Шпионы и проповедники. Обзор игры Sid Meier's Civilization V: Gods & Kings
Название игры: Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings
Жанр: Глобальная пошаговая стратегия
Разработчик: Firaxis Games
Издатель/в России: 2K Games/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: серия Civilization, Might & Magic: Heroes VI, Elemental: War of Magic
Платформы: PC, Mac
Дата выхода: 22 июня 2012 года
Официальный сайт: http://www.civilization.com
Серия стратегий Sid Meier’s Civilization известна одним бесспорным достоинством: каждая ее часть создается на долгие годы и обладает неисчерпаемой глубиной игрового процесса. Подтверждением этих слов служит новость о человеке, который на протяжении 10 лет вел одну партию в Civilization II, и лишь застряв в бесконечной войне с викингами и американцами, обратился за помощью к читателям популярного сайта. Вместе с новым дополнением Gods & Kings повторить подвиг поклонника игры-старушки становится вполне реально.
Разработчики «Цивилизации» Firaxis Games занимаются развитием линейки пошаговых стратегий со времен третьей части, т.е. больше десяти лет. Для многих очевидно, что в Firaxis знают, какими именно способами надо обтачивать алмаз под названием Sid Meier’s Civilization V — после установки крупнейшего аддона «Боги и короли» игра еще сильнее стала напоминать эталонные выпуски Civilization: второй и третий.
Девизом дополнения служит фраза: «Хорошо быть королем. Быть богом еще лучше». С фразой напрямую связано главное нововведение G&K: в игре появилась возможность укрепить собственную цивилизацию с помощью религии. На начальном этапе правителю предлагается шанс основать религию на базе 11 уже существующих (среди них ислам, зороастризм, христианство и восемь других вариантов) или доработать какую-либо по собственному вкусу — с любым названием и набором бонусов.
Религия зиждется на новом ресурсе «вера», который является аналогом ресурсов «культура» и «наука», и позволяет мгновенно покупать новые войска или отстраивать здания. Веру генерируют набожные города, усыпальницы и храмы, а также новые религиозные типы подчиненных. Отныне без религии эффективного управления страной не получится.
Шоппинг в обмен на веру напоминает те давние времена, когда в Civilization присутствовал запрещенный впоследствии государственный строй «фундаментализм», позволяющий нанимать воинственных фанатиков за гроши. Теперь же в качестве религиозной силы используются миссионеры и инквизиторы. Первые занимаются религиозной пропагандой нашей веры, а вторые позволяют искоренять враждебные нам религиозные учения и конфессии, сдерживая их рост внутри государства.
Главной религиозной фигурой являются юниты штучной выделки — великие пророки, эквивалент великих генералов, великих художников и прочих «великих людей». Эти пророки обеспечивают нации дополнительный приток веры. По мере накопления нового ресурса, который, впрочем, присутствовал и в четвертой части Civilization, у игрока открывается доступ к бонусам под названием «дополнительные особенности религии» — берем любую из внушительного списка и выводим нацию в лидеры.
Считать Gods & Kings полноценным дополнением позволяет не только появление религии и ресурса «веры». Игра освоила функцию шпионажа, который становится доступен после перехода нации в эпоху Ренессанса. Разведку осуществляют специально обученные шпионы, способные воровать технологии у прочих государств и получать информацию об их положении дел. Эффективность религии постепенно снижается с переходом на поздние этапы развития цивилизации, но шпионы эффективны всегда — и в качестве защиты собственных технологий, и в качестве информаторов о деятельности врагов. В отличие от предыдущих игр серии, шпионы набираются опыта и получают доступ к бонусам по мере эффективного выполнения заданий.
Захват шпиона чреват выявлением информации о наших собственных ресурсах, но правило действует в обе стороны: стоит похитить лазутчика из соседнего государства, как мы тотчас узнаем о том, чем государство живет и дышит. Без сомнения, религия и шпионаж сделали игровой процесс Civilization V разнообразнее. При этом для тех, кому лишние хлопоты ни к чему, шпионаж можно отключить в настройках игры. Единственный недостаток подглядывания за нациями-соседями заключен в том, что количество шпионов ограничено, а создавать их нельзя — игра сама выдает специалистов, когда считает нужным.
Среди других крупных нововведений следует отметить 27 новых типов войск, 13 новых строений, 9 новых «Чудес света» и появление 9 новых цивилизаций вместе с 9 лидерами. Интересный факт — народ майя во главе с Пакалем дебютирует в серии впервые и является «шуткой» разработчиков над приближающимся концом света, в котором может быть повинен календарь именно этой нации. Вместе с тем, подобные особенности по расширению ассортимента войск и наций уже были в предыдущих дополнениях, но до выхода G&K ни разу не дорабатывался ИИ компьютера. А в «Богах и королях» компьютер стал заметно эффективнее расходовать военные ресурсы и стал более отзывчив к дипломатическим переговорам, особенно на низкой сложности.
Отдельной похвалы заслуживают три принципиально новых сценария, фактически являющихся «историческими кампаниями» в миниатюре. Первый из сценариев посвящен распаду Римской Империи и позволяет сыграть как за Западную, так и за Восточную РИ, или же за варваров, которые спровоцировали развал некогда могущественного Рима. Кампания так и называется: «Падение Рима». Второй сценарий носит имя «В Ренессанс» и рассказывает о религиозных войнах Средневековья и роли религии в Возрождении. Но до Ренессанса дотянут не все, так как участникам придется пережить соседство с монголами и османскими турками, или в случае с «иноверием» — крестовые походы европейских держав!
Третий сценарий наиболее интересен своим антуражем, нетипичным для серии Civilization — он посвящен выдуманному конфликту. Война за редкие ресурсы в «Мире пара и стали» показывает нам тотальную индустриализацию, которая сдобрена элементами стимпанка и происходит в переосмысленной Викторианской эпохе. Ближайшим аналогом может служить стратегия Rise of Legends, хорошо изобразившая торжество технологий стимпанка. Если же охарактеризовать этот сценарий кратко, то это Civilization V с упором на ранние механизированные технологии в мире развитого индустриализма, тракторов, дирижаблей и моноклей. Этот сценарий дает доступ к уникальным войскам и переделанному дереву технологий.
Gods & Kings улучшает базовую игру ровно настолько, что поиграв немного с G&K, представить себе Civilization V без религии, шпионажа и растолстевшего списка «всего остального» уже невозможно. Даже тем, кто уважает «Циву», но избегает платного контента, «Боги и короли» должны прийтись по душе — ведь аддон удовлетворил все требования фанатов. А значит, пора возвращаться в одну из лучших пошаговых игр современности! Резюмируя, дополнение не превратило Civ V в новую игру, но улучшило те аспекты, о которых давно молили ее поклонники.