Обзор атмосферного шутера «Метро 2033: Луч надежды»
Название игры: Metro: Last Light / «Метро 2033: Луч надежды»
Жанр: First-Person Shooter, Action, Stealth
Разработчик: 4A Games
Издатель / в России: Deep Silver / БУКА
Похожие игры: Metro 2033, S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти, Crysis 3
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода в России: 17 мая 2013 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: http://enterthemetro.com/
Разумеется, история серии игр «Метро 2033» началась задолго до 2033-го года. Киевская студия 4A Games, основанная выходцами из GSC Game World в 2006 году, несколько лет назад выпустила игру Metro 2033 по одноименному роману Дмитрия Глуховского. Этот шутер стал грамотным переносом культовой книги в интерактивный формат — почти все события, приключившиеся с главным героем Артёмом, жителем станции ВДНХ, в игре можно было пережить на собственной шкуре, путешествуя по хитросплетениям туннелей постъядерной подземки.
Завершалась игра бомбардировкой Ботанического сада и полным уничтожением таинственных монстров — Черных, или, как их еще называли, «хомо новус». Артём без церемоний давал команду на аннигиляцию нового биологического вида, в котором жители метрополитена увидели страшную угрозу. Была и альтернативная концовка со спасением Черных от гибели, но ее признали неканонической и отправили в корзину.
События «Луча надежды» разворачиваются через год после событий прошлой части и не базируются на какой-либо из книг. Вместо этого новая игра с помощью качественного сценария связывает хронологию событий игры и книги «Метро 2033» с будущей книгой Глуховского «Метро 2035», над которой писатель уже начал работу. Поработал он и над «Лучом надежды», выступив в роли сценариста. Его перу принадлежит сюжет игры, а также диалоги вкупе с размышлениями главного героя Артёма, явно склонного к рефлексии.
С момента уничтожения Черных прошел год, но Артём до сих пор не уверен, правильный ли выбор он тогда сделал, находясь на вершине Останкинской башни. После того, как лидер Ордена рейнджеров Мельник нашел с помощью Артема секретный бункер Д-6, главного героя посвятили в ряды рейнджеров — элитных воинов из отряда «Спарта», которые сохраняют нейтралитет и сражаются с проявлениями зла во благо подземного царства. Все «спартанцы» Ордена переехали в Д-6, информация о котором со временем разнеслась по всему столичному метро. О новом лагере узнали коммунисты, жители Красной Линии, и нацисты, представленные в игре Рейхом. Обе группировки хотят прибрать новый дом Ордена к своим рукам. И это еще не единственная проблема!
Когда Мельник узнает о том, что на пепелище Ботанического сада уцелел один из Черных, он отправляет именно Артёма на ликвидацию последнего монстра. В качестве помощницы к Артёму приставлена снайпер Аня, дочь Мельника, по совместительству — будущая возлюбленная главного героя. Задание они проваливают, ведь выживший Черный оказывается детенышем, совсем юным ребенком, и вместо того, чтобы убить его, Артём налаживает с ним телепатическую связь.
Рассказ о дальнейших перипетиях сильно испортит впечатления тем, кто еще не играл, но планирует это сделать. Достаточно знать, что сюжет «Луча надежды» готов без устали удивлять неожиданными поворотами, и на наш взгляд, получился в целом более захватывающим, чем сюжетная линия предыдущей игры. Игровая кампания «Луча надежды» пролетает за 8-9 часов, и за это время игроки столкнутся с предательством, любовной драмой, неожиданными союзниками, интригами влиятельных бонз из числа руководителей станций и прогулке по кошмарам детства.
Ну а главного напарника Артёма впору сравнивать с Элизабет из BioShock Infinte — этот персонаж неоднократно выручит главного героя из переплетов, по ходу действия помогая с запасами амуниции и аптечками. Да и следить за его ужимками ничуть не менее интересно, чем за Элизабет. Нам он понравился намного больше фраера по прозвищу Бурбон из предыдущей части «Метро», который регулярно напевал под нос песню «Владимирский централ» и считал ее источником житейской мудрости.
Несмотря на то, что Metro: Last Light — шутер с видом от первого лица, а значит, один из самых «заезженных» жанров видеоигр, для своей весовой категории он получился вполне разнообразным и предлагает богатую программу развлечений: от руин ВДНХ и Красной площади до посещения затопленного триумвирата станций под общим названием «Венеция» с новыми монстрами, похожими на гигантских креветок. Подобно Call of Duty, игра регулярно меняет декорации и условия выживания: несколько минут назад мы ехали на скоростном поезде с кучей врагов, а вот уже несемся с рыбаком на моторной лодке по затопленным туннелям. А затем снова на своих двоих бродим по пещерам с пауками-каннибалами, секретным объектам с бандитами, фашистами и коммунистами, калейдоскоп которых делает честь любому шутеру в плане разнообразия врагов и ситуаций.
К середине у Артёма даже появится личный рельсовый автомобиль Регина, который поможет распугивать светом кровожадных обитателей столичного метро. Жаль, но машина дается лишь на время! А финальная треть игры ознаменуется «мистической темой» — христианские катакомбы, река судьбы и прочие любопытные вещи прилагаются.
Отдельное спасибо стоит сказать разработчикам за внимание к гаджетам — у Артёма полный вещмешок спецтехники. Фонарик подзаряжается с помощью динамо-машины, которую необходимо время от времени подкачивать вручную, а некоторые виды пневматического оружия, включая арбалет «Хельсинг», перед применением нужно как следует «раскочегарить».
Мелкие детали сталкерской романтики ощущаются во всем: изредка Артём подключает динамо-машину к энергоблокам для восстановления электричества, а фильтры на противогазе требуется менять вручную каждые 5 минут, после того, как старый фильтр загрязняется и протагонисту становится тяжело дышать. Стекло противогаза от вражеских атак постепенно разрушается, и необходимо подыскивать ему более новые замены. Достойным образом сделана и кастомизация оружия: на каждый «Калаш», «Вентиль», «Сайгу» или шестизарядный дробовик «Ублюдок» можно нацепить оптику разных типов, лазерные целеуказатели, дополнительные магазины и даже клапаны, поддерживающее давление в баллоне пневматической винтовки.
Бывшие разработчики «STALKER: Тень Чернобыля» нашли грамотный баланс между шутером и стелсом. Подобно Crysis 3 и Dishonored, большинство уровней можно пройти, не поднимая шума. Для этого авторами предусмотрена возможность гасить свет прожекторов, керосиновых ламп и прочих люстр, а затем вырезать врагов в кромешной темноте. Ну, или просто нокаутировать их — за бескровное прохождение даже полагается специальный трофей, выдаваемый тем, кто не убил за игру ни одного человека. К слову, охотиться за врагами из теней действительно куда интереснее, чем поднимать шум и по старинке раздавать «хедшоты». Ведь когда охранники не подозревают о присутствии Артёма, они болтают меж собой, делятся секретами и сокровенными тайнами, рассказывают о событиях мира «Метро 2033». Слушать эти междусобойчики было интересно.
Воздерживаться от лишних убийств тоже полезно — по ходу игры у протагониста копятся так называемые очки морали, которыми герой награждается за добрые дела и бескровное прохождение. От того, насколько добрым проявит себя Артём в новом приключении, напрямую зависит концовка игры. Всего их две, и сложно разделить их на плохую и хорошую — каждая хороша по-своему. Но добрые дела в мире «Луча надежды» делать приятно: подарить ребенку выигранную в тире игрушку или защитить искалеченного босса от мелких хищников.
На фоне всего этого у игры лишь один веский недостаток — отсутствие режима сетевой игры. Увы, с друзьями-рейнджерами схлестнуться в бою по Интернету не удастся, а ведь сам сеттинг (развалины столицы) отлично подошел бы для создания интересных карт мультиплеера. Вместо этого все желающие могут перепройти игру с настройками повышенной сложности. Режим «Рейнджера», доступный для покупки в магазине Steam за 99 рублей, позволяет еще сильнее вжиться в шкуру Артёма: выживать становится сложнее из-за того, что боеприпасы и фильтры встречаются реже, персонаж погибает от пары пуль, хотя и враги становятся более хрупкими.
Вдобавок, этот режим убирает с экрана все подсказки интерфейса, и следить за количеством патронов в оружии придется наглядно, по количеству видимых патронов в обойме. Нечто подобное по степени хардкора было в BioShock Infinite при включении режима «1999», однако по ощущениям «Рейнджер» больше похож на эпизод из Crysis 3, когда у главного героя отключается нановизор, и выживать приходится за счет опыта и инстинктов.
Среди новейших отечественных проектов «Луч надежды» стоит особняком. Его разработчикам удалось из привычных единиц и нулей создать лучший шутер славянского производства, а заодно один из лучших шутеров года, у которого есть свой путь и своя аудитория. Игр такого калибра с постсоветского пространства давно уже не было!
После завершения игры сложно остаться равнодушным ко вселенной «Метро 2033», которая, похоже, будет процветать и дальше. «Луч надежды» дал серии книг и игр действительно многое. Авторы из украинской студии 4A Games делали игру на совесть и без компромиссов. Благодаря такому подходу, она заслужила почетное место среди ключевых проектов года.
Взяв движок и наработки из игры 2010-го года, авторы разбавили шутер фантазией, элементами стелса и отличным сеттингом (с участием московского метрополитена и всеми его фракциями, готовыми к гражданской войне). Итог — история, которую запомнят все игроки, ставшие ее очевидцами. И для тех, кто доведет гуманистическую миссию Артёма до финала, обязательно засияет луч надежды в конце туннеля.