Обзор игры The Darkness II. Охота на Тьму
Название игры: The Darkness II
Жанр: First Person Shooter, Action
Разработчик: Digital Extremes
Издатель/в России: 2K Games/1С-СофтКлаб
Похожие игры: The Darkness, Bulletstorm, серия F.E.A.R., серия Call of Duty
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 10 февраля 2012 года
Официальный сайт: http://www.embracethedarkness.com/
Пять лет назад The Darkness стала для многих игроков сюрпризом — никто не рассчитывал, что за фасадом «еще одного шутера» прячется одна из лучших драматических историй 2007 года. Игра предложила интересные перестрелки с использованием четырех лап: двумя руками герой сжимал пистолеты, а еще две конечности, щупальца монстра по имени Тьма, помогали расправляться с врагами гестаповскими методами.
Качественный сценарий совместил борьбу с внутренним демоном и отмщение за смерть любимой подружки, но это все равно не помогло игре стать по-настоящему популярной. В итоге она осталась на уровне «хита сельских дискотек» и «непризнанного шедевра» для горстки просветленных ценителей. Что немаловажно, история Эстакадо была логически завершена, сценарий не оставлял лазеек для сиквела.
Однако в 2012 году вышло продолжение. С прежних событий прошло два года, Джеки выбился в люди и стал шефом криминальной семьи Франчетти. Прежнего дона Поли, как вы, возможно, помните, наш протеже лично четвертовал в финале первой части. Тьму тоже удалось обуздать и отправить в дальний уголок души героя. Особых поводов для тоски у Джеки не было: в начале игры дон Эстакадо приезжает в роскошный ресторан на свидание с двумя моделями-близнецами. Но ужин не задался: таинственная организация устраивает в ресторане кровавую резню, а затем пытается сжечь чудом уцелевшего героя заживо.
Джеки вынужден вновь прибегнуть к помощи Тьмы и история их противоборства повторяется вновь, на сей раз с новыми статистами —древним проклятием желает завладеть тайный орден Братства, а сама Тьма на протяжении игры использует душу погибшей девушки Дженни для подавления воли хозяина. На костях героев первой Darkness сценарий создает любовную драму, происходящую сразу в двух мирах. Какой из них реален, предстоит выбрать самому игроку.
Сюжет несет игрока вперед стремительнее, чем в большинстве других шутеров: пройти The Darkness II при усидчивости можно за 5 часов, т.е. за время, необходимое для чтения пары томов комикса. Между прочим, первая часть базировалась на одноименном комиксе, а вторая сама подражает стилистике комиксов и смело демонстрирует картинку, слабо отличимую от графических новелл.
Вдвойне приятно, что красиво оформленные приключения сделаны разнообразно, в соответствии с обещаниями сценария и без отступлений от центральной линии: Джеки несется на все свидания с Братством как паровоз и каждый раз находит все более экзотические неприятности: то его на кресте попытаются распять, а то и в Железную Деву замуруют. Эти передряги грамотно совмещены с нововведением в игровом процессе — пару раз герою придется переселиться в чужое тело и решить свои проблемы дистанционно.
Лучшей сюжетной находкой является разделение игры на два мира, один из которых повествует о борьбе Эстакадо с Братством, а второй оказывается психиатрической клиникой. Джеки в ней один из тяжелых пациентов, а его верные боевики-мафиози оказываются врачами или другими сумасшедшими. Эпизоды в больнице чередуются с разборками в ночном Нью-Йорке и создают грамотную альтернативу «боевой» линии. Обе версии событий убедительны, в каждом из миров находятся люди, убеждающие нас, что другой мир — фикция, плод больного воображения. Интрига двойной реальности сохранится до финальных кадров.
Вдобавок к необычно поданной шизофрении, разработчики довели до ума мифологию мира The Darkness: отныне у Тьмы появился антагонист в лице вечного света, Ангелуса, и игра дает понять, что их конфликт не останется в стороне от Джеки как главного носителя Тьмы.
Новая для серии группировка добавляет герою массу хлопот — зная о слабостях Эстакадо, «братья» используют электронные хлысты, дистанционные прожекторы, световые гранаты и машины с ослепляющими фарами. У героя ведь аллергия на свет! Уничтожать таких техно-злодеев приятно: принципы аркадных шутеров типа Serious Sam/Rage сохранены, Джеки обучен стрелять сразу с двух рук, а щупальца помогают открывать запертые двери и линчевать врагов болезненными способами.
Как и раньше, Джеки вынужден по-хулигански разбивать лампочки и фонари во всех освещенных местах, ведь на свету он резко слабеет, Тьма прячет свои щупальца и требует держаться от светильников подальше. Лишь верное оружие никогда не подводит героя: здесь оно сделано явно более мощным, чем того хотелось разработчикам, и потому мы зачастую пренебрегали красивыми казнями, которые требуют сокращать дистанцию и принимать ближний бой. Зато за казни с использованием способностей Тьмы начисляются очки «темной эссенции» (опыта) — распределить их можно по четырем ветвям умений.
Первая ветвь позволяет прокачивать навыки огнестрела, увеличивая запасы обойм в темноте и добавляя оружию эффект пуль «дум-дум». Вторая ветка улучшает анимации казней и доводит разнообразие экзекуций до 4-х видов: каждый из них дает прибавку к какому-либо параметру типа патронов и здоровья. Одно из добиваний даже превращает останки врага в теневой щит, который можно швырнуть в еще живых «братьев». Третья дает возможность кидаться «черными дырами», втягивающими врагов в воронку смерти, а также улучшать броню в темноте и совершать дополнительные действия с напарником. Интереснее всего вышла финальная ветка, связанная с «заклинаниями»: прокачав умения этой ветви, Джеки научится напускать на врагов рой жалящих мух, как в серии BioShock, видеть врагов сквозь стены, стрелять темной материей без траты патронов и использовать оружейный трюк из фильма «Эквилибриум». Ган-ката — так называется одна из уникальных (для жанра экшенов) способностей, за счет которой Джеки ведет огонь с двух рук, не целясь, но попадая во всех врагов на экране.
В первой части The Darkness у Эстакадо было четыре темных раба, выполнявших мелкие задания типа вывинчивания лампочек или суицидального подрыва врагов. Сиквел упразднил разделение на обязанности и заменил четверку на единственного беса, который наряжен в британский флаг, разговаривает с акцентом кокни и обожает буквально испражняться на трупы врагов. К нам он почтенно обращается словом «обезьяна». Этот аморальный тип — единственный союзник Джеки, не подвластный влиянию Тьмы, и с его помощью игра отвесит смачный подзатыльник свидетелям дружбы Джеки и мертвого фаната Британии.
То, как воплощен в игре абсурдный, пригодный для комиксов сценарий, способно местами вызывать восторг, но чаще заставляет прикладывать ладонь к лицу: некоторые поступки персонажей нелогичны, а пара сюжетных нитей откровенно «притянута за уши». Из хорошего, впрочем, стоит отметить найденный авторами способ объединить воспоминания героя о Дженни с боевыми сценами: сначала замечтавшийся Джеки выигрывает в тире для любимой хмурого синего медвежонка (Big Blue Bear — даже эпизод в игре так назван), а мгновения спустя ощущает себя в ходе массовой засады Братства с применением тяжелого вооружения.
Способы унижения и уничтожения оппонентов также не дают скучать: огнестрельное оружие дополняется мухами, ударами одного из щупалец и возможностью схватить какой-нибудь арматурный прут и пришпилить им врага к стене, совсем как в Bulletstorm. Деревянные настилы и двери машин разрешено использовать в качестве щитов, ну а швыряться во врагов можно подножным хламом: от кладбищенских горшков до баллонов с пропаном. Деморализованных после мусорного душа врагов удобно схватить одним щупальцем и распилить на клочки вторым (процесс автоматизирован).
Для улучшения картинки в шутере была задействована технология cel-shading, обводящая контуры предметов и людей черными линиями, и подчеркивающая комикс-происхождение игры. Картинка напоминает шутеры Borderlands, Rage и даже XIII, но выглядит современнее — особенно это касается фотореалистичных лиц, которых словно обработали «мультяшным» фильтром. Анимация диалогов, мимика и жестикуляция также впечатляют: это вам не бюджетная польская поделка! К финалу игра переключает два мира, словно слайды, и на примере чередования «реальностей» показывает, что способна справляться с созданием атмосферы злачного, полного ненависти и ночи Нью-Йорка, а затем создавать обманчиво-миролюбивое настроение лечебницы им. Кащенко с помощью светлых эпизодов в спокойных, выдержанных тонах.
После прохождения насыщенной 5-часовой кампании игроку остается всего два развлечения: либо начать игру заново с сохранением всех апгрейдов персонажа, либо протестировать режим «Вендетты». На более высокой сложности изменится лишь количество врагов и на нашем пути будут чаще появляться тяжелобронированные адепты Братства. Изучать «Вендетты» намного интереснее: режим предлагает 8 разных миссий в виде мини-кампании.
Она снабжена сюжетными вставками и происходит параллельно событиям центральной кампании, причем мы сотрудничаем с главными помощниками Джеки: гангстерами Винни и Дольфо, а также сумасшедшим исследователем Джонни Пауэллом, который знает в этой игре о Тьме больше всех, поэтому безумен и неопрятен. «Вендетты» позволяют играть в онлайн и оффлайн-режимах, поэтому при отсутствии трех друзей можно пройти этот режим самостоятельно, установив рекорды в гордом одиночестве, или же найти попутчиков в Steam и выполнить эти миссии сообща, целой командой наподобие Left4Dead.
«Вендетты» содержат четырех играбельных персонажей, каждый из которых обременен частью специальных умений Джеки Эстакадо. Соответственно реплики, добивания и уникальные приемы у каждого из них свои. А завершится мини-кампания охотой за Копьем Судьбы, которым убили Иисуса, и дракой с одним из сильнейших сановников Братства. Чем не сценарий для нагловатого комикса?
Как и в любом приличном боевике, здесь не обошлось без боссов, чья проработка заслуживает серьезной похвалы: нам то и дело подсовывают узников паноптикума. Сначала деремся с супружеской четой из двух наркоманов, затем на сцену выйдет водитель трактора со своим железным другом и позднее — скачущий в пространстве брат Виктор. В эту вакханалию фантазия авторов умудрилась втиснуть изувеченных монстров-зомби, во время появления которых экран буквально заливает кровавой пеленой.
В чем-чем, а в банальности нагромождение фантазий сценариста упрекнуть нельзя. Чувствуется классная проработка некоторых аспектов этого мира: за сектой религиозных фанатиков стоит католицизм, у инфернальной Тьмы уже вторую игру подряд голос Майка Паттона из группы Faith No More, «расчлененка» сделана так, какой мы ее до этого видели разве что в Soldier of Fortune: Payback. Даже вырванные из контекста повествования экшн-сцены в чистом, неразбавленном виде вызовут слезы умиления у ветеранов жанра. К примеру, мы будем участвовать в войне со спецназом Братства в подвалах разрушенного замка. Раздетый догола и измученный средневековыми пытками, Джеки схватится за старинное ружье конца XIX века и на время перевоплотится в скрытного убийцу калибра Эцио Аудиторе. Иначе — преждевременная гибель.
Пожалуй, истинное кредо The Darkness II прозвучит так: «Развлечения на каждый час игры». Пускай для измерения всех этих часов хватит пальцев на руках, но овчинка стоит выделки — у Макса Пейна объявился дальний родственник, который медленно сходит с ума, сражается с собственным рассудком, а также с галлюцинациями, сектантами и мертвой подружкой.
Заслуга TD2 в том, что игра в единое полотно сплела истории парочки комиксов и парочки чужих игр, не нарушив общую целостность мира «Тьмы». Добавим напоследок, что TD2 — это тир наподобие одиночных кампаний Call of Duty, но тир с фантазией и периодически просыпающимся остроумием авторов. Пройти его хотя бы раз до финальных титров и насладиться двумя разными «концовками» стоит каждому поклоннику жанра.