Худший визит в Тихий Холм. Обзор игры Silent Hill: Book of Memories
Название игры: Silent Hill: Book of Memories
Жанр: Action RPG
Разработчик: WayForward
Издатель: Konami
Похожие игры: Heroes of Ruin, Baldur's Gate: Dark Alliance II, Torchlight
Платформа: PS Vita
Дата выхода: 2 ноября 2012 года
Возрастное ограничение: 16+
Официальный сайт: http://www.konami.com/games/silenthillbom
SH: Book of Memories — не только новая игра в серии Silent Hill, но и самый странный, неудачный проект компании Konami в этом году. Проведя за игрой свыше 20 часов, мы так и не поняли, чем же руководствовался издатель Book of Memories, когда доверил разработку новой части хоррора студии WayForward, которая раньше занималась только платформерами да шутерами. В результате их усилий проект получился в полном соответствии принципу «ни нашим, ни вашим».
Проблема в том, что разработчики попытались экспериментировать с жанром сериала, и превратили классический «ужастик» с борьбой за собственное выживание в достаточно прямолинейную копию первой части Torchlight — игроков ждут бесконечные подземелья и комнаты, населенные фирменными монстрами «Тихого Холма». Однако в мире этого клона Diablo они смотрятся неуместно, словно неумелые реконструкторы Бородинского сражения в шинелях с чужого плеча.
Впрочем, обо всем по порядку. После двух провальных попыток возродить былое уважение к серии, играм Silent Hill: Downpour и Silent Hill HD Collection, издательство Konami решило превратить новую часть в изометрический экшен с ролевыми рудиментами. Смелый эксперимент был призван обратить взгляды новой аудитории на игру. Однако что-то пошло не так, и в рецепт самобытной идеи попали куски строительного мусора, сделав игру скучной и невыносимо однообразной.
Начинается «Книга воспоминаний» вполне бодро, даже молодцевато — как в какой-нибудь The Sims нам предлагают создать собственного персонажа-студента, принадлежащего к одной из студенческих субкултур (модники, готы, зубрилы и тд). Создаем персонажа сами, выбираем пол, прическу и талисман. Спустя считанные минуты герой (или героиня) оказывается втянут в очередную тайну Сайлент Хилла.
В общежитие, где живет протагонист, приезжает почтальон Говард Блэквуд с таинственной посылкой, книгой, которая предназначается нам как подарок на день рождения. Сюжетная затравка особо интересна тем, что Блэквуд служит городу-призраку уже не первую сотню лет — разносчиком почты чернокожий почтальон работает еще с XIX века. Ранее Говард появлялся в тематическом комиксе Silent Hill: Past Life и игре SH: Downpour. Наряду с главным героем, он является ключевым сюжетным персонажем «Книги воспоминаний».
Книга содержит все воспоминания главного героя, включая только что произошедший визит почтальона. Герой обнаруживает, что способен менять прошлое, редактируя данные в книге. И вот тут начинается сама игра… Больше всего Book of Memories, доступная только для владельцев PlayStation Vita, похожа на другой консольный эксклюзив — Heroes of Ruin для приставки 3DS. Она тоже является усеченным клоном Diablo с куцей прокачкой и неубедительной системой развития персонажа.
Игра состоит из 7 разных миров, подразделенных на зоны. Каждый мир включает в себя 3 зоны и босса в конце. Любая из зон — отдельный уровень-лабиринт. Игрок стартует в начале лабиринта и получает ровно одно задание от полубога Вальтиэля, которого кто-то может помнить по Silent Hill 3. Каждый уровень, вернее, зона, требует распутать головоломку, собрав несколько кусочков паззла и решив задачку на выходе из лабиринта.
Со временем лабиринты становятся все более изощренными, а комнаты все гуще населены типичными для Сайлент Хилла монстрами. Поначалу мы истребляем безликих медсестер и двуголовых собак, но вскоре бестиарий пополняется такими чудовищами, как обезумевшие раковые больные, антропоморфные демоны с рассеченной надвое головой и клетками с плотью, вызывающими монстров рангом помельче на подмогу.
Авторам изменило чувство меры, и они забросили в качестве рядовых монстров все манифестации фобий главных героев Silent Hill'ов из предыдущих частей: убийственного Мясника, одиозного Пирамидоголового и садиста Бугимена. Раньше все эти персонажи были неуязвимыми боссами, а тут ближе к концу игры они становятся пушечным мясом, регулярно отправляемым в расход с помощью штурмовой винтовки и катаны.
У игрока есть небольшой инвентарь в виде рюкзака, который можно расширить в магазине за деньги. Персонаж носит с собой ремонтные ключи для починки портящегося оружия, патроны для пистолета, винтовки и дробовика, а также лечебные аптечки. На уровнях разбросано немало оружия. Ближе к началу игры мы воюем допотопными деревянными палками, ножами и арматурными прутами, но позднее в арсенал нашего путешественника по воспоминаниям добавятся куда более убийственные вещи: ядовитый аэрозоль, циркулярная пила, дрель каменотеса и т.д. С экзотикой здесь все в порядке.
Резво стартующий сюжет, увы, не подкрепляется увлекательными роликами — все воспоминания других людей, по которым бродит главный герой, представлены в виде телевизоров с аудио-переговорами и записками, которые фигурируют в жизни других людей. Главный герой вмешивается в воспоминания тех, кто имеет отношение к его жизни, и переделывает их в выгодную для себя сторону. Кое-какую драму, впрочем, авторы приберегли для финала, и разоблачать ее в рецензии незачем.
Несмотря на разнообразие оружия и монстров, игра не дает стимула к исследованию мира. Более того, тут и мира-то как такового нету — просто набор локаций на общую тематику: прилагаются миры Света, Крови и Стали, трех основных элементов Book of Memories, а также второстепенные миры Воды, Огня, Дерева и Земли. Каждый из миров соответствует своему герою и обладает своей индивидуальностью. Особо омерзителен мир крови, похожий на сеть из внутренних органов с развешенными всюду мучениками и похожими на миазмы дверьми, которые открываются с неподражаемым хлюпаньем.
К слову, SH:BOM является первой в истории Silent Hill игрой, ориентированной на сетевое прохождение. Поддерживается игра до четырех человек, которые проходят все лабиринты плечом к плечу. Пережить неприятности сообща куда проще, хотя у нас, к сожалению, не нашлось напарника, который захотел бы разделить тяготы выживания в новой части SH.
Понятно, что выпуск игры был приурочен к выходу второй части фильма по вселенной Silent Hill. Но в обоих произведениях наблюдается дефицит фирменной атмосферы сериала и попытки слепо наполнить игру и фильм объектами «фансервиса» — просто накидать в один котел все то, что раньше нравилось ценителям игровой серии. Фильм неуклюже пытается соединить воедино судьбы всех протагонистов игрового сериала, а игра еще более прямолинейно добавляет всех тех, кто нравился нам раньше (включая Пирамидоголового и Вальтиэля), и пытается разыграть новую мистерию с их участием. Для создания интересной игры этого явно недостаточно.
Для поклонников Silent Hill новый выпуск получился кощунственным издевательством над привычными персонажами и сеттингом. Надо ли говорить, что поклонники Генри, Алессы, Хизер и Мерфи почувствуют себя обманутыми? Игра сделана явно не для них, а кому-то из фанатов новая часть наверняка покажется ересью. Для серии это шаг в никуда.
Ну а тем, кто раньше не играл ни в одну из частей Silent Hill, новинка потенциально способна доставить пару (и больше!) приятных минут. В качестве экшена Book of Memories — не самый плохой способ провести время, особенно если игрок в свое время прошел Torchlight и Obscure.
Подведем итог: игра «богата» слабым сценарием, который отчасти компенсируется необычными монстрами и кучей способов расправиться с ними. Однако как экшен-RPG в целом игра не выдерживает никакой конкуренции с мэтрами: Diablo 3 и Torchlight 2. На наш взгляд, SH: Book of Memories — самый неудачный проект Konami за долгое, долгое время.