Плоский, но очень веселый. Обзор игры Rayman Origins
Название игры: Rayman Origins
Жанр: Платформенная бродилка
Разработчик: Ubisoft Montpellier
Издатель: Ubisoft
Похожие игры: Rayman (PC, Atari Jaguar, PS, Sega Saturn) и прочие платформеры
Платформы: PS3, Xbox 360, PC, PS Vita, Wii, 3DS
Дата выхода: 25 ноября 2011 года
Официальный сайт: http://raymanorigins.ubi.com/
«…Приходится бежать со всех ног,
чтобы только остаться на том же месте!
Если хочешь попасть в другое место, тогда нужно
Бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!..»
Ч.Л. Доджсон (Л. Кэрролл)
С возрастанием мощностей игрового «железа» плоские платформеры, как известно, превратились в вымирающий вид. Философия этого чудесного жанра, зародившаяся в 80-х годах, не предполагала наличия в игре серьезного сюжета (продукты, подобные Flashback и Another World, являлись скорее исключением) или какого-то приближения к реалистичности — двухмерное окружение и вид героя «в профиль» этому никак не способствовали. Зато коньком платформеров был интересный, непрерывный и донельзя увлекательный игровой процесс. Вспомнить хотя бы главный хит консоли NES — Super Mario Bros., по сей день не теряющий популярности среди многих игроков «старого» поколения.
В наше время правдоподобной графики и манипуляторов, способных отслеживать движения пользователя, простеньким плоским бродилкам, казалось бы, нет места под солнцем. А вот поди ж ты, за сравнительно небольшой промежуток времени на наш суд попадает уже вторая игра жанра почтенного возраста (предыдущей была весьма неплохая Kirby Mass Attack). Так далеко зашел кризис идей? Или это общая тенденция возвращения к, хм, истокам (а именно так можно перевести Origins)?
В том, что касается сюжета, Rayman Origins остался верен канонам жанра — он более чем условен. Группа героев-товарищей отдыхала как-то раз на раскидистых ветвях огромного дерева. Кто храпел, а кто ворчал, кое-кто ногой качал. Мирная сиеста привела к тому, что производимый отдыхающими шум пробудил от неправедного сна очередную порцию смешных, но злобных созданий, которым, как это всегда бывает, тут же нашлось грамотное руководство. Далее все по старому образцу: электуны (что-то вроде элементарных частиц радости в мире Rayman’а) сразу же подверглись репрессиям и попали в бессрочное заключение, волшебные нимфы разделили их судьбу, да и большая часть героев неожиданно обнаружила себя внутри подвешенных к потолку клеток. Кому придется разрешать ситуацию, всех спасать и наказывать главного негодяя? Понятное дело — Рэймену. Надо сказать, что все развитие сюжета (в той мере, в которой он вообще присутствует) подается в той же манере, в которой исполнена сама игра: смешно и немного странно, легонько отдавая духом Страны Чудес пера незабвенного Кэрролла.
Игровой процесс плоских платформеров не знаком, пожалуй, разве что тем игрокам, которые совсем недавно открыли для себя мир виртуальных развлечений. На мир вы смотрите сбоку, как бы «в разрезе». Также в профиль вы видите своего персонажа, который может перемещаться вперед или назад, подпрыгивать, приседать и бить кулаком недобрых супостатов. В случае же описываемой игры, герой также способен плавать, бегать по стенам, планировать в воздухе, а в некоторых случаях даже летать. Этого набора действий вполне достаточно для преодоления всех тех преград, которыми кишат игровые уровни, равно как и для борьбы с несколькими забавными боссами.
Игра весьма динамична, к каковому ее качеству и относится, по большей части, эпиграф в начале статьи: мало того, что даже относительно «спокойные» уровни стимулируют вас к их скорейшему прохождению путем награды за скорость, так еще и добрая их треть построена таким образом, что промедление даже на долю секунды означает вашу быструю и безжалостную гибель. Особенно это относится к необязательным «призовым» уровням, в которых от вас удирает шустрый сундук, содержащий внутри себя рубиновые зубы местного воплощения Смерти. Да, тут уже оригинальность балансирует на грани бреда, но балансирует, надо признать, удачно.
Еще в игре нельзя не отметить ее сложность, являвшуюся фирменной особенностью еще первого Rayman’а. Пожалуй, здесь она не столь высока, но по современным меркам вполне себе серьезна. Впрочем, если вы имеете за плечами многолетний опыт покорения платформеров на NES, SG и SNES, то вряд ли у вас возникнут проблемы с прохождением.
Почти все в этой виртуальной вселенной крутится вокруг уже упоминавшихся электунов: они служат для перехода в различные игровые области, они открывают доступ к некоторым уровням и они же позволяют освободить всех остальных героев, кстати, доступных для игры наряду с Рэйменом. Правда, о каких-либо серьезных отличиях в игровом процессе для разных персонажей говорить не приходится, так что их выбор обуславливается исключительно эстетическими предпочтениями.
Основное количество электунов вы приобретаете, спасая оных из мест заключения, которых, как правило, насчитывается одно в конце уровня и парочка по его ходу (за различными хорошо скрытыми дверьми). Интересный момент: хотя спасаете вы шарообразных страдальцев явно помногу из каждой клетки, на ваш счет в этом случае поступает лишь один электун, видимо, в качестве комиссионного вознаграждения. Клетки, кстати, в подавляющем большинстве случаев охраняются.
Второй способ заработать вожделенные шарики розового цвета — это обменять их на собранные в пути люмы (сонные желтые головы с руками), заменяющие в Rayman Origins привычные аркадные монетки. За полторы сотни этих люмов (в некоторых уровнях — за сотню или даже меньше) вам выдадут один электун, такой вот грабительский обменный курс. Наконец, еще один шарик вам выдадут за скорейшее прохождение уровня, но для этого придется очень сильно постараться. Учитывая растущие по мере прохождения игры потребности в электунах и их дефицит, вам придется внимательно обшаривать окрестности каждого уровня. В противном случае некоторые из них придется проходить заново.
Вообще, секретам, характерным почти для любого платформера, здесь уделено должное внимание — взять хотя бы выдумку со смешной и застенчивой местной Смертью, страдающей полным отсутствием зубов и буквально своим телом загораживающей проход в особо интересную зону. Соберите всю ее вставную челюсть и тогда, быть может, договоритесь.
Помимо электунов для прохождения игры вам понадобится освободить некоторое количество нимф, дарующих вам новые способности, а попросту говоря — открывающих доступ к изначально недоступным действиям. Искать их не придется — на нужном уровне вам непременно попадется самодвижущаяся клетка, в которой будет томиться несчастная дама. Догоните клетку, освободите узницу и наслаждайтесь ее благодарностью — возможностью бить врагов, нырять под воду или, например, изменять собственные размеры. Как потом выяснится, для сюжета эти барышни тоже важны.
Про дизайн уровней можно сказать , что выполнены они мастерски: никакой унылой монотонности, все разнообразно и динамично. Уже упоминавшаяся выше сложность игры наверняка не раз заставит вас досадливо ругнуться (особенно ближе к финалу), проходя очередную локацию раз так десятый, но именно в этом и заключена немалая доля увлекательности платформеров «старой школы», на принадлежность к каковым претендует Rayman Origins.
Набор мест, в коих разворачивается действие, полностью соответствует канонам жанра: вы увидите буйные тропические джунгли, побываете на мексиканской кухне (это вместо хрестоматийных «лавовых» уровней), не раз поскользнетесь на льду в холодильнике с фруктами и консервами, совершите несколько сеансов глубоко погружения под воду безо всякого акваланга, почувствуете себя тараканом, забравшимся в часовой механизм и даже погуляете пешком по облакам. Кое-где вам попадется здоровенный, но дружелюбный комар, оседлав которого вы получаете возможность летать. В этом случае игра становится этаким горизонтальным скролл-шутером, на манер какого-нибудь Gradius. Ко всему вышеперечисленному можно добавить достаточно активное взаимодействие с задним планом (вы и сами будете порой перескакивать с одного плана на другой) и резюмировать, что, несмотря на предание уважаемого жанра забвению, некоторые разработчики еще не разучились правильно делать платформенные уровни.
Встречающиеся на пути враги забавны не менее, чем главный герой. Разумеется, они полностью лишены даже зачатков интеллекта (к чему он в платформерах?) и полностью предсказуемы в своих действиях: подошел герой — бьют, остается вне зоны досягаемости — стоят смирно и любуются достопримечательностями. Подобную же простоту поведения демонстрируют и боссы, так что для победы над ними достаточно изучить их нехитрую тактику и запомнить, что и в какой момент они делают.
Боссы, надо сказать, веселят не меньше, чем вся остальная игра, особенно в их стане выделяется согнанная с насеста и громко верещащая истеричная птичка. Впрочем, побывать в желудке некоего условного крокодила (трудно сказать, что это за существо) или забодать обаятельный плотоядный цветочек тоже весьма интересно. Искать уязвимые места боссов долго не приходится — их выдает некий крупный прыщ с недовольным выражением лица (да, именно прыщ, именно с выражением и именно лица), поочередно выскакивающий на разных частях вражьего организма. Поразите его требуемое количество раз, и вы вдруг обнаружите, что враг уже вовсе и не враг, и даже совсем не злой. Просто настроение ему испортили.
Графика игры, пожалуй, единственное напоминание, какой год на дворе. Движок UBIart превращает разворачивающееся на экране действие в яркий и веселый мультфильм, достоверно передающий весьма странный мир, граничащий с сумасшествием. К счастью, фантазия разработчиков не вышла из берегов и не потеряла контроль (по крайней мере, не полностью), так что нарушения психики игрокам не грозят, а игра не будет закинута в дальний угол с вердиктом «экий бред». Интересной выглядит находка, призванная сократить ожидания во время загрузки очередной локации: вы продолжаете управлять своим героем на некоей абстрактной локации, выполненной в виде черных силуэтов.
Что ж, как ни крути, а жанр плоских платформеров все-таки стал уже слишком простеньким для нынешнего поколения видеоигр. Даже такой во всех смыслах выдающийся продукт, как Rayman Origis, скрасит от силы два-три вечера, не больше. Но скрасит качественно: немногие игры даруют столько веселья, переплетая его с десятилетиями проверенным игровым процессом. Именно этот нестареющий геймплей, напоминающий о лучших традициях консолей прошлых поколений, обеспечит место под солнцем для игры об очередных похождениях Рэймена. Этот геймплей, ставший визитной карточкой многих заслуженных игровых тайтлов, заставит вспомнить детство тех игроков, кому нынче уже за тридцать, и осторожно познакомит с классикой новое поколение геймеров. А уж полкило радости и литр удовольствия эта игра почти наверняка обеспечит кому угодно.