Обзор игры Need for Speed: the Run
Название игры: Need for Speed: the Run
Жанр: аркадный автосимулятор
Разработчик: EA Black Box/Firebrand Games (Wii и 3DS)
Издатель: Electronic Arts
Похожие игры: серии NFS, Burnout
Платформы: PC, PS3, Xbox360, Wii, 3DS
Дата выхода: 17 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://www.needforspeed.com/therun
«…— Я же Вас не спрашиваю, где вы взяли машину?
— А я честно скажу: я её украл!..»
к/ф «Берегись Автомобиля»
С первых кадров игра предупреждает о самом главном: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать увиденное в ней на реальной дороге, управляя настоящим автомобилем. Не стоит забывать о том, что при всей романтике, присущей нелегальным уличным гонкам, этот, с позволения сказать, вид спорта является в большей мере опасным для окружающих, нежели для участников. Однако спрос, как известно, рождает предложение, посему игры на эту тематику пользуются огромным спросом среди игроков всего мира, а разработчики, повинуясь желанию общественности, продолжают их выпускать. Что ж, спасибо EA хотя бы за предупреждение.
The Run радует нас довольно неожиданным для автосимуляторов нововведением — наличием некоего связанного сюжета. Теперь вы не безликий водитель без личных мотивов и индивидуальности, а вполне себе яркий кинематографичный персонаж, созданный в полном соответствии со всеми стереотипами фильмов и историй о стритрейсинге. Вы вживаетесь в роль Джека Рурка — талантливого, но невезучего и безответственного автогонщика, чья неосторожность подвела его под монастырь. Джек должен кругленькую сумму денег и кредитор, в чьей роли выступает, разумеется, всесильная мафия, отчаявшись получить с гонщика наличные, принимает решение устранить «проблемный актив» путем прессования оного (в прямом смысле) заодно с автомобилем в компактный металлический куб.
Видимо, бандиты надеялись возместить хотя бы часть своих неправедно нажитых средств путем сдачи металлолома с легкой примесью органики, но Джек, решительно несогласный с таким бизнес-планом, зубами перегрызает свои путы, выворачивается из-под пресса и, реквизировав у преступников машину, на ней и смывается. Утешение и решение своих проблем он, в полном соответствии с законами жанра, находит в давней подруге, подписывающей невезучего водилу на участие в грандиозном и совершенно незаконном автопробеге через всю территорию США — от Сан-Франциско до Нью-Йорка. Подруга обещает разрешить все проблемы главного героя с мафией (какая полезная, однако, подруга), а десятая часть приза — обеспечить ему безбедное (хотя бы временно) существование. Остается сущая мелочь — прийти к финишу первым, обогнав по дороге пару сотен других, не менее целеустремленных участников.
Радует тот факт, что сюжет не только присутствует «для галочки», он честно идет сквозь всю игру и, хотя в свежести и оригинальности эту историю заподозрить трудно, разнообразить игровой процесс ей удалось. Первым делом вам доведется поуправлять не автомобилем, а как раз самим Джеком, выбираясь из сминаемой прессом машины. Выполнено это в стиле давнего, привычного (и, кажется, вновь набирающего популярность) интерактивного кино: нажимаете в нужный момент требуемые клавиши и наблюдаете происходящее. Не успели нажать или ошиблись кнопкой — сочувствуете безвременной кончине героя и переигрываете эпизод.
Подобные интерактивные вставки встречаются нечасто, но они позволяют, во-первых, слегка передохнуть от, собственно, гонки, а, во-вторых, приближают игру к фильму в стиле какого-нибудь «Форсажа». В любом спортивном автосимуляторе такое нововведение выглядело бы неуместным, но сюда вписывается вполне органично, давая понять, что авторы серьезно задумались над переосмыслением серии под новые реалии.
Вам не придется преодолевать почти пять тысяч километров одним махом — игра подразумевает ваше участие лишь на некоторых участках маршрута. Именно на них вам придется отыгрывать позиции в проводящейся на выбывание гонке и постараться прибыть 150-м в Лас-Вегас, 50-м в Чикаго и, наконец, первым — в Нью-Йорк. В рамках каждого участка трассы вам предлагается определенное задание: банально обогнать всех наличествующих соперников, достичь «чекпоинтов» за отведенное время (так мы, в соответствии со сценарием, выигрываем время) или поучаствовать в «битве».
Последний режим, пожалуй, является наиболее интересным в игре. В принципе, он сводится все к тому же обгону других водителей, нов «битве» их участвует заметно меньше, они являются гораздо более серьезными противниками, нежели «рядовые» гонщики, и вас подгоняет время: не успели догнать соперника за отведенные секунды — пиши пропало. Если же вы обошли «вражью» машину и не дали ей обогнать вас, то по истечении все того же времени соперник, судя по всему, обижается, сходит с трассы и сворачивает в ближайший придорожный кабак заливать горе — в любом случае, больше он вас не побеспокоит. У побежденного, кстати, можно забрать машину, что делает этот режим еще более интригующим. Вообще-то ассортимент гонок в рамках сюжетного прохождения, как мы видим, небогат, но надоесть однообразием игра просто не успевает в силу своей малой продолжительности.
Кроме того, в заезд порой включается полиция, совершенно безграмотно перекрывающая дорогу, или все те же бандиты (договориться с ними обещали после гонки, а не в процессе), не стесняющиеся открывать стрельбу в оживленных местах. Наличие же миссий, предлагающих, например, просто покинуть населенный пункт, не попавшись, или ускользнуть от обстреливающего вашу машину вертолета, наряду с уже упоминавшимися интерактивными вставками, с уверенностью позволяет говорить о том, что в the Run игрокам не придется скучать.
Игровые трассы вроде бы должны соответствовать реальным дорогам, раскинувшимся по территории США. Находясь в России, автору сих строк трудно оценить схожесть реальных дорог с виртуальными, но нельзя не отметить их разнообразие: проехать предстоит по заснеженным горам (кстати, и в процессе схождения лавины тоже), по пустыням, лугам, сельской местности и, конечно же, по густонаселенным мегаполисам. Кстати, никакой свободы передвижения (в отличие от некоторых прежних частей) the Run не предоставляет: в лучшем случае дозволяется срезать кусочек трассы по отдельно отмеченному на карте участку. Серпантинов, крутых поворотов, равно как и прямых, широких шоссе, в игре хватает. На большинстве дорог вашему передвижению, помимо других участников автопробега, будут мешать обычные автомобили, спешащие по своим делам. Они и понятно — гонка-то нелегальная, трассы никто не готовил, дороги не перекрывал, да и в традициях серии NFS смущать игрока оживленным движением.
Разнообразие мощных и скоростных машин — важная составляющая любой «гоночной» игры. Новая часть NFS с этим не подкачала — представлено немало различных марок и годов выпуска. К классу автомобиля стоит подходить вдумчиво: мускул-кары наилучшим образом демонстрируют все свои табуны лошадиных сил на прямых участках шоссе, тогда как более маневренные спорткары больше подходят для городских гонок. Помимо скромного списка основных особенностей, каждая машина характеризуется степенью отзывчивости управления, позволяющей в известной степени предугадать ее поведение на дороге. Оценки простые: от «легко», подразумевающего полную послушность автомобиля, до «очень трудно», означающего, что над управлением железного коня придется попотеть. Выбор — на любой вкус. Смена машин осуществляется либо в соответствии со сценарием, то бишь банальным и противозаконным воровством, либо прямо по ходу гонки, завернув на автозаправку, где вы можете выбрать себе средство передвижения из автопарка неясного происхождения.
С маленькими победами приходят и маленькие радости: каждая гонка принесет вам некоторое количество очков опыта, при достижении критической массы каковых вам торжественно вручат новый уровень мастерства (почти как в RPG). Помимо всяких эмблем и прочих не слишком полезных красивостей рост уровня открывает доступ к применимым в гонке способностям. Например, скилл «Опасная езда» позволит вам при езде по встречной полосе быстрее восполнять уровень закиси азота, используемого для кратковременного ускорения (гонка аркадная, так что претензии к далекому от реализма исполнению данной функции вряд ли уместны). Нехорошо, конечно, провоцировать игроков на опасное вождение, но разработчики, судя по всему, успокоили свою совесть тем самым предупреждением, о котором шла речь в начале статьи.
Что можно сказать о физической модели в аркадном автосимуляторе? Разве только то, что она стала менее «аркадной», чем была в 1994 году, но все же остается очень далекой от реализма. В конце концов, даже самые серьезные спортивные симуляторы, равно как и многочисленные «тренажеры для вождения», пока не могут доподлинно передать ощущение управления автомобилем. В the Run вас занесет, если вы слишком резко крутанете рулем на скорости, необдуманное торможение приведет к потере управления на скользком дорожном покрытии, а вдумчивое использование ручника, напротив, поможет безопасно преодолевать крутые виражи. Для аркадной гонки этого вполне достаточно. Модель столкновений исполнена весьма щадящей, но лобовое столкновение на хорошей скорости закономерно приведет к зрелищной аварии и возвращению к началу трассы.
За техническую часть игры отвечает движок Frostbite Engine 2, использовавшийся в игре несколько иного жанра — Battlefield 3. Нельзя сказать, что Black Box выжали из движка все, но картинка получилась в меру симпатичной. От лакокрасочного покрытия должным образом отражается свет, сами автомобили узнаваемы не хуже, чем на настоящей дороге, погодные эффекты реалистично мешают обзору, а персонажи не заставляют сетовать на дефицит полигонов. В отношении манипуляторов игра ориентирована, прежде всего, на руль с педалями, а вот с геймпадами в PC-версии присутствует некоторый нюанс: игра понимает таковые только от Xbox’а, обладателям иных геймпадов придется использовать эмулятор. С клавиатуры, разумеется, управлять можно, но удовольствие от игры в этом случае снижается на треть, не меньше.
Похоже, что NFS: the Run Run демонстрирует нам будущее серии. Игра впитала ряд новшеств, кое в чем, напротив, вернулась к традициям и в результате стала, пожалуй, интереснее своих предшественников. Даже те, кто принципиально не уважают «гоночные» игры как жанр, могут найти в the Run привлекательные для себя моменты, да и опытные виртуальные гонщики вряд ли останутся разочарованными. Что ж, если разработчики снова не погрязнут в кризисе идей, как это бывало с ними раньше, то будущее серии можно назвать вполне оптимистичным.