Не по-людски. Обзор игры Of Orcs and Men
Название игры: Of Orcs and Men
Жанр: Role-Playing Game
Разработчик: Cyanide Studio, Spiders
Издатель / в России: Focus Home Interactive / 1С-Софтклаб
Похожие игры: Game of Thrones RPG
Платформы: PC (Steam), PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 11 октября 2012 года
Возрастной рейтинг игры: 18+
Официальный сайт: http://www.oforcsandmen.com/
Бывают такие конторы, которые за всю свою долгую и не очень жизнь делают один и тот же проект, но несколько раз. Иногда проектов два, но и между ними находятся параллели. В 2012 году французская компания Cyanide Studio двумя проектами Game of Thrones RPG и Of Orcs and Men приобрела себе членство в клубе таких разработчиков.
Казалось бы, что может связывать два таких разных сеттинга, ведь в серии книг «Игра престолов» даже нет такой расы, как «орки» (пока нет). А связующих элементов на самом деле много: боевая система, дизайн уровней, два героя и, наконец, сильный сюжет. Но давайте обо всём по порядку.
Перед нами снова мрачный мир, полный жестокости, коварства и предательства. Лучше всех устроились, разумеется, люди, основав на крови предков и других народов Империю. Все, кто не может похвастаться человеческим обликом, были признаны варварами и были объявлены вне закона. Главным образом пострадали от суровых местных законов орки и гоблины, которых после войны ждали три пути: стать рабами у Человека, уйти в подполье или же пасть жертвой геноцида «зеленокожих». Теперь мы по другую сторону баррикад, вместе с «кровожадными чудовищами».
Истреблением орков занималась и продолжает заниматься Инквизиция, так что главный противник игрока определяется сразу же. Однако же ответ перед «малыми народами» придётся нести всем причастным, пощады не будет ни «бледнокожим», ни предателям из своих. Стоит отдать должное французам, они те ещё интриганы – при всех сходствах сеттингов, перипетии разительно отличаются у нового и предыдущего проектов, хотя соблазн приблизить истории был явно большим. Скучать не придётся, сопереживать будет кому.
В центре остросюжетного повествования орк Аркаил по прозвищу «Мясник» (точь-в-точь, как тот суровый дядька Морс Вэстфорд в «Игре престолов»!). Ему посчастливилось быть членом элитного отряда «Кровопийцы», на чьи плечи взвалили практически непосильную задачу – убить императора людей. План – чистая авантюра, но другого выхода у местного Сопротивления просто нет, ведь ситуация и так хуже некуда.
Проводником на каком-то этапе, а позже верным соратником и рассказчиком становится гоблин Стикс, один из немногих разумных представителей расы. Те же орки, например, всю игру будут попадаться сплошь разумные. Маленький «зеленокожий» оживляет хмурые будни повстанцев шутками или меткими замечаниями в адрес персонажей. Главная же роль Стикса – присматривать за Аркаилом, чтобы тот хоть иногда вспоминал о компромиссах и мирном урегулировании конфликта. Правда, решить вопрос без кровопролития удаётся крайне редко: орк чересчур вспыльчив и плохо контролирует эмоции, как в мирное время, так и в бою.
«Боёвка» Of Orcs and Men полностью копирует систему Game of Thrones и углубляет таковую в тактическом направлении. Всё та же активная пауза из Star Wars: The Old Republic, сочетающая очередь из навыков и атак, приправленная замедлением времени, как в «Ведьмаке». Игра не щадит, с первых же минут на героев обрушиваются многочисленные волны противников, которых без понимания местной тактики никак не одолеть на любом уровне сложности.
Чтобы врагов было чуточку поменьше, до битвы настоятельно рекомендуется проводить стелс-подготовку. Стикс умеет подкрадываться к жертвам и производить моментальные убийства со спины. Маскировка весьма условна – гоблин попросту становится невидимым для всех, кроме сторожевых собак и охранников с фонарями в тёмное время суток. Главное – не убивать на глазах у стоящих неподалёку, на все остальные правила разработчики смело махнули рукой.
Когда ряды людей и их приспешников поредеют, наступает время главной ударной силы. Аркаил на первый взгляд дерётся как здоровый, но при этом обычный воин, но это лишь до того момента, как его не выведут из себя. В гневе орк начинает походить на Халка, самостоятельно (без приказа игрока!) крушит с неимоверной силой стоящих вокруг и может даже навалять сопартийцу, если тот подойдёт слишком близко. Быстро набегающий счётчик ярости легко обнуляется, но нужно быть крайне осторожным, ведь
буйный берсерк далеко не сразу вернётся под наш контроль.
Истребление полчищ людей и гоблинов (основные противники на протяжении всей игры) рано или поздно приносит уровень. Прокачка быстрая, не утомляет. Новая ступень развития персонажа дарит по 1 очку характеристик и навыков соответственно. Если с силой, ловкостью, живучестью и пр. всё понятно, то специальные способности существенно отличаются от тех же «Игр престолов». У тандема Морса и Алистера был изначально выбор одного из трёх древ умений для каждого, здесь же такой роскоши не будет, «качай, что дают». А дают полтора десятка навыков с упором на оружие ближнего боя у орка и метательное у гоблина. Навыки помогают обездвижить противника, ослабить броню или нанести критическое повреждение. Всё стандартно и без изюминки, увы.
Орк и гоблин хоть и недолюбливают друг друга, но должны действовать сообща. Если один из них пал в бою, другой всегда может прийти на помощь и протянуть непутёвому руку. На этом тесное взаимодействие не заканчивается: Аркаил способен схватить гоблина и метким броском доставить его в нужную часть поля битвы, получив тем самым тактическое преимущество и нанеся повреждения тому, кто этот зелёный пас принял. Создатели явно вдохновились другой своей игрой при добавлении этого элемента – Blood Bowl. Там тоже футбол и орки.
Жаль, что так перемещаться можно только в бою. Всё остальное время герои обречённо бегают по однообразным лабиринтам карты, будто срисованной с детской головоломки. Изредка меняются только декорации, коих катастрофически мало, но повороты, засады неприятелей каждый раз одни и те же. Коридоры сами манят, чтобы в них не задерживались, а ответвления игнорировались, дабы поскорей узнать, куда занесёт орка и гоблина дальше.
Ладно бы было что пропускать, а то толком ничего жадным до исследования местности игрокам не предлагают. Очень редко на карте попадается сундук с оружием или бронёй, что лишь отражает общую тенденцию – с «лутом» в Of Orcs And Men дела обстоят очень и очень плохо. В лучшем случае, раз в полчаса на игрока будут сваливаться клинок или же штаны для одного из героев, но даже среди этих «щедрот» не стоит ждать чего-то выдающегося. Никакой тебе классификации по степени элитности найденного, да и зачем она нужна, если всё предрешено и случайностям здесь места нет.
Не спасают и торговцы, которые своим арсеналом походят на ларёк, а не на полноценный магазин. Чтобы не утруждать себя и играющих валютно-денежными отношениями в Империи, разработчики упразднили как таковые деньги и все транзакции совершаются за счёт неких «очков торговли», которые даются при продаже предметов и за выполненные задания. При условии, что выбрать, как правило, не из чего, даже их присутствие в игре сомнительно. На этом фоне далёкая от идеала система предметов в Game of Thrones RPG не кажется такой уж ужасной, и даже больше – очень по ней скучаешь
Набор локаций хоть и в очередной раз ограничен, но радует глаз. За отрисовку на первый взгляд снова должен отвечать Unreal Engine 3, но это не он. Движок Silk (на основе собственности компании Sony PhyreEngine), который принесли с собой разработчики из Spiders, был, в частности, использован в недавней Testament of Sherlock Holmes. Заложенные в него технологии хорошо справляются со световыми эффектами и отражениями. Но и к нему есть серьёзные претензии, как, например, к части отображения лиц людей и анимации. Хоть Человек на этот раз главный враг, не стоило его так обделять полигонами. А вот орки в большинстве своём выглядят очень солидно, и это логично, ведь игра-то в основном про них.
Что не вызывает ни единого нарекания, так это музыка Оливье Деривьера (Olivier Derivière). Он не часто отходит от серьёзной музыки, но когда он пишет пластинку для игр, это всегда событие. Чего только стоит отмеченный множеством премий шедевр к Alone in the Dark (2008). В Of Orcs and Men он представил очередную подборку высочайшего качества, которая умеет и нагнетать атмосферу в однотипных казематах, и скрашивать скучные бои.
Французы были полны амбиций показать в кои-то веки других орков, другую войну, просто дать игроку новый опыт. Попытка засчитывается, но впереди ещё непаханое поле, ибо далеко не весь потенциал игры за «обычно плохих» был реализован. В чём главный успех тандема Focus и Cyanide, так это в том, что у них уже в какой раз получается сюжетно сильная история, причём в данном случае без помощи именитых писателей и сторонних сеттингов. Это маленькая победа, пусть и с большими оговорками. И этот успех не помешало бы развить во что-то по-настоящему мощное, выдержанное, уникальное, а не ставить хорошее начинание на конвейер.