Обзор игры «Король Артур II». Грааль сломан, Камелот в руинах
Название игры: King Arthur II: The Role-Playing Wargame
Жанр: Real-Time Strategy, Role-Playing Wargame
Разработчик: Neocore Games
Издатель/в России: Paradox Interactive/1С-СофтКлаб
Похожие игры: Total War: Shogun 2, King Arthur: The Role-Playing Wargame, Warhammer: Dark Omen, Тевтонский орден
Платформы: PC
Дата выхода: 27 января 2012 года
Официальный сайт: http://www.kingarthurii.com
За десять лет в игровой индустрии сформировался необычный поджанр стратегических игр — «убийцы Total War». Сама Total War еще с 2000 года чувствует себя прекрасно, ведь каждая новая игра продается баснословными тиражами и поднимает планку качества. Словом, заслуженный бестселлер, до уровня которого с первой попытки не дотянешься. В 2007 году никому тогда не известная команда Neocore из Венгрии полюбовалась на эту историю успеха, облизнулась, да и приступила к сочинению на тему «Total War моей мечты».
Получился, как вы уже знаете, интересный клон TW с потенциалом для дальнейшего развития. Главным лейтмотивом игры стала легенда о том, как мудрый рыцарь Артур объединил враждующие княжества Британии, построил Камелот и стал королем. Успеха добавляло и то, что сюжет был динамичным и развивался за счет разносторонних текстовых заданий.
Во время разработки King Arthur венгры пошли на уловку — быстро осознав, что лобовое столкновение с исполином не приведет к нужному результату, они сместили акцент с битв на индивидуальность героев (Ланселот и Персиваль во плоти!), фэнтези восточноевропейского разлива и сюжет, который продвигаем мы сами. Нашлись те, кто попросил добавки: им дополнительно подарили три аддона, расширивших и углубивших игру с помощью дипломатии и новых рас. Получается, авантюра по отъему части поклонников у средневековой Medieval 2: Total War вполне удалась.
Следующим шагом был выпуск настоящего сиквела, которым стал King Arthur II. История сериала, как видите, выглядит в ретроспективе скромно, зато самая интересная ее часть происходит сейчас у нас на глазах. В 2012-м после двух переносов сиквел наконец-то вышел в комплекте с дополнением «Легионы мертвых». Встроенное дополнение Dead Legions служит прологом к основной сюжетной кампании, поэтому сценарных линий в игре две. Пролог к главной кампании от лица римского командира Септима Суллы рассказывает о том, как тот объединил олигархов Нового Рима в одно массивное государство, завоевал соседей, а попутно спустился в царство мертвых и завербовал там легендарный Девятый Легион.
Для тех, кто оплатил игру до релиза, дополнение о Септиме стало бесплатным подарком. Остальным придется заплатить за фракцию римлян треть от полной стоимости игры. Для понимания основного сюжета рекомендуется начать знакомство с этой мини-кампании — ближе к концу станет ясно, каким путем в мир KA2 попали исчадия хаоса, фоморы.
Вторая кампания является основной и подразделена на 6 больших глав. Она происходит через год после того, как Артура поразило неизвестным заклинанием и смертельно ранило. Умереть сразу не удалось — Артур лежит в постели и страдает, а вместе с его хворью Британия распадается на куски, в то время как фоморы уничтожают последние оплоты.
Сыну Артура Уильяму Пендрагону предстоит найти уцелевших рыцарей круглого стола и шаг за шагом изгнать демонов с родных земель. Не теряет рыцарь надежды в процессе отомстить единоутробной сестре Артура ведьме Моргаузе, которая причастна к творящемуся хаосу. Первая часть игры закончилась на радостной ноте, а во второй игрока с порога швыряют в леса Шервуда, где творится анархия. В отличие от KA, когда авторы были вынуждены худо-бедно придерживаться существующих мифов о правлении Артура, сиквел — плод фантазий Neocore с «удобным» новым врагом и переплетением кельтских мифов. Фоморов так вообще достали из ирландских легенд, в которых они предстают человекоподобными монстрами с головами коз и коров, а их логово находится в потустороннем мире Ирландии. С римлянами в их кампании тоже не церемонились.
Между прочим, все главные герои собраны в одном месте. В кампаниях воители рассеяны слоями по главам и регионам, а в режиме «Сценарии» можно объединить всю героическую шайку-лейку в одно полчище. Нам разрешено собрать две любых армии, включая римлян, англичан и фоморов, и столкнуть их в поединке. Этот режим мог бы кое-как компенсировать отсутствие мультиплеера, но сражаться в «Сценариях» можно только с ИИ-оппонентом. К сожалению, количество карт также подкачало: их всего четыре, не разгуляешься! Простить венграм скупердяйство можно лишь с расчетом на новые платные дополнения. Горькую пилюлю скрашивает возможность завербовать под одним флагом легенду артуриады фею Моргану, а вместе с ней сэра Балана и вернувшуюся из мира мертвых магиню Нэвию Суллу.
Игровой процесс сиквела остался прежним и держится на трех слонах: глобальной карте с мудреной системой дипломатии, многочисленных квестах, которые были полностью озвучены, и на красивых сражениях. Количество юнитов, одновременно присутствующих на карте, выросло по сравнению с первой частью вдвое. Графика игры хороша в той же мере, в какой прекрасен Shogun 2, но с поправкой на британские леса и адские чертоги. Таких пейзажей в древней Японии не было. Дополнительную тактическую глубину дарит система магических боев. Для использования магии в сражении существуют правила: у каждой из армий есть собственный магический щит-купол, который слабеет от заклинаний, и состоит из четырех уровней «защищенности».
В зависимости от надетых артефактов и класса героя, уровень волшебной защиты в начале боя может варьироваться. У обеих армий на поле боя свой показатель уровня магического щита, поэтому надо приглядывать не только за собственным, но и за вражеским куполом: у всех заклинаний, как и щита, есть четыре уровня мощности, но эффект от заклинания засчитывается лишь тогда, когда уровень магического щита ниже уровня заклинания. Поэтому даже с убийственными «спеллами» нельзя перебить армию врага раньше, чем ослабишь его щит. Система заклинаний разнообразная, они есть у всех бойцов, а дополнительные артефакты позволяют использовать «нечестные» чары в обмен на души наших падших воинов (по курсу 1 заклинание за 50 погибших в бою участников).
Сиквел подарил поклонникам очередную тактическую глубину, добавив бои в воздухе: летающие монстры недоступны для мечей пехоты и конницы, их разят лишь маги и лучники. Горгулий и прочей неудобной нечисти навалом, а вот для римлян, к сожалению, никаких пегасов или грифонов не выделили. Из-за воздушных монстров приходится активнее разбавлять армию лучниками, но терпение будет вознаграждено: со временем наша армия также получит доступ к мифическим войскам. Со всеми этими нюансами играть стало сложнее, кроме того, на всякой карте встречаются «места силы» — алтари, захват которых дает особо правильные бонусы, такие как ухудшение щита врага или навык цепной молнии. Как не банально, но владение алтарями помогает решать исход боя в пользу их хозяина. Тем более на некоторых картах алтари размещены в пользу одного бойца, и, как правило, им оказывается компьютер.
Для воинов сделали новый параметр морали под названием «желание сражаться» (will to fight), который заменил параметры «боевого духа» и «выносливости» из первой части. Жаль, однако, что при снижении воли к бою отряды не убегают, а просто теряют очки защиты и атаки. Если помните, в любой из серий Total War особо приятной является процедура преследования убегающих отрядов и набивание дополнительных «фрагов» для конницы. В мире Артура разбитые войска не отступают никогда.
На старте любой из двух кампаний игрок должен определиться с классом своего аватара: выбор дается между Мудрецом, Чемпионом и Военачальником. Классы определяют тактику поведения Уильяма или Септима на поле брани: хилый маг колдует заклинания на расстоянии, командир армии вдохновляет свои войска, попавшие в круг влияния героя, а толстокожий чемпион сосредоточен на физическом уничтожении противника, вгрызаясь в стройные отряды демонов. Как и прежде, лучшим Чемпионом в игре остается сэр Ланселот.
Помимо сражений, кампании дают доступ к обширным трехмерным картам. Передвижение по картам осуществляется в пошаговом режиме, каждый ход занимает один сезон. Зима является уникальным сезоном — никакие герои не могут двигаться, зато можно строить в городах полезные лавки и кузницы, распределять навыки для новых исследований и раздавать очки опыта ветеранам за участие в боевых действиях. Во время путешествий по картам нам подкидывают текстовые задания, но на сей раз дают возможность выбора исхода большинства квестов. Как в Mass Effect, на выбор дается несколько реплик, благодаря которым можно мирно достичь своих целей. Некоторые из развилок иллюзорны: например, какой бы вариант ответа Призраку рыцаря мы не выбрали, монстры под его предводительством все равно вырвутся из царства теней.
Игра позволяет прокачивать не только героев, которые, как и прежде, являются сверхмощными юнитами, но и базовые отряды, убившие энное количество недругов. Сражения позволяют постепенно улучшить боевые навыки армии, но вдобавок к этому сюжет предусматривает массовые обновления бойцов в определенных точках сценария. Так, сделка с духом императора Эйдриана позволит всем войскам перейти от базового к ветеранскому набору. Все римские легионеры превратятся в преторианцев, стандартные копейщики — в элитных и так далее.
Не забыто и окно дипломатии. Открыв карту региона, мы можем посмотреть статусы всех владельцев и их отношение к нам. Позитивное отношение позволяет заключать пакты о ненападении, обмен ресурсами и тренировку наших юнитов. В отдельных случаях предусмотрены уникальные развилки типа возможности взять в жены дочь одного конкурента, насолив другому, или убийство этой жены назло всем сразу. От некоторых заданий ощущение погружения такое, словно играешь в полноценную RPG: например, каждое выступление в сенате позволяет завоевать симпатии конкурентов и присоединить их к империи ненасильственным образом. Но для этого требуется выбирать правильные варианты ответа.
Авторы добавили «моральность» поступков. Все действия нашего протагониста фиксируются в системе XY-координат. Первая ось показывает методы правления нашего героя: спасаем беженцев и отпускаем рабов? Очки к показателю праведности. Не упускаем случая проявить кровожадность натуры? Баллы зачисляются в сторону тирана. Тем же образом работает вторая ось религиозности. В мире KA2 есть две веры: христианство и староверство, учение друидов. Игра с первых кадров предлагает задать направление по душе — либо инаугурацию с благословения патриарха, либо древний обряд ведических испытаний. Мы рекомендуем сходу выбрать по варианту в каждом пути и придерживаться его во всех квестах. Дело в том, что продвижение по обеим шкалам награждается уникальными заклинаниями, самые мощные из которых связаны с пиком развития на обеих шкалах. Так, одновременно кровожадный и христианский командир получит доступ к заклинанию призыва темного ангела, а другой командир-злодей, изучавший друидов, привьет своим отрядам навыки вампиризма.
Понятно, что в игре масса нюансов: на глобальной карте путей добиться цели ничуть не меньше, чем в бою. Для шпионажа и заказных убийств мы вольны связаться с гильдией воров, которая за круглые суммы устроит неприятности любому официальному врагу Артура. Венгерские мастера привели в чувство баланс — теперь лучники, властвовавшие ранее на полях боя, менее эффективны, а разнообразие типов войск требует от игрока подбора удачных комбинаций и гибкости ума. Сюжетные бои, когда мы поставлены в проигрышную ситуацию, просто так с помощью одной пехоты не выиграешь.
Интеллект компьютера вечно норовит зайти с флангов и передавить в первую очередь лучников, а уже затем обрушить на нас летающих кровососов. Но как нам показалось, на стандартном уровне сложности игра щадит нервы полководцев и прощает многие ошибки. Стоило один раз выставить «высокую сложность», как все стало на свои места: программисты искусственного интеллекта из Neocore действительно потрудились на славу. Но эти же люди в прямом смысле спустили в унитаз программный код всей остальной игры.
King Arthur II — самая забагованная и проблемная стратегия из всех релизов 2012 года. Более сырого и недоделанного продукта за прошедшие полтора месяца мы не видели. Варгейм подтормаживает и заикается на системе, которая спокойно «переваривала» Shogun 2 и со скрипом «тянула» Тевтонский орден, также страдавший от плохой оптимизации. Игра часто вылетает с программной ошибкой в Windows, а форумы посвящены обсуждению самых разных глюков. За первые 10 дней после выхода игры к ней вышло 4 патча, причем вместе с третьим добавилась ошибка, из-за которой приходилось сворачивать окно игры и закрывать отдельное, скрытое окошко с сообщением о популярной проблеме «cannot load flag texture».
Тем самым многие из достоинств сиквела резко тускнеют в связи со сложностью игры через муки, страдания и вылеты в операционную систему. Игра явна была выпущена недоделанной: в первой версии в системном меню и иногда на глобальной карте исчезал курсор, кадры падали до 6-7 fps, а венчала букет заболеваний самая остроумная на нашей памяти ошибка: одна из сюжетных битв «вознаграждала» героя огромной суммой денег со знаком минус. Баланс резко уходил в минус и герой был не в состоянии оплатить даже такую недорогую процедуру, как лечение отрядов после боя.
Несмотря на внезапные падения производительности и муки с королевской казной, игра у Neocore получилась новаторская, в духе культовой Warhammer: Dark Omen, с которой «Артура-2» роднят многие детали. Светлое будущее серии обеспечено, и, возможно, однажды у нее даже появятся подражатели, как у Total War. Магические правила увеличивают глубину и сложность поединков, а небольшие, но вместе с тем приятные развилки сюжета стимулируют интерес к повторному прохождению кампаний.
Отвечая на вечный вопрос «играть или не играть?», мы готовы сформулировать ключевую мысль обзора: при всей идеальности главного конкурента KA2, Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai, такого же полководческого опыта другие проекты дать не в состоянии. К боевым шахматам добавилась магия! То, что когда-то было клоном эталонной Total War, ко второму выпуску стало самостоятельной игрушкой с фирменными атрибутами. И вообще, разве кому-то не интересно, переживет ли смертельно раненый Артур свою вынужденную изоляцию в волшебном лесу Бедегрейн?