Обзор игры Omerta — City of Gangsters. Трудно быть бандитом
Название игры: Omerta — City of Gangsters
Жанр: Стратегия
Разработчик: Haemimont Games
Издатели: Kalypso Media Group / bitComposer Games
Похожие игры: Чикаго 1932: Дон Капоне, Gangsters 2: Vendetta, Jagged Alliance: Back in Action, серия Tropico
Платформы: PC, Mac, Xbox 360
Дата выхода в России: 31 января 2013 года
Возрастное ограничение: 16+
Официальный сайт: http://www.cityofgangsters.com
Давно мы не видели стратегических игр про гангстеров! Последний из достойных внимания проектов на эту тему вышел еще в 2001 году: Gangsters 2. Разработчики игр из серии Tropico сочли период затянувшимся, а 2013 год — подходящим для возвращения к теме бандитов в элегантных костюмах и шляпах.
Новая стратегия Omerta — City of Gangsters рассказывает историю одного криминального гения. Главный герой игры переезжает в США из Сицилии, чтобы сколотить свою преступную империю в «городе свободы» и больших возможностей. Время и место подходят как нельзя лучше — Атлантик-Сити образца 20-ых годов XX века просто умоляет о том, чтобы развернуть нелегальный бизнес на широкую ногу. Юному иммигранту остается всего ничего: забрать корону главы преступности хитростью и силой!
В Атлантик-Сити спиртное находится под запретом, и потому оно становится столь желанным и ценным источником дохода. С пивоварен и фабрик ликера начинается наше восхождение к преступному Олимпу. Сюжет без особой фантазии рассказывает историю в духе «из гопников в доны» — простой итальянский паренек умудряется сколотить с нашей помощью грандиозный бизнес по незаконной торговле спиртным во времена «сухого закона».
Начинается игра с генерации персонажа, во время которой игрокам предлагается выбрать одну из 6 фотографий будущего дона, а затем ответить на серию забавных вопросов, похожих на тест-вопросник из Jagged Alliance 2. Ответы определят параметры нашего главного героя: Мускулы, Мастерство, Сила, Хитрость, Смелость и Ловкость. Эти параметры в свою очередь определяют эффективность и поведение персонажа в боях, а на бизнес-качества нашего протеже никак не влияют. Бизнес — это то, чем в «Омерте» придется заниматься основную часть времени.
Стоит этапу создания героя завершиться, как нас бросают в дело: интерактивное обучение быстро натаскает новоиспеченного бандита в освоении азов ремесла. Поначалу мы будем грабить подпольные пивнушки и перепродавать награбленное другим бандитам. Затем обучают развитию легальных и нелегальных форм бизнеса. В игре целых 8 ресурсов: наши доходы, которые представлены в виде «грязных» (нелегальных) и «чистых» (отмытых) доходов, количество пива, крепкого алкоголя и оружия, а также рейтинги симпатии и страха, с которыми к дону и его организации относится население.
Восьмой ресурс соответствует запасу места на складах, на которых хранятся пиво, крепкие напитки и вооружение. Все ресурсы определенным образом взаимосвязаны, совсем как в серии «Меч и Магия. Герои»: чем выше рейтинги симпатий, тем лучше работают легальные заведения, а высокий уровень страха позволяет увеличить эффективность дистиллерий и бойцовских клубов. Специальные брокеры позволяют отмывать грязные доходы, преобразуя их в честные деньги. Ну а с тремя ключевыми ресурсами — пивом, «бухлом» и оружием — нам придется возиться вплоть до титров. Заведения под руководством дона сами производят и продают эти товары, однако для более скоростного обогащения придется торговаться этими товарами с частниками.
Заниматься всем этим перечнем «купи-продай-ограбь», по сути, потребуется на протяжении всей кампании. Каждая миссия обладает несколькими целями, как правило, связанными с требованием заработать N-сумму денег. Каждый раз мы стартуем на карте с единственной постройкой, и нам требуется открывать новые запрещенные и легальные бизнесы, отнимать здания у конкурентов...
Во время «управленческой» фазы игроку демонстрируется район единственного в игре города Атлантик с высоты птичьего полета. Зона действия во время миссий не расширяется или изменяется, карты открыты с самого начала, и при этом вполне компактны. Все действие происходит в разных районах (картах) Атлантик-Сити, которые мы по мере прохождения миссии «разведываем», обнаруживая новые типы заведений и построек.
К сожалению, проблемы начинаются с самого знакомства с Атлантиком: город выглядит безжизненным и в определенной мере страдает проблемой «искусственной песочницы» — в нем никогда ничего не происходит, рассчитывать можно только на дождь и смену суток. Город абсолютно не интерактивен и мы не можем, в отличие от Gangsters 2, взрывать или сжигать чужие здания, а также возводить постройки на новых местах. Будьте любезны придерживаться скучных правил!
Периодически налеты на конкурентов и разборки с представителями закона заканчиваются боями. В этом случае игра загружает одну из карт «локальной местности», будь то склад, ограбленный банк или полицейский участок, и предлагает игрокам выполнить какую-нибудь нехитрую задачку: перебить всех, эвакуироваться или уничтожить свидетеля. Иногда задача ограничена таймером — например, вырезать всех супостатов за 5 ходов.
Бои быстро становятся однообразными и, будучи немного похожи на классику типа «Операция Silent Storm» и XCOM, не идут с ней ни в какое сравнение. Увы! Боям недостает глубины и широкого разнообразия вариантов прохождения, а враги почти всегда тупо прут напролом. Ради разнообразия встречаются в игре даже боссы: мы еще долго не сможем забыть бешеного Луи Кастанеду, битва с которым разворачивается около церкви. Появляясь на карте с опозданием, только после того как первая партия его гангстеров будет уничтожена, он в одиночку со своим Томми-ганом и львиным здоровьем способен положить всю нашу группу.
Размер бригады ограничен 6 участниками. Главным гангстером всегда является герой, созданный в начале игры. Интересной находкой является прелюдия к бою: для боевой операции мы вправе взять только 4 из 6 имеющихся бандитов, а пятого можем назначить для какой-нибудь диверсии. Варианты саботажа бывают самые разные: отправить ящик с виски, чтобы споить случайных охранников, разведать некоторые участки карты или поработать снайпером, подстреливающим случайных жертв из-за пределов зоны боевых действий.
Несмотря на эту творческую находку, бои страдают однообразием и наскучивают так же быстро, как Jagged Alliance: Back in Action от этого же издателя (bitComposer). По задумке разработчиков, вся Omerta — это результат синергии идей таких серий как Tropico, Gangsters и JA:BIA. Однако мастерства разработчикам явно не хватило, и чужие идеи на почве «Города ганстеров» не работают. На наш вкус, даже старенькая стратегия «Чикаго 1932: Дон Капоне» готова дать «Омерте» фору в плане геймплея.
И то, что разработчики не поленились и создали почти два десятка головорезов со своими персоналиями, среди которых есть клон Тони Монтаны, парочка влюбленных типа Бонни и Клайда, а также боксер с подбитым глазом, не смогло сделать «боевку» в достаточной мере увлекательной. Она представляет собой «лайт»-вариацию лучшей стратегии прошлого года XCOM, оставляя от ее боевой системы лишь куцые «рожки да ножки».
С разнообразием противников ситуация хороша только первые 2-3 часа игры: мы будем воевать с полицией, элитными «федералами», другими гангстерскими группировками и даже адептами Ку-Клус-Клана. Вскоре противники начнут повторяться, и наскучат. Боям недостает вариативности и разрушаемой окружающей среды, а вдобавок на стандартной сложности они слишком просты. То же самое с бизнес-частью: менеджмент ресурсов в целом прост и повторяется из миссии в миссию, то есть достаточно один раз найти цепочку развития производства денег «на районе», и можно смело повторять ее от раза к разу.
Америка 20-ых годов в том виде, какой показывает ее Omerta — City of Gangsters, способна увлечь неискушенных современными умными стратегиями игроков. Однако ветераны пошаговых тактических игр сразу распознают в ней обезжиренную забаву. При этом игра уже показала неплохие продажи, а значит, в скором будущем разработчики скорее всего анонсируют какой-нибудь набор дополнительных миссий. Жаль только, что рассеять царящую в Атлантике скуку новые добавки едва ли смогут.
Игра хоть и не блистает достоинствами, но для нынешнего «мертвого сезона» стратегий выглядит неплохой покупкой и способна вернуть интерес к теме гангстеров во времена «сухого закона» у всякого, кто не брался за Томми-ган со времен Mafia 2. Достаточно лишь желания изучить печально известную эпоху беззакония, и самому пройти тернистый путь Аль Капоне.
Покупка может быть рекомендована в том случае, если вы не бережете деньги на новое дополнение к Starcraft II, и готовы мириться со скучноватым командованием подпольными бизнесами и однообразными боями. Авторы серии Tropico сделали всерьез скучную игру, главное достоинство которой — тема «лихие 20-ые».