие годы, проект неоднократно переносился с одного движка на другой, а постоянные изменения даты выхода игры стали притчей во языцех. Многие из нас упали духом, не верили в очередное пришествие блондина и поспешили вовсе забыть о нем.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь осенью 2010-го года, когда представители Gearbox Software во всеуслышание заявили, что берутся довести Duke Nukem Forever до релиза. Мнения по поводу этой сенсационной новости высказывались самые разные: кто-то свято верил, что Duke Nukem Forever обязательно окажется проектом AAA-класса, который в обязательном порядке «надерет задницу» всем ныне существующим шутерам; кто-то был в своих суждениях куда более осторожным, полагая, что «выехать» лишь на одном громком названии в настоящее время невозможно; ну а кто-то уже тогда кричал, что Дюк уже давным-давно «умер» и не стоит по чем зря бередить раны. Как бы там ни было, рассудить всех спорящих могло только время, которого у Gearbox было все меньше — легендарное возвращение одного из самых харизматичных героев видеоигр было намечено на следующий год.
Традиционно пережив еще одну смену даты выхода, Duke Nukem Forever наконец-то появился на свет… Одномоментно ушла в небытие сказка о принце на белом коне — проект оказался жутковатым Франкенштейном, который застрял где-то на рубеже девяностых и нулевых. Впрочем, все зависит от того, под каким углом вы привыкли смотреть на вещи — называть Duke Nukem Forever полным провалом не совсем правильно. Наиболее разумно рассказать о том, что представляет собой шутер, посмотрев на него как минимум с двух сторон — с позиций современных игроков, и с точки зрения любителей классики, так называемого «олдскула».
Начинается Duke Nukem Forever ровно с того момента, где завершился Duke Nukem 3D — мускулистый блондин на футбольном поле выясняет отношения с огромным монстром-циклоидом. Одержав победу над боссом, Дюк традиционно выдает едкий комментарий, вырывает глаз пришельца и метко зашвыривает его в ворота. «Да, детка, я вернулся!» — говорит наш подопечный, который нежится в удобном кресле и сжимает в руках геймпад. Оказывается, все это время мы помогали Дюку в видеоигре его имени. А на самом деле, Дюк очень неплохо устроился: живет в собственном огромном небоскребе, тешится с двумя очаровательными девицами, располагает своим казино, танцклубом и даже ток-шоу, которое вот-вот должно начаться. Правда, запланированным съемкам и раздаче автографов маленьким фанатам вновь мешают инопланетяне — в очередной раз заглянув в гости к Дюку, они бросают ему новый вызов. В другом случае наш блондин бы отмахнулся от назойливых пришельцев и мутантов-свинокопов, но не в этот раз — пришельцы с другой планеты похитили баб, которых нужно спасать.
Неподготовленных к возвращению Дюка Нюкема графика Duke Nukem Forever может сразить наповал — от отчаяния. Движок, происхождение которого можно отнести где-то к середине нулевых, выглядит совсем дряхло: текстуры низкого разрешения без сожаления залиты бампом, модели страдают от отсутствия детализации, а монстрам отчетливо не хватает полигонов. Интерактивность окружения — строго по задумке дизайнеров, поэтому не стоит тратить время в попытках разломать что-нибудь на пути. Приготовьтесь к тому, что чаще всего действовать придется по указке: вот тут надо разломать бетонную стену строительным тараном, здесь у нас «физическая задачка» а-ля Half-Life 2, здесь нужно воспользоваться режимом ночного видения.
Стоит ли говорить о том, что балом правит «коридорный» геймплей и Duke Nukem Forever представляет собой, по сути, царство триггеров? Активировав нужный скрипт, получаем себе на голову новую порцию врагов, о завершении которых информирует характерный звук. Монстры, надо сказать, не такие уж и разнообразные — всего видов десять наберется, а боссов вообще кот наплакал — четыре достойных противника для современного шутера, сами понимаете, маловато.
Радует, что характерные черты Duke Nukem 3D не только перекочевали в продолжение, но и были возведены разработчиками в абсолют. За минувшие годы Дюк нисколько не растерял в своей харизматичности — по-прежнему постоянно пошлит, впадает в эйфорию от одного вида трехмерных молочных желез, ловко орудует уменьшителем и ботинком, а также до сих пор состоит в клубе любителей азартных игр. Конечно, чтобы понять все узаконенные разработчиками «пасхалки» и получить удовольствие от всего этого сортирного (чего уж там скрывать) юмора, требуется доскональное знание «матчасти» и хотя бы минимальное знакомство с серией Duke Nukem. В противном случае лицезрение мужественной струи Дюка, стремящейся в писсуар, или фразочки в духе «без резины — нет вечерины», способны вызвать только рвотные рефлексы и как минимум недоумение — и ЭТО мы ждали столько лет?
Усидеть на двух стульях разом Gearbox Software не удалось — в попытках угодить нынешнему поколению геймеров и «старичкам», из Duke Nukem Forever авторы создали симбиоз шутера современного и конца прошлого тысячелетия. Судите сами: при общей продолжительности порядка десяти часов, нам предлагают бесконечные «коридоры», лишь для вида разбавленные руинами Лас-Вегаса. Оружие классическое (шотган, пистолет, двуствольный гранатомет, уменьшитель, «рейлган» и пулемет), однако имеется ограничение на носимые «стволы» — с собой Дюк может таскать только две «пушки». Далее встречается все больше консольных упрощений, за которые разработчиков вряд ли простят поклонники «олдскула» — плохо расставленные чекпоинты, без возможности сохранения игры в любой момент; автоматическая регенерация здоровья персонажа, которое теперь получило название «самомнение» — эго; многочисленные QTE-комбинации, применяемые порой сверх меры — для открытия дверей, опускания рычагов, освобождения из лап монстров. Главный вопрос — зачем все это было делать в самый последний момент? Ну если уж «олдскул», то надо идти до самого конца — оставлять привычные «аптечки», сделать из Дюка по-настоящему «крутого» мужика, способного таскать с собой целый арсенал… В итоге получается, что все эти полумеры не устраивают большинство игроков, каждый из которых ожидал увидеть в Duke Nukem Forever что-то свое.
Суммируя впечатления от сингла Duke Nukem Forever, приходим к неутешительному выводу о том, что она была по сути «склеена» Gearbox Software из предыдущих наработок 3D Realms — рука новых владельцев лицензии чувствуется лишь на последних этапах, которые радуют намного больше остальных. При этом везде хватает анахронизмов и программных ошибок, что свидетельствует о недостаточном качестве бета-тестирования проекта. После небольшого забега по уровню нас встречают загрузочные экраны, игра плохо реагирует на «сворачивания», увеличивая время загрузки уровней, а «счастливые» обладатели двуядерных процессоров Intel и вовсе вынуждены копаться в конфигурационных файлах для оптимизации игрового процесса. Да, уход Дюка на пенсию нам представлялся совсем по-другому…
В попытках найти новый «игровой опыт» можно уделить внимание мультиплееру, за который была ответственна студия Piranha Games. Звезд с неба сетевой режим Duke Nukem Forever не хватает, однако вполне может стать хорошей альтернативой прохождению сингла на сложности Insane. Разработчики приготовили для игроков всего четыре режима: каждый сам за себя, командный дефматч, вариацию на захват флага — Capture the Baby и что-то вроде контроля точек под названием Hail to the King. В принципе, играются эти режимы довольно весело — таская друг у друга девиц, разноцветные дюки яростно поливают противников огнем, активно «стрейфятся» и даже летают на джетпаках.
Атмосфера соответствует восприятию Duke Nukem Forever — девицы, называемые в локализации «телками», брыкаются, шепчут дюкам всякие пошлости и брыкаются — для их усмирения следует шлепать ношу по «попке». Но есть как минимум пара претензий. Во-первых, слишком малые размеры карт — на них порой просто негде развернутся, из-за чего сетевые баталии превращаются в натуральную кучу-малу. Во-вторых, и это не что иное, как следствие первой проблемы, количество игроков ограничено всего лишь восемью участниками — преступно мало, особенно учитывая, что в каком-нибудь Battlefield: Bad Company 2 междусобойчики между тремя десятками игроков давно уже стали стандартом. Наконец, не самая маловажная претензия — не слишком сбалансированное оружие. В мультиплеере Duke Nukem Forever в большинстве случаев «решает» двуствольный гранатомет, который не требует от игрока особого скилла и «аима» — жахнул по куче и забыл. Куда более интересные в обращении «уменьшители» и «рейлганы» предъявляют к игрокам куда более суровые требования, но они мало кого интересуют — на месте «респавна» гранатомета выстраиваются чуть ли толпы народа. Зато как приятно попасть в какого-нибудь «гада» с такой «пушкой» из «уменьшителя» и затем прихлопнуть его ботинком — словами не передать.
Браузер для поиска онлайновых баталий прост в обращении и даже позволяет заглушить любого игрока — это очень полезно, когда из микрофона какого-нибудь товарища идет невозможный фон. Доступных лобби оказалось совсем немного, однако их достаточно для того, чтобы начать игру.
Дополнительными стимулами для дальнейшего пребывания в мультиплеере выступают «прокачка» героя, получение множества достижений и собственная «берлога» Дюка, в которой за выполнение различных заданий позволено выставлять различные трофеи — картины, статуи, девушек нетяжелого поведения и так далее. Похвастаться убранством квартиры Дюка можно даже перед друзьями, только перед тем, как кого-нибудь позвать в гости, учтите, что горничная с солидными формами прилагается бесплатно всем владельцам «берлоги». А вот что действительно может придать оригинальности, так это различные одежки для Дюка — за ними следует наведаться в гардероб. Шляпы, очки, куртки, титулы — выполнив всего несколько достижений, вы можете одеть своего героя в широкополое сомбреро, нацепить ему горнолыжную маску и как следует поиграть на нервах врагов с помощью майки с какой-нибудь обидной надписью.
Средний балл Duke Nukem Forever на самом известном агрегаторе рецензий Metacritic — 54, 53 и 49 баллов для PC, PlayStation 3 и Xbox 360-версий соответственно. Пожалуй, все справедливо — на большее, увы, возвращение Дюка не тянет. Поражает лишь разброс мнений: в то время, как одни порталы выставляют Duke Nukem Forever крайне высокие оценки в 85, а то 90 баллов, другие ресурсы «награждают» игру двойками, а то и «баранками». Решающим фактором, конечно, выступают ожидания — те, кто рассчитывали получить блокбастер уровня Call of Duty: Modern Warfare 2 и громкую заявку на звание «Игра года», сильно просчитались. Ну а тот, кто не ждал многого от Дюка и хотел лишь слегка вспомнить «молодость», поулыбаться над кое-где зашкаливающей пошлостью, получил именно то, на что рассчитывал.
Сами разработчики, между тем, вполне серьезно рассчитывают на долгую жизнь Duke Nukem Forever — об этом свидетельствует раздел «Дополнения» в главном меню и жирный намек на сиквел в конце сингла. Но нужен ли нам такой Дюк?