Обзор игры New Super Mario Bros. U. Марио высокой четкости!
Название игры: New Super Mario Bros. U
Жанр: Платформер, Приключение
Разработчик: Nintendo EAD
Издатель: Nintendo
Похожие игры: NSMB 2, NSMB Wii, Epic Mickey: Power of Illusion, Sonic Generations
Платформа: Wii U
Дата выхода: 18 ноября 2012 года
Возрастное ограничение: 3+
Официальный сайт: http://newsupermariobrosu.nintendo.com
Так сложилось, что жителям России пришлось ждать новую игру о братьях Марио дольше, чем всему остальному миру — отечественные игроки получили доступ к Wii U и ее главному хиту только 21 декабря. Но эта задержка не помешала по достоинству оценить New Super Mario Bros U, игры, которая грамотно совместила опыт традиционной аркады и кое-какие смелые эксперименты, вроде уровня, стилизованного под картину скандального художника.
Начнем с истории: серия NSMB дебютировала в 2006 году, став за короткое время главным платформером на приставке Nintendo DS. Разработчики перезапустили некогда успешную серию Super Mario Bros. в новом качестве, с новыми идеями и заслуженной приставкой «Нью». Было продано свыше 29 миллионов копий! Мегахит здорово подстегнул продажи приставки DS, поэтому Nintendo перенесла удачный опыт на все остальные консоли — для каждой новой игровой системы Nintendo рано или поздно выходила свежая часть NSMB.
Предыдущие части появились на DS, Wii и 3DS соответственно. Каждый из выпусков грамотно эксплуатировал возможности приставок, ведь никто лучше самой Nintendo не знает, на что способны ее консоли. Четвертый U-выпуск объединил технологии всех предыдущих игр: поддержку тачскрина и второго экрана на планшетном джойстике Wii U, поддержку уникальных motion-контроллеров Wii и фирменных аватаров Mii. А главное, Марио впервые за свою почти 30-летнюю историю переехал в HD-разрешение! Выглядит игра, как следствие, на пятерку с плюсом.
Сюжет историй про Марио и Пич, как известно, повторяется из игры в игру, и U-выпуск не стал исключением — злобное семейство купалингов вновь похищает невесту водопроводчика и по совместительству супергероя Марио. С каждой новой частью купалинги становятся все изобретательнее, и вот в заставке мы видим, как летающий корабль Боузера (заклятого врага Марио!), снабженный механической рукой, нарушает мирное чаепитие и зашвыривает Марио с его друзьями в далекие дали. Точнее, в Долину желудей, к огромному дереву с волшебными орехами.
После роскошного вступительного ролика Марио и трое его друзей оказываются в пресловутой Долине. Наш бравый герой вместе с братом Луиджи и двумя примкнувшими помощниками (Тоадами) отправляется спасать любимую девушку Пич из лап Боузера и восьмерых его детей. Стартовая локация, Долина желудей, является одним из 8 базовых миров, которые расположились на огромной «карте мира». Эти миры все вместе и составляют общую, заботливо скроенную руками дизайнеров карту.
При желании, игроки могут сразу оглядеть ее целиком и с высоты птичьего полета посмотреть на достопримечательности — Шипучую пущу, Пустыню пирожных, Леденцовые ледники, Мятное море и прочие съедобные названия миров. Сразу предупреждаем: даже дойти до них будет непросто, а похищенную барышню так вообще отправили в самый неприступный замок восьмого мира.
Все передвижение по карте строго ограничено дорожками, которые иногда открываются после выполнения уровней или нахождения секретных маршрутов, но зачастую уже проложены заранее. Эта карта и есть весь мир NSMBU, которого даже опытным игрокам хватит надолго. Откроем маленький секрет: после прохождения сюжетной части появляются дополнительные локации для ветеранов.
По части геймплея надо воздать компании Nintendo похвалу — она сохранила классический запал и дух «старой школы». NSMBU в меру сложна и временами очень изобретательна! Проще говоря, новый «Марио» оказался дьявольски хитрым платформером, где один уровень не похож на другой. Как водится, первые уровни просты и создают обманчивое впечатление, будто игра сделана для детей-младшеклассников. Но на самом деле, NSMBU — универсальная игра для хардкорных геймеров всех возрастов, у которой все в порядке с разнообразием и шкалой сложности.
Скоро уровни с изобилием бонусов заканчиваются, и начинается настоящее испытание воли и нервов игроков. К счастью, стоит нам 5 раз подряд умереть во время прохождения одного и того же уровня, как игра предложит систему SuperGuide — интерактивной помощи. Персонаж под управлением ИИ сам будет проходить уровень, а игрок вправе в любой момент прервать автопилот и взять управление на себя — например, после прохождения компьютером особо каверзной системы пропастей или толпы врагов, швыряющихся снарядами.
В новой части NSMB у Марио и Луиджи появился костюм белки-летяги. Это главный в игре бонус, сделанный в виде волшебного желудя. Он позволяет приклеиваться к стенкам, плавно снижаться в воздухе и взмывать в полете вверх резкими скачками, в целом немного упрощая преодоление систем пропастей, на которые U-выпуск совершенно не скупится. Удачливые игроки также найдут его улучшенную P-версию.
Игровой процесс крайне похож на NSMB Wii с парой ключевых отличий — так, кооперативный режим теперь позволяет играть впятером. Четыре игрока, как и в NSMB Wii, должны использовать обычные Wii-контроллеры («вимоуты»), а пятый игрок не участвует в игре напрямую, но помогает им с помощью джойстика-планшета. Он парализует врагов и создает платформы в любом месте экрана, открывая широкий простор для продвинутых методик прохождения уровней. Ну а новичкам с их склонностью к суицидам такие платформы будут хорошей страховкой.
Еще одно крайне важное нововведение — появление малышей-йоши. Эти персонажи похожи на маленьких ручных драконов, которые не смотря на свою упитанность помогают героям справиться со сложными задачами. В игре есть три типа детишек йоши: желтые освещают подземные уровни и в кромешной тьме парализуют своим свечением врагов; синие стреляют мыльными пузырями, от столкновения с которыми враги превращаются в монетки. Сиреневые — самые классные: надуваются, как воздушные шары, и позволяют забираться в недоступные иным путем места, поднимая Марио и Луиджи все выше и дальше.
Расклад в игровой механике прежний: в каждом мире существует несколько уровней, как правило, от 7 до 10 стандартных и обязательно один секретный, до которого не так просто добраться без подсказок. На каждом уровне есть три «звездные монеты» — пропуски в уровни бонусного мира. Да и самолюбие фанатов Марио они тоже вполне могут потешить: схватить монетки зачастую сложно, требуются продвинутые игровые навыки!
Теперь поговорим о веских недостатках, которые давно пора исправить. После смерти персонажа его всегда выбрасывает на «карту мира» — чтобы вернуться, приходится перезаходить в локацию и ждать загрузки уровня, а также тратить время на просмотр дополнительных анимаций. Герой совершает их, когда выходит или заходит в локацию с большой карты мира. Причем правило работает даже тогда, когда мы проигрываем в битве с боссом или дошли до флажка контрольной точки. Нас заставляют тратить время на ненужные формальности, не обеспечивая «сэйвом» перед дракой с боссом.
Вдобавок удручает сохранившийся атавизм из старых выпусков Super Mario Bros. — постоянно тикающий таймер, по истечению которого у Марио отнимается жизнь и уровень приходится начинать сначала. Он ограничивает возможность с комфортом исследовать прекрасные HD-уровни, на которых скрыта куча секретов, и которыми явно нельзя налюбоваться за отведенное время. Особенно нас поразил ставший притчей во языцех уровень с артистичным задником, созданным под вдохновением от известной картины Ван Гога. Есть и другие сюрпризы, например, уровни с зыбучими песками или мир, где враги страдают гигантоманией!
До слез обидно, что редко используются йоши-малыши — дети динозавров. Иногда они встречаются на уровнях, спрятанные в кубиках, но чаще требуют подбора на карте мира. Хотя, скорее всего, разработчики специально ограничили взаимодействие с этими чудесными зверюшками. Так они меньше успеют надоесть, и их появление будет более радостным в следующих выпусках. Внимательные игроки найдут на уровнях и взрослых особей йоши — настоящих ездовых динозавриков, которые съедают врагов и фрукты длинным языком, взамен «рождая» яйца со случайными бонусами.
Главная же наша претензия заключается в том, что тачскрин планшета задействован без фантазии и разнообразия. Он дублирует изображение с телевизора, и позволяет продолжать игру, даже если ТВ выключен или настроен на другой канал. Одной возможности расставлять блоки, помогая другим игрокам, нам было недостаточно.
К примеру, в один день с NSMB U вышла игра Epic Mickey: Power of Illusion, платформер с участием Микки Мауса, очень похожий на NSMB U. Там сенсорный экран приставки 3DS используется куда разнообразнее — игрокам необходимо рисовать объекты и стирать лишние детали. Что-то подобное стоило бы сделать и для нового «Марио», переняв опыт у Epic Mickey или Uncharted: Золотая бездна. В целом же, использование инструментария Wii U сделано не так интересно, как хотелось бы. Совсем нет трюков, связанных с микрофоном, не дают рисовать, нельзя на общих правах соревноваться с владельцами Wii-моутов в общекомандном зачете. То, что сделано, сделано хорошо, но разнообразия идей нам не хватило.
Тем не менее, лучшего развлечения для веселой ватаги игроков или семьи на Wii U пока что не найти. Для тех, кому режима истории мало, и кто хочет поиграть на тех же уровнях своим виртуальным альтер-эго, Mii, разработчики припасли три дополнительных режима: Испытания, Спринт и Бой с монетками. Первый режим позволяет испытать свои нервы в сложных задачках: перепрыгивании огненных шаров, которыми плюются зловредные враги, пробежке уровней на скорость и обучению мастерским владением костюмом летяги (нельзя касаться земли, необходимо парить, отпрыгивая от голов врагов). Это лишь несколько примеров из огромного списка задач!
Режим Спринт радует еще больше — он дает возможность перепройти уже пройденные уровни с новым условием: экран сам автоматически двигается слева направо, подталкивая Марио в спину. Необходимо собирать монеты, но за каждые 10 монеток скорость движения экрана возрастает. Периодически экран ускоряется настолько, что уследить за декорациями так же сложно, как разглядеть рекламные плакаты из окна «Сапсана». К счастью, наши ошибки замедляют экран, и поймать личный темп прохождения все-таки возможно!
Последний из режимов перекочевал из NSMB Wii, и позволяет игрокам сразиться за главную ценность в мире Марио — монетки! Уровни усеяны ими не меньше, чем в NSMB2 с ее «золотой лихорадкой». Режим рассчитан на как минимум двоих игроков, и неплохо разбавляет геймплей Mario соревновательным элементом. Напарников ведь можно сбрасывать в пропасти и всячески им мешать! А сбор монеток доставляет не только эстетическое удовольствие, но и будит в каждом игроке своего Скруджа МакДака.
Подводя итог, главным проектом для консоли Wii U сегодня можно назвать не ZombiU или Nintendo Land, а именно NSMB U. Недаром создатели Wii U используют картинки из игры для всех промо-акций приставки! Эта незатейливая игрушка уже стала абсолютным рекордсменом продаж в рамках своей консоли, и является одним из наиболее успешных релизов Nintendo в 2012 году. К чести японцев, все идет по плану.
Четвертая часть возвысилась над заслугами предыдущих трех, и впервые со времен Rayman Origins напомнила всем нам значение фразы «идеальный платформер». Ну и наконец-то, графика в HD-разрешении порадует тех, кому раньше игры серии NSMB казались визуально устаревшими. Это тот самый случай, когда один обновленный друг лучше старых трех!