Страх и ненависть в Дубае. Обзор игры Spec Ops: The Line
Название игры: Spec Ops: The Line
Жанр: Third-Person Action, Shooter
Разработчик: Yager Development
Издатель / в России: 2K Games / 1С-СофтКлаб
Похожие игры: Army of Two, Gears of War, Republic Commando
Дата выхода в России: 29 июня 2012 года
Официальный сайт: http://www.specopstheline.com/
Приписка Spec Ops вовсе не появилась из воздуха, как может показаться. Одноимённая серия появилась в далёком 1998 году и была какое-то время на хорошем счету, пока не стала портироваться по принципу «куй железо, пока горячо» на все существующие платформы и не обзаводиться дополнениями. Сказать по правде, Spec Ops в те времена не могло ждать чрезмерно большого успеха: в и без того не сильно популярном жанре военно-тактического симулятора правили Ghost Recon, Rainbow Six. На десяток лет про франшизу забыли, чтобы, как водится, перезапустить.
С первых же секунд, вот буквально прямо с меню, мы понимаем, что «что-то здесь не так». Флаг США — вверх ногами; национальный гимн — рок-версия; высотки — явно не Нью-Йорк. Уже на этом этапе нас настраивают на нужный лад. Жмём New Game: герои летят на вертолёте, переговаривается, всё вроде бы обыденно, прилетают назойливые вражеские летательные аппараты, с ними справлямся без особых проблем и… нас сбивают под матюки главного героя. Добро пожаловать в Дубай.
Крупнейший город ОАЭ предстаёт перед нами в куда более застроенном виде, чем сейчас, но в весьма плачевном состоянии. Хорошо сохрналился только самый центр, где 828-метровый «Бурдж Халифа» уже давно не самый высокий небоскрёб. Остальные же районы мегаполиса сильно пострадали от разрушительной песчаной бури, которую удалось пережить нескольким тысячам человек. Так уж вышло, что спасение отрезанных от внешнего мира граждан выпало на роль 33-го батальона Армии США. Часть людей удалось вывезти, но многие, в том числе глава батальона полковник Конрад со своими подчинёнными, остались там, и связь с ними была утеряна.
Рассказ ведёт капитан Мартин Уокер. Ему и ещё двум членам отряда «Дельта» поручено разведать обстановку для эвакуации оставшегося населения и по возможности отыскать Конрада.
Разработчики верны традициям серии и дали в подчинение Уокеру двух солдат, Адамса и Луго, снайпера и пулемётчика. Напарники преданы своему командиру и редко когда его покидают. И помощь от них в кои-то веке действительно есть. Отряд в Spec Ops: The Line не просто боевая единица, что вместе отсиживается за преградами, а одно сюжетное целое, которое пусть и посредством скриптов, но взаимодействует внутри себя от заставки к заставке, от чекпоинта к чекпоинту.
Уокер может отдавать команды, которые делятся на две категории: первая — уничтожение противников (указываешь, а компьютер уже сам решает, кинуть ли гранату в проём или же дождаться удачного момента и сделать выстрел) и тактические действия. Если численность врагов на участке зашкаливает, то автоматически появляется возможность закидать их укрытия свето-шумовыми гранатами. Бывает, что кого-то из бойцов подстрелят и тем самым выведут из боя, но мы всегда можем прийти на помощь, или же дать соответствующую команду второму напарнику. Главное — самому не переборщить с дозой принятого свинца, нас почему-то никто поднимать не станет.
В игре отсутствует кооперативный режим, что при наличии почти трёх персонажей очень необдуманно. Вполне могла бы получиться вариация на тему Army of Two, только с тремя игроками. Возможно, разработчики не хотели слишком уж явно походить на спорный эксперимент EA в жанре совместного прохождения, ведь проекты во многом похожи. Роднят их, прежде всего, однообразные враги, перемещения от одних развалин к другим и сохранения лишь по окончанию боя.
У игры, как ни странно, есть мультиплеер, но даже при наличии парочки интересных режимов задержать кого-то на срок больше одного-двух дней (если не часов) он не сможет. Множество достижений за одиночную кампанию и ни одной награды за сеть только подтверждает её статус «для галочки».
Противников прут сотни, разных на вид, но все они отлично подразделяются на простые классы, вроде автоматчика, снайпера, пехотинца с дробовиком и тяжёлую консервную банку в броне. Самые забавные из них — те, что с ножами. По сути своей это камикадзе, бегущие на большой скорости непосредственно к главному герою, и если его вовремя не заметить, то он в два счёта может расправиться с нами, не спасёт даже имеющийся в наличии рукопашный бой.
По принадлежности к группировкам враги делятся на местных бандитов и солдат Армии США. Да-да, всё верно. Героям предстоит убивать соотечественников. Так уж получилось, что в непростую ситуацию впутано ЦРУ, которое поссорило остатки 33-го батальона, плетёт козни и желает смерти оперативникам «Дельты». Вне зависимости от стороны конфликта, искусственный интеллект у всех врагов болванистый, только скрипты заставляют их делать хоть что-то неожиданное.
Большую роль в перестрелках играет песок и погода в регионе. Погода в Дубае хоть и нормализовалась, но обычные непроглядные песчаные бури периодически случаются, накрыть могут в любой момент. Бой в разгар непроглядного шторма превращается в выживание за укрытиями, потому что никогда не знаешь, кого встретишь за поворотом и сколько их будет. Поощряется и наблюдательность, силуэты врагов периодически можно рассмотреть. Но самое главное, что бури и ряд специальных сюжетных отрезков оставляют Уокера на поле боя в одиночестве и приходится обходиться без помощи напарников.
Песку отведена важная тактическая роль. По красоте ему далеко до шедевра, всё-таки следы на песке и атмосферность дюн была у Uncharted 3: Drake's Deception куда выше. Зато в него можно кинуть любую гранату и взрыв не только нанесёт повреждения, но и ослепит солдат в большом радиусе вокруг. Тем самым можно выиграть время и, встав в полный рост, осмотреть окружение. Очень большая вероятность, что где-то либо в стене, либо в потолке можно прострелить дыру, чтобы комнату засыпало песком. Так можно в два счёте «зачистить» помещение. Подобных мест хватает, и каждый раз дизайнерская находка доставляет особое удовольствие.
В глубинах сюжета легко угадывается переосмысление книги «Сердце Тьмы» Джозефа Конрада (Joseph Conrad). Ход вовсе не новый, к произведению обращались в том числе и создатели оскароносного «Апокалипсис сегодня». К тому же имя искомого полковника Джона Конрада (John Konrad) явно выбрано и изменено не просто так.
Главная особенность первоисточника заключается в детальном описании героем происходящего вокруг, со всеми ужасающими подробностями. И если в книге это страшный быт аборигенов центральной Африки, то в Spec Ops: The Line это ужасы войны, порой до мельчайших деталей. За время путешествия по воюющему Дубаю мы увидим и в какой-то момент окажемся причастны к геноциду мирных жителей; услышим, как пытают людей без соблюдения женевской и прочих конвенций; для уничтожения маленького отряда применят напалм, который заживо погребёт в огне целое отделение… Такой откровенной война почти нигде и никогда в играх не бывает, не зря игре присвоен максимальный рейтинг «18+».
Игроку несколько раз за игру придётся сделать очень непростой моральный выбор, и это отнюдь не отыгрыш «плохой» или «хорошей роли, как сейчас принято. Любое из принятых решений будет трудным и «плохим» в каком-то отношении, ведь на кону всегда чья-то жизнь. Вслед за конкретным выбором последует соответствующая реакция подчинённых, которые тоже не железные и выскажут Уокеру всё, что они о нём думают, а то и подерутся.
Наш капитан хоть и держится, но тоже периодически срывается на бойцов. От всего увиденного и пережитого с Уокером происходят разительные изменения: из собранного командира он превращается в мстителя, движимого лишь эмоциями, напряжение нарастает, голос мэтра озвучки Нолана Норта часто срывается в истошный крик, рыки. Уокер медленно, но верно теряет контроль над разумом. Скоро поиск правды отрядом оборачивается безумием одного человека.
«The Line» в названии должно означать предел, границу, грань, за которую герои не должны заходить, но в силу обстоятельств это происходит. В каком-то смысле это означает ещё и линейность сюжета. Несмотря на все принятые тяжёлые решения, вплоть до самого конца события будут развиваться с минимальными отличиями и лишь перед эпилогом нам дадут выбрать одну из трёх развилок. Посмотреть их не составит труда, ближайшая контрольная точка находится в паре минут от финальной сцены.
Дополняют картину с ужасами войны предметы, разбросанные по уровням в количестве двух на каждый. При нахождении объекта нам открывается аудиозапись, имеющая отношение к событиям или героям. Иногда это результаты психологический экспертизы нашего отряда, полковника Конрада, его подчинённых, иногда протокол допроса пленного солдата, а иногда личные записи с жалобами на недомогания, с мечтами о возвращении домой целым и невредимым.
При всей серьёзности и необычности происходящего хватает и классических элементов, характерных «милитари-шутерам» последних лет. Игра по сути козыряет свежими идеями первую половину, а на вторую уже запала не хватает и приходится обращаться к героической зачистке местности от полчищ врагов. Будет и беспрепятственное уничтожение вооружённого лагеря с кучей стреляющей боевой техники одним лишь миномётом, будет и прорыв укреплённой базы. Хорошо, что не стали добавлять боссов, могли бы окончательно перечеркнуть все заслуги.
Фоном авторы радуют крайне нетривиальным подходом к игровому саундтреку. Вместо приевшихся героических переливов в Spec Ops: The Line ни с того ни с сего из колонок (буквально оттуда, расставлены по уровням) начинает звучать то Deep Purple, то Джимми Хендрикс, то вообще Джузеппе Верди.
Spec Ops: The Line посчастливилось выйти в то самое время, когда ей просто не с кем конкурировать: до новой части Call of Duty осенью ещё ждать и ждать, до других именитых «милитари-шутеров» и того больше. Но самым главным событием сезона игру делает вовсе не этот факт. Spec Ops: The Line прежде всего свежий взгляд на почти каждый игровой аспект. Она откровенна, местами безумна. Дубай многим запомнится именно как поле ожесточенной битвы в руинах былого величия, а не как нынешняя luxury-столица мира.