Без купюр и тормозов. Обзор Saints Row IV
Могло так случиться, что Saints Row IV вообще не увидела бы свет. После банкротства издателя THQ, Volition, как и многие другие, угодили на распродажу активов некогда сильного мирового издателя. Но одному из старейших разработчиков, который приложил руку к симулятору FreeSpace и культовому шутеру Red Faction, повезло попасть в руки немцев, и теперь парни носят имя c ярлыком Deep Silver Volition.
Название игры: Saints Row IV
Жанр: экшн
Разработчик: Volition Inc.
Издатель / в России: Deep Silver / Бука
Похожие игры: cерия Saints Row, серия GTA
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода в России: 23 августа 2013 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: http://www.saintsrow.com/
Разработка четвёртой части Saints Row на основе не вышедших DLC к Saints Row 3 и была успешно завершена до релиза GTAV, потому что релиз прямо перед или уже после главного хита осени был бы обречён на полнейший провал. А так игра на момент выхода статьи уже перешагнула психологическую отметку в 1 млн. копий, что очень хороший знак и чего вполне достаточно, чтобы ждать продолжения.
С того момента, как протагонист, он же босс банды «Святых», спас Америку от военной диктатуры прошёл целый президентский срок. На пике героизма и популярности он или она (кто уж кем играл) стал во главе Соединённых Штатов. Этому моменту предшествует маленькое отступление в виде спасения мира от ядерной войны, но мы же не будем подробно останавливаться всего лишь на тренировочной миссии? Итак, четыре года шестов, курева и проституток в залах Белого Дома не прошли бесследно – новое руководство Америки напрочь позабыло о бдительности и проворонило врага извне. В один прекрасный день страну захватывают пришельцы. Оказывается, что они как в самом худшем сценарии уфолога, следили за нами всё это время и строили наш мир ради забавы. Бред? Добавьте сюда альтернативную реальность-проекцию нашего мира по типу той, что мы видели в Матрице, и станет совсем (не)весело.
Принцип прохождения нисколько не поменялся, в центре истории линейный главный квест часа на 4, но чтобы игрок не заскучал, для него припасена огромная песочница в виде города Стилпорт и окраин. За исключением следов инопланетного присутствия в виде нависшего надо городом космического корабля и инопланетных вышек, мегаполис не претерпел никаких изменений с прошлой части. Зато был максимально перелопачен список мини-игр и безумных развлечений. Из былых наработок оставили только самое лучшее, но в основном город от края до края забит сумасшедшим креативом в лучших традициях студии. Из свежих забав особо запомнятся гонки а-ля Audiosurf в параллельной вселенной, гладиаторские бои супергероев и телекинез-погромы.
Кстати о суперспособностях, это главное нововведение в Saints Row IV и оно меняет игру до неузнаваемости. С одной стороны, всевозможная магия, прыжки и полёты к облакам в духе Супермена вместе с пробежками наперегонки с самим Флэшем дарят море эмоций. Но если глянуть на ситуацию с точки зрения исходной концепции «клона GTA», то это совсем другая игра, которая теперь больше походит на в кои-то веки хорошую игровую адаптацию Матрицы. Герой за все время проведёт в машине хорошо если часа полтора. Довершает сомнительное супергеройское пиршество пародия на Бэтмена в лице местного героя комиксов Найтблэйда. Правильная музыка и низкий голос в наличии.
Но не только одним кинематографом и комиксами пропитан проект. Volition решили в этот раз выйти на новый уровень игровой сатиры и пародируют конкретные хиты, а не «танчики» или «японщину» в целом, как прошлый раз. Прежде всего, какие же пришельцы на Земле без намёка на Mass Effect? Например, зачем выстраивать отношение с одним членом команды, если можно подойти к любому и сказать «Давай займёмся ЭТИМ!», тем самым решив все формальности одним кликом. И это только вершина айсберга для одной игры. Свою порцию стёба получат в частности Metal Gear Solid, Portal и даже 16-битный Streets of Rage, которому отведена особая роль. От такой ностальгии точно кого-нибудь должно пробить на слезу, как минимум, со смеху.
Главный злодей так вообще один большой сборник отсылок и приколов. Он, как и все пришельцы в целом, подозрительно похож на захватчиков из «Пятого элемента». Зиньяк (предположительно не производное от Зины и коньяка, а просто от названия расы пришельцев-завоевателей «Зин») любит философию и литературу землян, а на радиоволне с классической музыкой он рулит эфиром, зачитывает куски из «Гордости и предубеждения», ставит самую попсовую симфоническую классику, в перерывах давая весьма квалифицированную историческую справку — будто читает по Википедии.
Серия Saints Row всегда была прямолинейна как взлётная полоса и никаких шагов в ту или иную сторону не позволяла. В прошлый раз была предпринята попытка внести некоторое разнообразие за счёт десятка глобальных выборов из двух зол. В конечном счёте, разницы особой не было, но было приятно выбрать хоть из чего-то и получить соответствующие бонусы. В продолжении же выбор фактически ограничивается бесполезной дилеммой в самом начале «излечить рак» или «накормить голодных». Толку никакого, зато должно быть смешно, наверно. Последняя миссия тоже вроде бы предложит выбор в лучших традициях Mass Effect 2, но кроме различия в диалогах игрок ничего не познает и не приобретёт.
Если перебор в сценарном безумии практически неощутим, всё-таки до откровений Saints Row 3 игре далеко, то в области освоения городом разработчики перемудрили. Прежде всего, нет абсолютно никакого желания принимать участие в местном собирательстве. Ради прокачки суперспособностей наш Президент обязан(а) скакать с небоскрёба на небоскрёб, перебиваясь жалкими крохами очков улучшения. Пока Volition расставляли эти и другие штуки для ежеминутного сбора, они снова позабыли о быстром перемещении по городу. Даже Супермену порой не хочется бежать через весь немаленький город к очередному заданию.
Вместе с любимыми персонажами, которых прибыло на этот раз из всех частей сериала, в игру перекочевало множество явных недоработок и огрехов, которые вызывали негодование ещё два года назад. К слову, устаревшая карта города и графика не первой свежести ничто по сравнению со всё такой же ужасающей анимацией персонажей. Божественный редактор даёт шанс воссоздать ту красотку или того мужчину мечты, что преданным фанатам довелось сделать в Saints Row 3, но как и тогда, лучше бы получившееся «тело» не открывало рот совсем, дабы не обнажать фирменную ужасающую гримасу.
На что у Volition точно хватило времени и идей, так это на расширение арсенала. К классическим пистолетам, дробовикам и базукам добавились инопланетные образцы, которые зачастую не требуют патрон вообще, но зато отлично перегреваются. На этом креатив парней не иссяк, и в памяти надолго останутся такие образцы оружия как: своего рода «Луч Смерти», уничтожающий с одного заряда, автомат, буквально взрывающий мозг всем вокруг и неподражаемая дабстеп-пушка, заставляющая людей плясать под соответствующую музыку вместо агрессии.
Большие надежды возлагались на сетевой код игры, который в прошлый раз позволял заходить к другу в игру и крушить город Стилпорт вместе, но не более того. На этот раз для совместного времяпрепровождения заготовили две эксклюзивных забавы и… всё. Кроме игры во взрывные «кошки-мышки» и разрешённого мордобоя никаких глобальных изменений представлено не было. Разработчики даже не добавили возможность собираться большой компанией, сетевая игра до сих пор для двоих. В свете анонса GTA Online и многократных просьб фанатов можно было и поднапрячься.
При всех недостатках и вторичности Saints Row 4, это самостоятельная игра, пусть и воспринимать её без оглядки на прошлую часть не получится. Что касается ситуации, когда разработчик средней руки не смог справится с напором креатива и решил делать отдельную игру на 20+ часов нового геймплея, так такое случается и с мэйджорами. Кто-то в очередной раз замашет руками, мол, пошлый идиотизм с фиолетовыми фаллосами на надгробии и напомнит и что «GTAV уже почти на полках магазинов» на момент релиза. И тут они будут не правы. Уже тот факт, что герои почти не садятся в этот раз за руль только подчёркивает, что франшиза двигается своим курсом. Герои GTA никогда не будут летать над городом без транспортного средства, не будут на пару подпевать песне из магнитолы и не столкнутся с межпланетной угрозой в чём мать родила, просто потому что у них есть много других дел и курс у Rockstar взят куда более строгий. Дайте выход своему внутреннему подростку, но не ребёнку. Потому что для ребёнка это уж точно слишком и вообще «18+».
Игра в паре моментов особо выделяет дату 2015 год и упоминает всуе Dead Island. Кто знает, может скоро, в разгар нового поколения консолей, мы увидим абсолютно новые приключения банды «Святых», которые наконец-то покинули родные пенаты.