Игромир–2011: крупнейшая игровая выставка России успешно состоялась
Казалось бы, ну и что тут такого? Крупные выставки собак, проводящиеся в том же «Крокусе», с легкостью собирают гораздо больше посетителей, занимают больше площади, шире освещаются в СМИ, да еще порой посещаются первыми лицами государства. Но не стоит забывать о том, что главная игровая выставка России проводится всего лишь в шестой раз и своим, год от года все большим, размахом, четко отражает развитие рынка компьютерных игр в нашей стране. Одно то, что к 2011 году выставку заметили те из зарубежных издателей, кто раньше не рассматривал российский рынок серьезно, уже говорит о ее заслугах перед игровым сообществом.
С общими впечатлениями от первого дня выставки вы можете ознакомиться в предыдущей статье, опубликованной на страницах нашего издания 08.10.2011. О некоторых наиболее интересных и значимых игровых продуктах, представленных на выставке, мы также расскажем вам под соответствующими заголовками. А вот о многом другом, что не попало в отдельные обзоры, читайте ниже.
Можно с уверенностью сказать, что выставка была организована на достойном уровне. Стенды участников были расположены хоть и не самым оптимальным, но вполне рациональным образом, многие из них могли похвастаться отдельными подиумами, на которых проводились презентации. Не пустовала и центральная сцена выставки: помимо представлявшихся на ней некоторых игровых проектов, она развлекала публику выступлениями известных музыкантов. Презентационные же стенды издатели оформляли, явно соревнуясь в богатстве фантазии: почти каждая игра могла похвастаться своим, пусть маленьким, зато совершенно отдельным мирком. А привлекали внимание к стендам традиционные девушки различной степени симпатичности, чьи костюмы зачастую не имели ни малейшего отношения к представляемой игре, зато будоражили посетителей своим минимализмом.
Кстати, о посетителях. Похоже, что Игромир стал семейным мероприятием — более трети поклонников видеоигр пришли на выставку по семейным билетам. Организаторы выставки заметили популярность этого нововведения и в дальнейшем обещают его поддерживать и развивать. Но, конечно же, львиную долю посетителей составили школьники, похоже, бессовестно прогулявшие ради такого случая учебу в пятницу, и студенты. Оно и понятно, ведь эти молодые люди составляют основную часть аудитории, на которую изначально и был нацелен «Игромир».
Настоящий «штурм Зимнего» пришлось пережить стенду «Blizzard Entertainment». Немудрено, ведь, отстояв длинную очередь и пройдя нехитрый лабиринт, каждый желающий мог прикоснуться к легенде — «Diablo 3». Удалось в него поиграть и представителям ferra.ru, кое-кому даже трижды. Ну что ж, поспешим успокоить тех поклонников популярной серии, что не попали на «Игромир–2011» — игровой процесс остался почти без изменений. Вообще, Blizzard в своих продуктах явно следует мудрому принципу «от добра добра не ищут», это подтверждает не только новая игра про борьбу с Дьяволом, но и очередная глава «Starcraft 2», также присутствовавшая на выставке.
Что же касается нового «Diablo», можно констатировать, что игра стала лучше своих предшественников: повысилось удобство интерфейса, появился автолут золота, найденные предметы экипировки теперь можно сравнить с надетыми, наведя на них курсор мыши, а облачиться в новый доспех можно, всего лишь кликнув по нему правой кнопкой. Конечно, графика игры также не могла остаться прежней. Она не то чтобы поражает высокой технологичностью, но уровень прорисовки, внимание к деталям и общая атмосфера просто на высоте. Чувствовалось, что игру делают на совесть, а команда состоит из истинных энтузиастов своего дела.
Не вызывают равнодушия и противники — от банальных зомби до здоровенных тварей с бычьими повадками. Ходячие мертвецы, будучи разрубленными пополам вами или предметами окружения (да, окружение тоже используется, хоть и не слишком широко), бодро ползут к вам своей верхней частью. Порадовали также занятые молитвами адепты темного культа, которые, будучи отвлеченными от медитаций, ловко мутируют во что-то совершенно неблагообразное. Предметов из монстров вываливается множество, а кроме того, многие из них оставляют на месте своей гибели некие красные шарики, прикоснувшись к которым, герой излечивается. Все это, в сочетании с огнем из-под пола, падающими лезвиями, порождающими толпы нечисти саркофагами и канализационными отдушинами, и многим, многим другим, определенно, не дадут игроку скучать. Для поклонников подобных игр «Diablo 3» станет настоящей находкой. Когда выйдет, конечно, а до этого момента придется еще подождать, не так уж мало, к сожалению.
«Bethesda Softworks» порадовала игроков не только демонстрацией новой части саги «The Elder Scrolls», о которой мы напишем отдельно, но и возможностью поиграть в только что вышедшую «Rage». Конечно, создать полноценное впечатление об игре по нескольким минутам геймплея невозможно в принципе, но кое-какие выводы сделать уже можно. История удачно проспавшего в бункере весь апокалипсис героя будет развиваться, как нетрудно угадать, на выжженных пустошах раненого метеоритом мира, где некие силы попытаются выстроить новую цивилизацию, а другие им будут активно в этом мешать.
Помимо, собственно, шутера (кстати, разработчиком игры является не кто-нибудь, а «Id Software») в игре есть ролевые элементы и, как ни странно, гонки. Поездки на внедорожных багги начинаются сразу после завязки игры и, похоже, мир «Rage», наконец-то, не будет заставлять игрока стаптывать обувь в долгих путешествиях между населенными пунктами. Графика же и стилистика игры, несмотря на ее постапокалиптический сюжет, не заставляет вспомнить «Fallout», а вызывает ассоциации с вестернами. Несмотря на достаточно скромную презентацию, этот проект, пожалуй, является одним из наиболее любопытных на «Игромире-2011»; остается лишь надеяться, что релиз игры не подпортит оставленное демонстрацией хорошее впечатление.
Престарелый герой комиксов, фильмов, мультипликаций и видеоигр, разменявший уже восьмой десяток лет, никак не может удалиться на заслуженную пенсию. Речь идет, конечно, о Бэтмене, Человеке — Летучей Мыши, чьи новые приключения нам поведает игра «Batman: Arkham City». Мрачные клоуны с бейсбольными битами, прохаживавшиеся вдоль стенда с игрой, внушали некоторые опасения, но любопытство все же победило. Игра явно «заточена» под боевую часть (в принципе, было бы странно, окажись оно иначе) и демонстрирует массу приемов, контратак и бросков не хуже иного файтинга. Гуттаперчевая Женщина-Кошка изгибается в абсолютно немыслимых позах, разя врагов весьма неожиданными движениями, Бэтмен же молотит оных более солидно, напоминая о том, что он все-таки больше человек, чем рукокрылое. В перерывах между боями он хвастается хитроумными гаджетами, ловко сигает по крышам, заставляя бледнеть от зависти своего давнего конкурента — Человека-Паука, и зорко следит за распоясавшейся преступностью. Игра способна заинтересовать не только поклонников упомянутых выше персонажей, но и любителей зрелищных драк, которые в игре поставлены на совесть.
Настоящий игровой ажиотаж в нашей стране начался в первой половины 90-х вместе с появлением 8-ми и 16-ти битных консолей от Nintendo и SEGA. Значительную долю в него внесла приставка Genesis, известная у нас в стране под названием «Megadrive 2». Sonic the Hedgehog, Comix Zone и многие другие игры для этой, знаменательной во всех отношениях, игровой системы сутками удерживали подрастающее поколение (а зачастую и их родителей) у экранов телевизоров. Теперь поклонники старенькой консоли выросли, но многие из них не утратили интереса к видеоиграм. На почве их ностальгии компания «Картридж-Центр» представила несколько вариантов легендарной Genesis.
Прежде всего это Gopher, портативная консоль, способная загружать образы игр для Genesis с карты памяти формата SD. Будучи размером примерно с PSP, но при этом заметно легче, эта игровая система может воистину вернуть вас в детство. Кроме нее была представлена Sega Genesis Nano, размером с пачку сигарет и требующая подключения к телевизору (экран на ней разместить уже просто негде), а также разнообразные контроллеры для нового воплощения приставки пенсионного возраста. Безусловно, стенд с этими продуктами не оставлял равнодушными тех геймеров, чей возраст перевалил за два десятка лет, но если вспомнить, что сегодня практически для каждого смартфона есть эмулятор приставки Genesis, то инициатива компании начинает выглядеть немного странно. Впрочем, наверняка многие оценят перерожденную «Сегу-Мегу» по достоинству.
На этом ностальгия не заканчивалась. Покряхтывая, из кресла-качалки вылез тот самый легендарный ежик, срочно отозванный с пенсии для повышения прибыли своего создателя. Соник причесал свои поредевшие, но все еще такие синие, иголки, приоделся в новую графику и гордой, благородной поступью прошествовал на платформу PS3, по пути заглянув на Xbox 360, Nintendo 3DS и PC. По сути, новый Sonic Generations представляет собой компиляцию изо всех выходивших ранее игр о приключениях шустрого ежика. Это становится ясно с первых минут игры: хоть графика и новая, даже с поддержкой стереоскопии, герой, уровни, противники и, главное, золотые колечки все те же самые.
И третий, решающий, удар по ностальгии SEGA нанесла тем своим поклонникам, кто готов был мешками закупать жетоны для аркадных автоматов с игрой «House of the Dead». Реанимация серии на PS3 носит приставку «Overkill» и при наличии большого телевизора, самой приставки и контроллера Move, помещенного в пластиковый пистолет, живо напомнит вам о необходимости масштабного отстрела орд зомби. Разработчикам удалось сохранить самое главное — атмосферу тех самых игр, что так радовали многих с экранов автоматов. Пожалуй, это был лучший «флэшбэк», представленный SEGA.
Вспомнила своих заслуженных, но не стареющих героях и компания Disney. Игра «Disney Universe» позволит вам побродить по мультяшному миру в обличии одного из множества полюбившихся с детства героев, от Микки-Мауса до Пумбы. Сама игра здорово напоминает аркады времен Nintendo 64, но это, наверное, наилучший антураж для ее персонажей. Прыжки, ящики, монетки — чем не забава для детей и их родителей? Правда, слегка удивило, что те самые мультипликационные герои в игре представлены не в своем истинном облике, а лишь в виде костюмов и масок, которые одевает некий абстрактный гуманоид. Ну что ж, такое видение у компании Disney.
Немалую очередь собрал стенд Sony, представляя новую портативную игровую систему Vita. Покорно отстояв минут тридцать у стенда и предоставив свои регистрационные данные, желающий допускался до вожделенной консоли. Сама Vita оставляет приятные впечатления: широкий экран, снабженный к тому же тачскрином, удобное расположение органов управления, да еще и дополнительная сенсорная панель сзади. Некоторым новая консоль может показаться великоватой и тяжеловатой, но это, право, дело вкуса — в руках автора сих строк она сидела, как влитая.
Конечно, игровая система без игр ничего не значит, так что Sony постаралась представить свой новый продукт во всей красе: можно было поиграть в Little Big Planet, Uncharted: Golden Abyss и Resistance: Burning Skies. Оценить воочию удалось именно последнюю игру из трех названных и, надо сказать, она с честью презентует Vita: очень приятная графика, ранее недостижимая на портативных консолях, хороший звук (по крайней мере, через наушники) и комфортное управление позволят в полной мере погрузиться в игру, сидя в метро или путешествуя на самолете. Правда, управление активно использовало тачскрин, что заставляло время от времени отрываться от основных органов контроля, но это, опять же, дело привычки и вкуса. Определенно, Vita станет достойным преемником PSP, если цена на нее не окажется чрезмерно завышенной.
Внушающий уважение своими размерами стенд Microsoft презентовал, преимущественно, манипулятор Kinect для консоли Xbox 360. Этот манипулятор не требует наличия в руке игрока какой-то его части, он интерпретирует непосредственные движения рук, ног и тела. В нескольких прозрачных кабинках все преимущества Kinect активно оценивали многие посетители, производя со стороны впечатление серьезно нуждающихся в помощи людей: если не видеть происходящее на экране, их движения выглядели весьма странно. Но при первом взгляде на экран, все вставало на свои места.
Игромир 2011: Kinect и Disney - идеальное сочетание для детских игр
Игромир 2011: для аудитории постарше есть Star Wars под Kinect
Основная масса представленных игр имела спортивную направленность: катание на скейтборде требовало от игрока наклонов в стороны и прыжков, а танцевальные игры — чувства ритма. Присутствовали и более-менее «серьезные» игры, нацеленные на домашние тренировки, например, фитнесс и, как ни странно, игра-тренер по Самбо. Если первая из них, возможно, еще может помочь игроку в вопросе общего оздоровления организма, то вторая вызывает некоторые сомнения в своей полезности: такое виртуальное изучение рукопашного боя может плохо отразиться на здоровье ученика в случае столкновения с реальным противником. Ну да оставим это на совести Microsoft. Присутствовали также гоночные игры, где игроку приходилось крутить перед собой кулаками, изображая зажатый в них руль, и игра-тир, где приходилось стрелять в уток, на полном серьезе, пальцами.
Любопытство вызывала и очередная серия «Star Wars», в которой игрок должен был почувствовать себя гордым джедаем, имитируя судорожными движениями конечностей взмахи светового меча. Сама игра не слишком впечатлила графикой или игровым процессом, но в сочетании с Kinect’ом она, наверняка, способна доставить немало веселья. Кроме всего вышеописанного Kinect также «засветился» на презентации новой части «Ghost Recon», представляемой на главной сцене выставки, но там его управление было крайне далеко от какой-либо реалистичности.
Маньяки всех мастей, настороженно бегая глазами, по одному подходили к неприметному закутку поблизости от главной сцены. Там давали поиграть в только что увидевший свет «Postal 3». Главный герой игры, некто Чувак, шатался по городу Катарсис, на сей раз от третьего лица и, как обычно, занимался чем-то сомнительным: например, одно из заданий требовало от героя собрать пятнадцать кошек. Те, кто знаком с предыдущими играми серии «Postal», могут себе представить, какая судьба ждет несчастных зверушек в дальнейшем, прочим же не стоит портить себе нервы и аппетит. Создатели утверждают, что «Postal 3», как и его предшественника, можно пройти без единого акта членовредительства, оставаясь белым и пушистым, но это крайне сложно: игра постоянно провоцирует на насилие. Что касается графики, нельзя сказать, что она чем-то выделяется на фоне прочих шутеров, игровой же процесс нового продукта совместного творчества команд «Running with Scissors», «Акелла» и «Trashgames» — на любителя. Учитывая значительную популярность «Postal 2» у третьей части, наверняка, найдется множество поклонников. Ну что ж, ходят слухи, что кому-то даже понравился одноименный фильм творчества Уве Болла. На вкус и цвет, как говорится.
Удалось нам немного поиграть и в свежую серию японского ролевого сериала «Final Fantasy», благоденствующего вот уже почти четверть века. «Последнюю фантазию» всегда отличал от прочих сильный сюжет, напичканный мистикой и фантастикой, самобытная боевая система, сложные характеры персонажей и, с поздних частей, еще и зрелищность. Похоже, все это в полной мере нам продемонстрирует «Final Fantasy XIII-2», чье действие разворачивается спустя пять лет после окончания предыдущей части. На экране сестра главной героини прошлой серии, Сера, в компании с новым персонажем по имени Ноэль и кем-то вроде летающего Чокобо, бодро разбираются с отлично прорисованными и анимированными противниками. От боя к бою персонажи перемещаются по весьма немаленькому миру и ищут приключений. Интересно, что, по заявкам разработчиков, в свежей «Final Fantasy» игроков впервые ждет нелинейный сюжет и даже несколько концовок. Не слишком типично для японских RPG, но звучит интригующе. Что ж, релиз расставит все на свои места, благо, ждать осталось не слишком долго.
Стенд компании Nintendo напоминал настоящий лабиринт, вдоль стен которого рядами выстроились консоли Wii и 3DS. Все было оформлено в немудреном белом цвете, даже футболки сотрудников. Надо отметить, что Nintendo всегда делала значительный упор, в том числе, и на детскую часть аудитории, в силу чего компания, по мере сил, печется о моральных устоях подрастающего поколения: вежливые и дружелюбные сотрудницы японского гиганта игростроя были вполне прилично одеты, чем явно выделялись среди полураздетых представительниц других издателей.
Компания рекламировала преимущественно свою портативную консоль 3DS, а точнее, ее главную особенность — стереоскопическое изображение, достигаемое безо всяких очков. Посетителям предлагалось оценить различные игры для маленькой приставки, среди которых присутствовала великолепная TheLegend of Zelda: Ocarina of Time 3D, а также новая Super Mario 3D Land, живо напомнившая о приключениях усатого водопроводчика на консоли N64. Что любопытно, видимо, в рекламных целях, ползунок «3D» на всех игровых системах был выведен на максимум, в полной мере демонстрируя декларируемую «трехмерность». К сожалению, не все люди могут нормально воспринимать такое изображение, да и не во всех играх оно впечатляет, но тут уж каждому не угодишь. На Wii также был представлен ряд любопытных продуктов, включая The Legend of Zelda: Skyward Sword, но в количестве игр она явно уступала 3DS. Можно сделать вполне определенный вывод о том, какой именно свой продукт Nintendo считает сейчас главным.
Мир «Sims 3», похоже, всерьез претендует на замещение для своих поклонников мира реального. Новое дополнение «Pets» позволяет, как следует из его названия, завести себе домашнее животное, которое будет требовать внимания и ухода. Помимо привычных кошек и собак в адд-оне появились лошади (видимо, для тех, у кого очень большой дом), змеи (если вашу виртуальную семью зовут Аддамсами), разнообразные грызуны и даже единороги. Помимо эстетической составляющей, животные способны и приносить пользу: охранять дом, использоваться в качестве транспорта и так далее. При создании зверушки можно учесть массу ее характеристик и ваших предпочтений, хотя полной свободы фантазии, все-таки, нет: породы собак, например, не охватывают значительной части существующих.
Ну а дальше начинается форменная Тамагочи: братьев меньших надо кормить, ухаживать за ними, чесать за ухом (по крайней мере тех, у которых есть уши), от чего напрямую зависит продолжительность жизни питомца. Протянув достаточно долго, ваш зверь станет эпическим и о нем, видимо, сложат легенды. Кроме того, в «Pets» появился новый населенный пункт, Appaloosa Plains, наилучшим образом подходящий для упражнений в животноводстве. Конечно, виртуальной собаке едва ли удастся сравниться с настоящей, живой, но если отсутствует возможность завести реального друга человека, то «Sims 3: Pets» могут послужить своеобразной «отдушиной».
Центр помещения заняла компания Nival, агрессивно презентовавшая свой онлайновый, кросс-платформенный, а к тому же еще и мультижанровый проект «Prime World». Помимо возможности поиграть во вполне рабочую версию основной части игры, куда посетители увлекались чуть ли не насильно, на «Игромире-2011» были представлены разнообразные мобильные приложения, призванные не выпускать игрока из цепких лап мира Prime даже в пути. Сама презентация проводилась масштабно: отдельная сцена, фэнтезийные декорации, конкурсы с призами и бумажные короны. На самом деле, глобальность проекта впечатляет, если не сказать, что потрясает, но, к сожалению, нельзя забывать, что попытка охватить разом все нередко приводит к провалу. Остается надеяться, что с «Prime World» этого не случится и в конечном своем воплощении продукт (а, точнее, комплекс продуктов, связанных единым миром) будет именно таким, каким его рекламируют. Кстати, о глубине и продуманности мира говорит тот факт, что им весьма заинтересовался видный в нашей стране писатель-фантаст Вадим Панов, известный по книжным сериям «Тайный Город» и «Анклавы». Вадим Юрьевич почтил своим присутствием выставку «Игромир–2011», где презентовал свой новый роман «Праймашина», ставший первым из целого цикла книг, которые будут посвящены миру Prime. Для игрового мира поддержка видного фантаста является серьезной заявкой на популярность, а также позволяет надеяться на многогранность и сложность истории «Prime World».
Вот такими впечатлениями наградила выставка «Игромир–2011» одного из сотрудников издания ferra.ru. Конечно, ее организация не обошлась без недостатков: посетители зачастую создавали пробки в узких проходах, на стендах то и дело случались неполадки, а одновременные громкие презентации с различных сцен часто не позволяли понять происходящее ни на одной из них. Но, с другой стороны, это — прежде невиданное по своим масштабам — игровое шоу, наконец, действительно обратило на себя внимание как многих российских СМИ, так и зарубежных игровых гигантов.
Выставка прошла ярко, шумно, весело и вряд ли оставила равнодушным хотя бы одного из своих посетителей. На нее приходили семьями (была даже замечена престарелая бабушка, сопровождавшая малолетнего внука), ради нее отстаивали гигантские очереди и платили не такие уж скромные деньги. Родившийся шесть лет назад «Игромир» растет, развивается и, похоже, входит в пору своего расцвета, год от года радуя издателей и игроманов эволюцией своего размаха. Что ж, остается пожелать ему успехов в деле массового представления видеоигр. Ведь трудно спорить с тем, что хорошая компьютерная игра способна оставить в душе отпечаток не меньший, чем хороший фильм. Лишь бы игры были действительно хорошими.