Гуще воды. Обзор тактической стратегии Fire Emblem: Awakening для Nintendo 3DS
Название игры: Fire Emblem: Awakening (Fire Emblem Kakusei в Японии)
Жанр: Tactical Strategy
Разработчик: Intelligent Systems
Издатель: Nintendo
Похожие игры: Fire Emblem: Radiant Dawn, Fire Emblem: Path of Radiance, Fire Emblem: Shadow Dragon, Advance Wars: Days of Ruin, Battalion Wars 2
Платформы: Nintendo 3DS
Дата выхода: 19 апреля 2013 года
Возрастное ограничение: 12+
Официальный сайт: http://fireemblem.nintendo.com/
Игровой сериал Fire Emblem зародился уже на закате эры Famicom, и долгое время, как и Final Fantasy, не выходил за пределами Японии. Если бы не внезапная популярность Роя и Марса (главных героев нескольких частей сериала) в файтинге Super Smash Bros. Melee, то мы бы еще долго могли не увидеть Fire Emblem.
Когда-то в Японии тактические бои в фэнтезийном мире были в диковинку, и потому Fire Emblem быстро заметили и полюбили многие тысячи человек. Но с момента выхода самой первой игры прошло более двадцати лет, а суть ее за это время почти не изменилась. Шахматы, где помимо правила «камень-ножницы-бумага» (копье-меч-топор), необходимо учитывать и своих «ящерицу» со «Споком». Длинные-длинные диалоги, связывающие не менее длинные походовые бои. Трехуровневая (а местами и четырехуровневая) система развития отношений, позволяющая воинам, давно сражающимся бок-о-бок, наносить больше урона. И, пожалуй, самая жестокая особенность — смертность персонажей в бою, полная, тотальная, бесповоротная. Оттого каждой «пешечкой» приходится дорожить — павших на поле брани уже не вернуть.
Правда, в Awakening разработчики пошли на уступки, и, помимо привычных режимов сложности, появилось еще одно деление: на «классический» (герои умирают навсегда) и «казуальный» (выбывшие в бою герои восстанавливаются после битвы). Если вам не претит потратить лишний десяток часов на переигрывание сражений из-за того, что в последний момент враг убил очередного слабенького, но подающего большие надежды подопечного, то не раздумывая выбирайте классический режим. Но ежели ваше время (и запас терпения) вам дороги, то лучше взять «казуальный» режим.
Помянутая выше система отношений именно в Awakening претерпела существенные изменения — опять же, в угоду игроку. Теперь стоящие рядом персонажи дают друг другу не гипотетический бонус, а, натурально, стоят на арене бок-о-бок (Dual System). Сосед не только временно усилит характеристики активного бойца, но и может вмешаться в дуэль, прикрыв камрада от удара своим телом, или самолично нанести урон врагу. Еще эффективнее это работает, если объединять персонажей в пары (Pair Up) — кстати, это также способствует скорейшему укреплению дружественно-родственных уз. Если в предыдущих играх один воин мог спасти раненого товарища, подхватив его на поле брани, то сейчас, наоборот, к активному юниту должна присоединиться поддержка.
Чем чревато развитие отношений между персонажами? В отличие от реальной жизни, служебные романы здесь лишь приветствуются. Причем ассортимент потенциальных партнеров, как в Санта-Барбаре, умеренно разнообразен. Все герои могут выстроить отношения друг с другом по шкале от С (хорошие знакомые), через B (приятели) до А (лучшие друзья). У героев противоположного пола есть еще «высший» предел — S (Spouse), супружеские отношения, со всеми вытекающими последствиями. То есть отпрысками, с которыми — благодаря сюжетному хитросплетению — родители могут участвовать в сражениях на равных. Однополых браков нет, что удивительно, так как весьма определенные платонические отношения время в игре встречаются.
История в Fire Emblem — скорее, связующее звено между захватывающими тактическими боями. Знаете, как в Mortal Kombat 9 каждая сюжетная сценка заканчивалась, образно говоря, фразой “Let’s fight”. Точно такая же ситуация — в Awakening. Что бы ни делали персонажи, какие бы возвышенные или проникновенно-чувственные речи ни произносили, исход один — назревает большая драка. Повествование делится на главы (Chapters) и необязательные, но крайне желательные для понимания сюжета интерлюдии (Paralogues). Первых не миновать, а вторые сулят ценных бойцов.
Пересказывать историю не то, чтобы не хочется, а, пожалуй, не имеет особенного смысла. Ну, мало ли вы знаете завязок с безымянным, потерявшим память героем, попавшим на чужбину неизвестно откуда? На чужбину, которой требуется свой герой, которая дрожит под натиском неприятеля? Где нешуточные страсти разгораются вокруг всесильного артефакта, запечатавшего давным-давно злейшего врага человечества в преисподней? Ну, в общем, вы поняли.
Несмотря на кажущуюся утилитарность сюжета, персонажи в Fire Emblem всегда очень колоритные. Вот Лисса — сестра Хрома, напарника главного героя; она рвется в бой, при этом стесняется того, что не слишком женственна. Смешные хвостики и обветшавший кринолин выдают ее с головой. А вот Фредерик — правая рука Хрома, а по сути, его нянька. Он сочиняет стихи в честь своего подопечного и развешивает вокруг плакаты для поднятия боевого духа команды. А Келлам? Гигантский, закованный в тяжелую броню копейщик, которого удивительным образом никто не замечает, словно в том анекдоте про слона. У каждого — свой характер, своя уникальная черта, своя тайна. И даже свое будущее — если, конечно, вы этого захотите.
Выстраивание отношений и планирование семьи — неотъемлемая часть игры. Но и о личном развитии каждого персонажа не стоит забывать. Максимальный уровень у персонажей-людей (а есть здесь и, извините, «нелюди») — двадцатый, но это не означает, что на этом можно остановиться. Начиная с десятого уровня, базовый класс с помощью особых артефактов можно либо улучшить (Master Seal), либо сменить (Second Seal). Улучшение класса позволяет либо углубить специализиацию героя, либо обучить его владеть еще одним типом оружия. Не забывайте, что каждому оружию соответствует свой уровень мастерства; поэтому новообращенный копьеносец не сможет взять в руку какой-нибудь гарпун класса «А».
Пусть это звучит немного банально, но переход в 3D пришел игре на пользу. Изначально тактическая карта во время боя — плоская, и по ней бегают плоские же спрайты-юниты. Но в стереоскопическом режиме появляется перспектива, что помогает оценить, насколько далеко или близко стоит тот или иной отряд. К тому же, как это принято в сериале, сами стычки происходят на мини-аренах, где можно полюбоваться полной анимацией боя.
Немного о музыкальном сопровождении: в марте в Японии вышел альбом Fire Emblem Kakusei: Original Soundtrack. Казалось бы, целых пять дисков превосходной оркестровой музыки. Не совсем так. Во-первых, один из них почти полностью состоит из игровой озвучки и эффектов. Во-вторых, когда в очередной раз слышишь в казармах или во время подготовки к бою одну и ту же мелодию в течение всего (и очень долгого) прохождения, то появляются серьезные основания усомниться в количестве музыкальных тем. Послушать все композиции можно в специальном меню, которое откроется сразу после того, как вы пройдете игру хотя бы один раз.
В Awakening весьма ригидный игровой процесс хорошо сочетается с современными тенденциями. К примеру, в самом начале вам предложат настроить внешность вашего героя, выбрать пол и имя. Также на карте мира есть специальный портал, где можно приобрести скачиваемые, совершенно факультативные ответвления (Xenologues). Помимо платных арен с мини-историями, в раздел DLC (Downloadable Content) попали небольшие бонусные предметы (порой весьма полезные), бесплатные карты и испытания, а также призываемые команды персонажей из прежних игр. Таких странствующих героев можно нанимать, купить у них, как правило, весьма редкие предметы, или испытать свою силушку богатырскую — сразиться с ними в равной (или неравной) схватке. Со временем ваша команда набирает очки славы (Renown); достижение того или иного уровня открывает опять-таки полезный предмет или оружие.
Помимо заимствования системы достижений и дополнительного загружаемого контента, команда Intelligent Systems не погнушалась и опытом Free-to-Play проектов. В меню есть специальный раздел «Казармы» (Barracks), в котором каждый день происходят разные события: герои встречаются, улучшают свои отношения, находят полезные предметы, получают временное усиление на следующий бой или немножко «халявного» опыта. Более того — если заглянуть в «казармы» в день рождения одного из героев, то бонусов получишь втройне больше. Отличный повод почаще заходить в игру.
Режим совместных битв (так называемый PvP) существует на двух уровнях. Простейший — это обмен данными о своей команде через сервис StreetPass; в таком случае ваши персонажи могут появиться на карте другого игрока как обычные странствующие «мобы». Но есть и настоящие пошаговые сражения по локальному соединению. Жаль, оценить их до девятнадцатого апреля было крайне затруднительно — а, по сути, это одно из преимуществ игры! Представьте себе — фэнтезийные шахматы с живым противником. С оговорочкой — «на портативной консоли».
На всякий случай, в завершение — рубрика «Хозяйке на заметку». Наездники, как правило, всегда сильнее — если их ездовое животное не летающее (вроде грифона или виверны); в последнем случае они крайне уязвимы к дальнобойному оружию (магии и стрелам); в то же время лучники в рукопашной совершенно беззащитны и бесполезны, в отличие от волшебников. Идеальное сочетание — боевой маг верхом на коне.
На данный момент Fire Emblem Awakening — не только лучшая стратегия для Nintendo 3DS, но и самый достойный представитель всего сериала. Если вас не отпугивают «фэнтезийные шахматы» с кавайными персонажами — обязательно попробуйте хотя бы демо-версию, благо ее можно свободно скачать из Nintendo eShop. В противном случае остается либо пройти мимо, либо ждать появления Advance Wars для 3DS. А что это за игра такая — уже совсем другая история, и мы расскажем ее как-нибудь в другой раз.