Не будите злых собак! Обзор игры Sleeping Dogs
Название игры: Sleeping Dogs
Жанр: Action, Adventure, Shooter
Разработчик: United Front Games
Издатель/в России: Square Enix / «Новый Диск»
Похожие игры: Grand Theft Auto IV, Saint’s Row: The Third
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 17 августа 2012 года
Официальный сайт: http://sleepingdogs.net
Сериал True Crime появился в 2003 году в качестве противовеса сериям Grand Theft Auto и Saint’s Row. Его главным достоинством стало то, что события всех игр происходили от лица «засланных казачков», полицейских, добивавшихся авторитета и признания в криминальных кругах Америки. Первая часть рассказывала о разборках в Лос-Анджелесе, вторая была посвящена Нью-Йорку, а планировавшаяся к выходу в 2011 году True Crime: Hong Cong переехала в крупнейший мегаполис Азии.
Компания Activision поступила с третьей частью True Crime так же, как с брендом Prototype — разработчиков уволила, а сериал закрыла. Тут бы сказочке и конец, но вскоре права на издание недоделанной игры выкупила крупная азиатская компания Square Enix. Однако из-за отсутствия прав на название True Crime игра была переименована в Sleeping Dogs.
Такова нелегкая судьба последней части экс-True Crime, судить которую все-таки стоит по понятиям абсолютно новой игры, без оглядки на прошлое. Ведь, по сути, разработчики предыдущих проектов True Crime даже не участвовали в создании «Спящих псов». К нашей радости, география криминальной истории из-за этого не пострадала — как было запланировано ранее, действие игры разворачивается в Гонконге, городе контрастов, который любители видеоигр не посещали с 2007 года, даты выхода боевика Stranglehold.
Главным героем игры выступает Вэй Шень, полицейский по прозвищу «Змей», который вернулся в родной Гонконг после нескольких лет жизни в США. Ему необходимо внедриться в одну из мафиозных семей Сунь Он Йи и любым способом собрать компромат на ее руководство. В связи с необычайно высоким риском операции, Вэю развязывают руки и вкладывают в них пистолет — он вправе вести себя как заправский гангстер и творить противозаконные бесчинства, лишь бы эти средства привели к поставленной цели. Кроме того, Шень сам заинтересован в собственной миссии, так как его единственная сестра погибла по вине одного из членов триады, и потому работу можно объединить с вендеттой.
Игра использует реальные прототипы мафиозных семей Сунъион и 14K Triad из Китая, известных своей многолетней враждой. В мире Sleeping Dogs они узнаваемо переименованы в 18К и Сунь Он Йи. Подниматься по преступной лестнице придется, сражаясь как с боевиками 18К, так и с другими лидерами Сунь Он Йи. Ключевые роли внутри организации СОЙ занимают так называемые «Красные шесты», лидеры банд под общим руководством Крестного Отца По.
Как и любому шпиону из поп-кинематографа, Вэю часто придется балансировать на грани разоблачения в попытке удовлетворить обе стороны конфликта: свое начальство в полиции и въедливых мафиозных командиров. Придется буквально метаться меж двух огней: по принципу GTA, Вэй по ходу сюжета сначала будет работать на мелких бандитов, а потом подружится с авторитетами и уже сам станет одним из «Красных шестов». Но дело в том, что в отличие от Нико Беллича из серии GTA, офицеру Шэню придется помнить о своем служебном долге и иногда сдавать рапорты куратору из полиции. Тут-то и обнажается чуть ли не самая интересная особенность игры — у Шэня есть три ключевых показателя: уровень полицейского, уровень члена триады и общий показатель репутации под названием «Лицо».
Первый из показателей открывает доступ к полезным навыкам копа: отмычке, улучшениям для пистолетов и автомобилей, возможности воровать полицейский арсенал из багажников служебных машин. Очками полисмена Вэй награждается за аккуратную езду, отсутствие лишних жертв во время сюжетных миссий и образцовое поведение копа. Также в копилку служителя закона попадают успешно выполненные побочные задания: в их числе нейтрализация членов банд и дистанционный арест наркоторговцев, которых мы отслеживаем по записям с уличных камер наблюдения. Бандиты из других игр льготами не пользуются, а у Вэя от его служебного положения есть какая-никакая польза.
Очки гангстера связаны с боевыми приемами и контратаками, в том числе и с обращением с холодным оружием. В Гонконге огнестрелом пользуются не так часто, как в американских городах, о чем Шеню сообщает его полицейский куратор Томас Пэндрю, и поэтому для выживания на улице на первых парах приходится развивать навыки ближнего боя. В ход идут культовые, любимые по гонконгским боевикам разделочные тесаки, монтировки и прочие биты, которые заметно облегчают драки с многочисленными врагами. Случается, что на Вэя за раз нападает 7-8 человек, и, окруженный врагами, он вправе использовать хоть какое-то подспорье.
Третья группа навыков — «Лицо» — по сути, отражает уровень криминальной репутации протагониста. Некоторую одежду нельзя примерить, если «крутизна» Вэя слишком низкая, а в автосалоне откажутся продавать машину, которая такой шпане, как «Змей», не по статусу, даже если денег в карманах в десять раз больше стоимости автомобиля. Среди прочих бонусов «Лица»: улучшенные эффекты от еды и напитков, дополнительная регенерация здоровья, и даже автомобильный лакей, который по одному звонку доставит нам машину в любое время и место.
Венчает цепочку развития авторитета навык «Заслуженный вор в законе», благодаря которому все продавцы в игре предоставляют Шеню 40%-скидку на одежду и автомобили. Но для улучшения репутации требуется выполнять специальные мини-миссии, которые восстанавливают справедливость в преступном мире: например, позволить урке избить полицейского, а потом увезти его на спорткаре в безопасное место черед десятки заградительных заслонов полиции!
И внешне, и внутренне игра до боли похожа на прославленную серию GTA: огромный город живет собственной жизнью и на улицах постоянно происходят какие-то события: рэкетиры грабят ларек с телефонами, азиатские проститутки рекламируют свои услуги, наркоманы навязывают товар гангстерам, а уличный трафик редеет лишь ночью, но не иссякает никогда.
Гонконг поделен на четыре крупных района, и, в отличие от других игр этого жанра, Sleeping Dogs с первых минут игры открывает нам доступ в любой из уголков мегаполиса. Развлечений также найдется вдоволь: можно участвовать в запрещенных заездах стритрейсеров, делать денежные ставки в петушиных боях, которые нелегально проводятся в темных уголках города, или обхаживать подружек, катаясь с ними по свиданиям. Для поддержания интереса всюду разбросаны чемоданы с деньгами и экзотическими нарядами, а поиск специальных уличных молебнов увеличит запас здоровья Шеня — он ставит в эти фонари свечи за собственное здравие!
Такую скромную жизнь Змею и придется лицезреть первые часы игры, пока его выдающиеся умения убеждать и уничтожать не обеспечат ему квартиру в роскошном районе и поддержку местной «братвы». Ну а прочие развлечения открыты для тех, кто по каким-то причинам не торопится закончить великолепную сюжетную драму. Ее задумка в том, что Вэй Шень со временем превращается в настоящего преступника и переступает черту, став частью криминальной семьи Уинстона.
Уинстон — один из «Красных шестов», который первым вводит Шеня в высокие круги мафиозной иерархии. Само собой, за уважение стариков придется платить: многочисленные погони и перестрелки тугим узлом сплетены в один безостановочный боевик ААА-класса. Но даже в рамках «экшена» встречаются необычные для жанра поручения: например, в одной из миссий Шень соревнуется с водителями маршруток конкурирующей банды, выбив из них дух и отобрав один из автобусов, он возит перепуганных пассажиров на бешеной скорости, наплевав на все остановки. А затем, спустя короткое время, ему надо помочь подружке босса в организации свадьбы и «выборе» торта.
Игра с юмором обставляет привычные штампы: к примеру, нам встретится задание по перехвату грузовика. В нем чужая невеста перевозит свадебный пирог, из-за которого герою придется буквально перепрыгнуть на крышу курьерского пикапа. Среди прочих забав припасено похищение цветов из монастыря боевых монахов, спасение истекающего кровью пенсионера с неудачной вооруженной вечеринки и прорыв боем из штаб-квартиры Сун Он Йи, в преддверии которого полицейского будут крупным планом пытать самыми экзотическими устройствами, в том числе канцелярской дрелью.
При всем этом механика GTA скопирована в Sleeping Dogs с точностью до микрона: подобно четвертой части GTA, местное радио содержит полную подборку всех стилей музыки. Нам дан выбор от жесткого рэпа на Real FM до релаксационного «эмбиента» и FM-диапазона классической музыки, для которого не пожалели лицензировать оперы Рахманинова, Шостаковича и Чайковского. Одной из самых удачных находок, помимо великолепной музыкальной подборки, выступает использование прослушивающей аппаратуры ФБР: Вэй Шень пару раз за игру использует метод «триангуляции», для которого ему необходимо найти в городе точку пересечения трех радаров, а затем подключиться к полицейской базе, найти на карте нужного абонента и, позвонив ему, отследить местонахождение.
Главным недостатком игры, пожалуй, является слабая проработка побочных миссий — аккурат к середине игры нам наскучили второстепенные полицейские задания, которые начали повторяться. Они ни в какое сравнение не идут с теми сюжетными миссиями, где звучит 5-минутный монолог Уинстона, где надо в одиночку воссоздать кровавую перестрелку из прошлого или впечатлить трюкачеством и победой двух ночных бабочек, усевшихся в гоночный болид перед началом заезда.
Кулачные бои, которые происходят каждые 5 минут, тоже едва ли назовешь оригинальной находкой, ведь в Sleeping Dogs использована боевая система игры Batman: Arkham Asylum, в ходе которой на игрока нападают со всех сторон, а он в реальном времени проводит контратаки и серии боевых приемов. Зачастую мы можем схватить бандита и воткнуть его головой в уличный вентилятор или прижать лицом к работающей духовке. Самые изощренные методы устранения с помощью окружающей среды включают удушение противовесом от люстры и размозжение костей ловко опущенным на грудь автомобильным мотором.
Больше всего, конечно, поражает внимание даже не к деталям сюжетных перипетий, а реализация города, передача его атмосферы с экрана монитора. Этот Гонконг мрачен и современен, а главное — необычайно правдоподобен. Только здесь трущобы совмещены с роскошными кварталами, барахолка будто прибыла из Чайнатауна первой части Mafia, а лоточники закрывают палатки на ночь и расходятся по своим лачугам, пока богатые азиаты, наоборот, спешат в клубы.
Обитатели «города порока» таинственным образом дополняют его: ведущие бандиты получились колоритными, с китайскими татуировками, шрамами и сленговым диалектом, в котором реплики на английском чередуются с цветистыми китайскими ругательствами и идиомами. В опциях даже присутствует настройка, согласно которой английскими субтитрами снабжаются только китайские реплики, а все остальное остается воспринимать на слух.
Как вы уже поняли, игре удалось главное — она оказалась захватывающим боевиком с бережно переданной атмосферой криминальной столицы Азии. Необычный, непонятный для европейца Китай бутоном лотоса раскрывается по мере исследования города, и за этот удивительный эффект игру можно полюбить. Не зря же авторы позаимствовали механику GTA, акробатические пируэты Uncharted и боевую модель Arkham Asylum — взятые у лучших из лучших, эти компоненты завершили образ блокбастера, который станет самым правильным способом попрощаться с летом 2012 года и скоротать бесконечное время в ожидании GTA 5.