Ждали коммунистов, получили пришельцев! Обзор игры The Bureau: XCOM Declassified
Название игры: The Bureau: XCOM Declassified
Жанр: Third-Person Shooter, Action
Разработчики: 2K Marin, 2K Australia, 2K China
Издатель / в России: 2K Games / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Spec Ops: The Line, Resistance 3, Gears of War: Judgment
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода в России: 23 августа 2013 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: http://www.thebureau-game.com
За последние два года серия XCOM развивалась стремительнее, чем за предыдущие десять лет. В прошлом году вышла великолепная стратегия XCOM: Enemy Unknown, летом 2013-го ее перенесли на планшеты Apple, а на конец этого года уже запланировано к выпуску крупное дополнение XCOM: Enemy Within. Эволюция стратегической серии неоспорима, а вот как дела обстоят у боевика в той же вселенной?
XCOM: Enforcer, единственный шутер в рамках этой серии, вышел очень давно — в 2001 году. Он оказался большим разочарованием для всех, и поэтому вдвойне хорошо, что 2K Games решили спустя 12 лет дать экшену по мотивам XCOM второй шанс, наверстав подпорченную когда-то репутацию.
С шутером The Bureau: XCOM Declassified долгое время творилась неразбериха — впервые его анонсировали на Е3 2010, хотя игра находилась в разработке с 2006 года. Проектом занималась студия Irrational Games, подарившая миру System Shock 2 и BioShock Infinite. Первоначально игра позиционировалась, как шутер от первого лица во вселенной XCOM, но впоследствии игру «перезапустили» с новым названием (под которым мы знаем ее сейчас) и новыми разработчиками. Это оказались три студии корпорации 2K Games: 2K Australia, 2K China и 2K Marin, ранее работавшие над BioShock 2. Ключевые особенности геймплея тоже слегка изменились — камера переместилась за спину главного героя, а в его команду добавилось два обязательных компаньона, совсем как в серии Mass Effect. После перезагрузки «Бюро» стало тактическим шутером с видом от третьего лица и «умной паузой».
Действие игры начинается в 1962 году в Соединенных Штатах. На штаб центрального командования армии США нападает таинственный враг — те самые «зеленые человечки», сигналы которых военные начали перехватывать за полгода до вторжения. Главный герой — специальный агент ФБР Уильям Картер, который везет начальству чемоданчик с инопланетным артефактом. Когда в комнату его номера приходит женщина и пытается саботировать миссию, Картер получает смертельное ранение. Задание оказывается на грани провала, но артефакт в кейсе детонирует. Женщина, оказавшаяся пришельцем в обличии человека, погибает, а Картер пытается придти в себя после столкновения со сверхъестественным.
Чуть позже Картер и его команда, пытаясь выжить, запускают экспериментальную бомбу, стирающую бывший центр армии Грум-Рейндж с лица Земли. Вдобавок ко всему, идет Холодная война, из-за которой СССР и США находятся на пороге военного конфликта. Чтобы препятствовать коммунистической угрозе, армия США построила сверхсекретную базу, но командование спешно переделывает ее в штаб-квартиру организации «Бюро оперкомандования», сокращенно — «Бюро». Ее используют в качестве замены уничтоженной на наших глазах базы.
Главный герой, оказавшись в числе шести выживших сотрудников Грум-Рейндж, получает резкое повышение до «главной надежды» в войне против инопланетян. Его назначают специальным агентом нового Бюро в спецотделе XCOM. Уильяму предстоит выполнять самые сложные миссии, включающие в себя спасение гражданских лиц, добычу инопланетных технологий, саботаж стратегических точек и, разумеется, уничтожение враждебных инопланетян.
Такова вступительная часть сюжетной фабулы игры. Штаты находятся в состоянии невидимой войны с пришельцами, информацию о которых Бюро тщательно скрывает от населения. Из-за серьезного дефицита средств и доверенных кадров, Бюро вынуждено вести партизанскую деятельность подпольной организации. Поэтому большинство миссий Уильяму придется выполнять лично, отправляясь на «баррикады», построенные пришельцами. Эти злодеи забрасывают на планету «семена» — небольшие реакторы, изменяющие ландшафт вокруг места своего приземления. Но проблемы, которые придется решать в игре, не ограничатся одним терраморфигом — так, после выполнения первого же задания, мы окажемся в штаб-квартире Бюро, открывающей доступ к нескольким необязательным занятиям и диалогам.
На задания Картера и двух его спутников, которых игроки отбирают лично из картотеки или создают по своим требованиям, привозит пилот Барнс — на протяжении всей игры он будет ангелом-хранителем Картера. Каждый из напарников принадлежит к одному из 4-х классов: коммандо, разведчик, инженер или поддержка. У любого специалиста есть свои, доступные в рамках класса навыки: инженеры способны устанавливать мины и турели, а разведчик может включить невидимый камуфляж или нанести снайперский выстрел по врагу, наносящий урона в разы больше, чем стандартная атака.
Во время боевых действий Картер лично раздает подчиненным команды — после нажатия на пробел время замедляется, а напарники и враги подсвечиваются специальными маркерами. Кнопками A и D мы вольны выбрать любого из двух напарников и скомандовать ему атаку конкретной цели или перемещение в нужное место.
Точно так же используются специальные умения напарников и лично Картера, который по ходу игры открывает в себе сверхчеловеческие навыки — берет под контроль разум врага, заставляя его сражаться на стороне людей, или поднимает жертву в воздух, обездвиживая ее и лишая возможности сопротивляться. На перезарядку спецумений требуется время, а в бою его всегда катастрофически не хватает — перестрелки обставлены сурово и бескомпромиссно. Если пытаться играть в The Bureau, как обычный шутер, игрок быстро потеряет напарников, и будет вынужден действовать в одиночку в заведомо невыгодных обстоятельствах.
Пожалуй, высокий темп боев и их брутальность роднят игру со стратегией XCOM: Enemy Unknown. Как и там, здесь единственный залп по союзнику способен оборвать его жизнь. Однако, благодаря инопланетным технологиям, Картер способен «оживлять» бойцов, не успевших потерять сознание — как в Left 4 Dead или PAYDAY 2. Проблема только в том, что под шквальным огнем добраться до умирающего зачастую просто невозможно.
В перерывах между миссиями игрок глазами Картера исследует штаб-квартиру Бюро, решая тривиальные задачи (например, выудить информацию из шпиона) и оттачивая навыки стрельбы на местном стрельбище. Диалоги с другими агентами Бюро оформлены в формате Mass Effect — используется радиальное кольцо выбора ответа, но в отличие от ролевой серии, навредить себе неправильными или дерзкими вариантами ответа нельзя. Похоже, все эти диалоги сделаны как дань модной «фишке», увиденной у конкурентов. По ходу сюжетной линии раскрываются детали прошлого Картера
Напарники Картера, как и он сам, получают уровни за убийство врагов и успешное выживание в конце миссии. Но возни со своими подчиненными в игре гораздо больше, чем борьбы за собственную жизнь — боты не могут обойтись без постоянного ручного контроля, и, будучи предоставлены сами себе, умудряются слишком быстро погибать. А все из-за глупости искусственного интеллекта, у которого отключен инстинкт самосохранения. Каких-то агентов можно не брать с собой на задания, а отправлять на побочные миссии, не требующие личного присутствия Уильяма. Так они получают опыт и дополнительные навыки, без которых их ценность резко падает.
Воюет Бюро с помощью передовых технологий того времени — винтовки М14 и дробовика М1897. По мере исследования технологий врага в распоряжении Картера и его напарников появляются лазерные винтовки, пистолеты и ранцы, усиленные энергией элерия. Именно из-за этого инопланетного вещества, обнаруженного людьми и сравнимого по своей энергетической мощи со «спайсом» из вселенной «Дюны», и разгорелся военный конфликт. В целом, при продвижении по сюжету игры, битвы становятся интереснее, а арсенал команды — богаче. Более того, на каком-то этапе Картер осваивает язык инопланетян, и вступает с одним из них в сговор.
Главный недостаток игры заключается в практически полном отсутствии собственных идей. Всё, что мы встретили в The Bureau: XCOM Declassified, так или иначе присутствует в других популярных сериях, среди которых стоит отметить Spec Ops: The Line, Mass Effect 3 и Assassin’s Creed 3. Игра заимствует идеи у каждого хита из этого списка, но ей недостает собственной индивидуальности. Многие идеи, которые в ранних трейлерах смотрелись впечатляюще, типа оружия «Титан» в форме параллелепипеда, расщепляющего светом людей на атомы, или чернильных пятен, пожирающих агентов, в игре оказались реализованы банально. Однако время, которое понадобится игроку на прохождение сюжетной кампании (это около 12 часов), все-таки будет потрачено не зря! The Bureau исправила давние ошибки XCOM: Defender и стала завершающим шутером летнего сезона 2013 года. Своих игроков игра обязательно найдет, ведь в целом серию XCOM ждет светлое будущее!