Не сносить головы: обзор игры Puppeteer (Кукловод)
Название игры: Puppeteer
Русское название: Кукловод
Жанр: аркадный платформер
Разработчик: SCE Japan Studio
Издатель/в России: SCE /1С-Софтклаб
Похожие игры: Little Big Planet, Little Big Planet 2
Платформы: PS3
Дата выхода: 11 сентября 2013 года
Официальный сайт: http://www.1csc.ru/games/ps3/21904-kuklovod
Кукольный театр всегда состоит из двух частей — кукол и кукловода. Случается, что кукла сама по себе нечто прекрасное, красноречивое и вообще «вещь в себе», но чаще всего она ничто без искусного кукловода. Эксклюзив для консоли PS3 с поддержкой контроллера Move мог бы утонуть в море платформеров, который сотнями штампуют разработчики инди-игр и чьим примером всё больше пользуются мэйджоры. Но не в этот раз, потому что это проект от талантливой и проверенной временем команды SCE Japan Studio.
В первые же минуты знакомства с игрой главная задача — не стать жертвой заблуждений в духе «похоже на мод к Little Big Planet». С творением Media Molecule проект не роднит даже аудитория, которая у плюшевых и штопанных человечков начинается от 7 лет, тогда как «Кукловод» показан более продвинутой и искушённой, аж «12+». С этим есть некоторые проблемы, но давайте пока не будем затрагивать данный вопрос. Главное, что это самобытный платформер-спектакль, который влюбит себя ещё с меню.
Оркестр разогревается, красный занавес, сцена. Подмостки никогда не покидают нижнюю часть экрана, что только добавляет происходящему особый шик и редкую камерность. Эффект присутствия усиливают аплодисменты, охи-вздохи как будто из зала и божественная оркестровая музыка, записанная специально для игры. И вот он, наш герой, мальчик Кутаро; он появляется из ниоткуда и сразу же попадает в центр сказочной заварушки за взрослые ценности вроде свободы, легитимности власти и выживания целой планеты. Противостоит мальчику Лунный Король, здоровый медведь с красными глазами и суровым нравом. Мишка особо ни с кем не церемонится и откусывает спасителю Луны голову ещё при первой же встрече.
Косолапый — далеко не единственный персонаж, который насторожит, скажем, славянского игрока. Всю игру перед глазами будет маячить вылитая Баба-Яга, а бегающий королевский замок напомнит избушку на курьих ножках. (Правда, есть и другая версия: местная колдунья и дворец очень уж отдают «Ходячим замком» и «Унесёнными призраками» режиссёра Хаяо Миядзаки. Японцы копируют японцев, для сказки на европейский лад не так уж и критично, пожалуй.) Создатели перелопатили обширный пласт сказок народов мира, дабы максимально разнообразить «актёрский состав». В результате здесь кракены соседствуют с драконами, энтами, поющими русалками, однако мешанины нет и в помине за счёт чёткой тематичности каждой из глав.
Своё обещание (сделать сказку «обо всём» и «для всех») SCE Japan Studio сдержали. Как и не обманули дизайнеры игры с декорациями. Фон и окружение меняются раз в 2-3 минуты, а каждый новый уровень не похож на предыдущий. Кутаро предстоит затеряться в лесу, нырнуть под воду, пробираться сквозь пустыню, выкапывать себя из-под снега, дотянуться до звёзд, но ни он, ни игрок так и не увидят повторяющегося убранства локаций на протяжении всех уровней игры.
Надеюсь, вы ещё не забыли, что у главного героя нет головы? Так вот, чтобы как-то компенсировать этот эстетический недостаток, Кутаро подсовывают вместо головы всё, что попадается под руку, начиная от черепов, корон, барабанов и заканчивая всевозможной едой, например, гамбургером или кочаном капусты. Потехой зрителей их роль не ограничивается, ведь головы нужны, как минимум, для выживания чудо-мальчика. Три головы равны трём жизни, причём если одну потерял в столкновении, то её можно успеть поднять, пока не вылезла другая. Программа максимум — побеждать боссов и открывать кочерыжками бонусные уровни. И вот тут начинается то, что ребёнку точно понять не суждено: правильные головы нужно сохранять до нужного момента и порой умудряться применять их в самый разгар ожесточённых схваток с боссами. На первый взгляд ничего сложного, но, поверьте, не проронить головы до нужного момента удается далеко не всегда.
Идеальная схема игры в Puppeteer — два игрока по эту сторону экрана. С Кутаро всегда летает помощник, либо магический кот, либо чертыхающаяся девочка Пикорина. Управление одним из них стоит поручить другу, жене, тёще, а лучше всего, вашему ребёнку. Смысл игры в четыре руки очень прост: если играть одному, то можно много чего пропустить, отвлекаясь на монстров и перемещения по экрану, включая заветные головы. Бессмертные компаньоны позволяют добиться того, чего хотели творцы игры — чтобы в игру было интересно играть вдвоём вне зависимости от возраста и игрового опыта.
Однако сила героя не столько в том, что у него на плечах, а в оружии и способностях, что со временем открываются благодаря нахождению Лунных Камней. Главное и самое опасное для врагов оружие в игре — ножницы-меч Калибрус. Механика игры заточена в большинстве случаев на них, т.к. с их помощью можно не только рубить, резать и кромсать неприятелей, но и успешно перемещаться по уровню. На руку играет театрализованность действа; благодаря ей и ножницам Кутаро магическим образом режет специальные декорации и тем самым прокладывает себе путь к выходу. В арсенале у обезглавленного героя есть ещё крюк, бомбы и несколько магических способностей вроде супер-силы для перетаскивания тяжёлых предметов.
Сложности с перемещением игроки точно испытывать не будут, места применения спецсредств подсвечены, камера подгоняет маленького человечка в правильном направлении, а вот с некоторыми боссами и уровнями на скорость могут быть проблемы. До скрипа джойстика и зубов от освоения, допустим, Rayman Legends игре далеко, но помучаться не по-детски придётся. Спасибо хоть, что у Кутаро много жизней и потеря всех голов восполняется, но вот только не теми головешками, которые понадобятся в будущем. Так что умирать тут вдвойне невыгодно, можно пропустить всё самое интересное.
Не совсем понятна сертификация игры под контроллер Move. Час игры разубедил меня дальше проходить игру в таком формате. Даже с контроллеров Dual Shock 3 далеко не всегда удаётся точно резать ножницами пространство, то и дело падая в бездну, а с «Мувом» шансы на успех уменьшаются вдвое. Всё-таки в платформеры вроде Кукловода надо играть по-старинке, с джойстика.
Пару слов о русской локализации: она просто превосходная. Таинственный рассказчик-конферансье не уступает родной звуковой дорожке. Все остальные действующие лица получили разнообразные и качественные голоса. Лучшего для ребёнка и представить трудно. Переведено всё очень бережно и с сохранением юмора.
У японцев вышло то, что они и обещали, а именно кукольный театр для всех возрастов. Ничего революционного, но камерность происходящего подкупает больше всего. В Кукловоде можно играть одному и почувствовать себя в первых рядах огромного зрительного зала, или же устроить с кем-нибудь на пару закрытый уютный просмотр и прерывать рассказчика криками на соседа, не боясь прослыть невежей. Мешанина из всех более-менее известных сказок Запада и Востока не даст заскучать, а нарезание ножницами всего вокруг лишний раз напомнит, что уже совсем скоро выходит Tearaway для PlayStation Vita от создателей Little Big Planet. Там тоже будем резать, кромсать и разрывать пространство, но уже по-крупному.