Обзор игры Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai. Меч против прогресса
Название игры: Total War: Shogun 2 — Fall of the Samurai / «Закат самураев»
Жанр: Turn-Based Strategy, Real-Time Tactics
Разработчик: The Creative Assembly
Издатель/в России: SEGA/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Empire: Total War, Napoleon: Total War, King Arthur II: The Role-Playing Wargame
Платформы: PC
Дата выхода: 23 марта 2012 года
Официальный сайт: http://www.totalwar.com/shogun2/
Серия Total War с 2000 года является эталоном жанра глобальных стратегий. Новые части выходят чуть ли не ежегодно, игроки раз за разом завоевывают все новые уголки света, а разработчики из британской студии The Creative Assembly подкидывают им все новые конфликты. Свое начало серия берет с игры Shogun: Total War, рассказавшей о событиях многолетней гражданской войны на островах Японии. Дальнейшие истории из серии «Тотальная Война» развивали тему средневековых конквист, наполеоновских подвигов и борьбы за создание Римской Империи.
К истокам разработчики вернулись спустя 11 лет. Историческая стратегия Total War: Shogun 2 вышла в 2011 году и получила высокие оценки от профессиональных критиков (ее средний балл по версии Metacritic составляет 90/100). В течение года было выпущено несколько мелких скачиваемых дополнений, затем в сентябре настал черед новой кампании «Рассвет самураев», посвященной разборкам японцев в XII веке. Мы стали свидетелями самурайских войн трех великих домов — Тайра, Минамото и Фудзивара.
Хронологически после ранних войн начался практически трехвековой период «сенгоку дзидай», эпоха воюющих провинций и тема событий базовой кампании Shogun 2. Мелкие князья пытались распространить власть на соседей, страна погрязла в кровопролитных междоусобицах. Итогом войны считается установление власти сёгуната Токугава, чей лидер объединил враждебные группировки в единую страну, управляемую военным правительством. Финальное дополнение «Закат самураев» логически завершает «самурайскую» трилогию Shogun 2 — оно повествует о закате эпохи воинов, которое помогло Японии стать великой державой.
«К чему вся эта историческая справка?» — справедливо спросит читатель. Дело в том, что действие Fall of the Samurai происходит в годы падения сёгуната во время конфликта с императором Японии. Из-за проникновения в страну западнических идей, а также экономической и технической революции, в Стране восходящего солнца ослабла власть сёгуната и начался подъем национализма, развившийся на почве культа императора. К 1868 году между двумя фактическими правителями страны, сёгуном и императором, вспыхнуло открытое противостояние. Сегун был против вестернизации страны, а император желал для родины реформ и технических открытий. В историю конфликт вошел как война Босин, продлился до мая 69-го и закончился поражением сёгуна и упразднением первой в Азии республики Эдзо. Наша «версия» войны не будет настолько быстротечной.
Total War никогда не заставляла игроков следовать по тропинке из дат учебника истории. Де-факто противостояние двух монархов сохранено, но действие игры начинается раньше войны Босин, в 1864 году, и любую из имеющихся фракций можно сделать владыкой островов под протекцией сёгуна или императора. Цель кампании интуитивно понятна с первых же секунд — следует завоевать соседей, а затем выбрать между прогрессом и традиционализмом. Есть и третий путь: объявить войну всем и попробовать выжить без союзников.
Главные роли достались шести кланам, трое из которых являются консерваторами, а другие три — реформаторами, сторонниками имперской власти. На стороне императора выступают провинции Тёсю, Сацума и Тоса, а последнему в истории сёгуну верны войска Айдзу, Нагаока и Дзёдзаи. Мы вправе взять в начале кампании любой понравившийся клан и даже исхитриться и предать его традиционные интересы.
Есть в игре и другие, второстепенные кланы, доступные за отдельную плату: это кланы Сага, Тсу и Обама. Они в любом случае присутствуют как активные участники военного времени, но поиграть за них можно лишь после покупки кодов для разблокировки. Таким образом, новых кланов всего девять, но какого-то уникального, каким был союз воинствующих монахов-буддистов и беглых рёнинов Ikko-Ikki в Shogun 2, тут нет. Надеемся, что ситуацию исправит секретный десятый клан Сэндай, специалисты по переговорам, о которых подробно рассказывает встроенная в игру «Энциклопедия», но которых почему-то на горизонте пока не видно.
Приятной особенностью дополнения является то, что для его работы не требуется владеть копией игры Total War: Shogun 2 — дополнение устанавливается независимо от основной игры, но при ее наличии самостоятельно интегрируется и в основном меню TW:S2 отображается вместе с остальными двумя кампаниями.
Формула игрового процесса за прошедший с релиза Shogun 2 год не изменилась: мы обязаны вести хозяйство собственного клана, развивая науку и экономику, поддерживать дип. отношения с другими кланами (острова-то тесные!) и понемногу завоевывать соседние феоды. Остальные, впрочем, занимаются всем этим одновременно с нами, стоит только нажать кнопку «конец хода». Весь режим дня военачальника состоит из двух хлопот: глобальной карты, на котором представлена вся Япония с провинциями и войсками, и военного уровня, отображающего карту местности во время боевых стычек.
Карта страны расширилась и впервые включает географию северного острова Эдзо, ставшего финальным пристанищем сторонников сёгуната. В мае 69-го непризнанная республика Эдзо была разгромлена флотом императора Мэйдзи, не просуществовав как государство и года, а здесь у Эдзо открытое будущее, в котором острову не даже грозит переименование в Хоккайдо. На «карте мира» расставлены фишки армий, кораблей, агентов. Каждый ход в глобальном пошаговом режиме соответствует двум неделям какого-то времени года, то есть сезоны разбиты на ходы, и каждый сезон состоит из 6 ходов. Во время некоторых времен года происходят специальные события, например, зимой в удаленных от городов армий повышается смертность солдат от болезней и холода.
Рекомендуется беречь все возможные резервы — интеллект компьютера на нормальной сложности сражается как достойный полководец и обыграть его одним только умением весьма непросто, потребуется внушительных размеров армия. Отсюда и начинается следующий пласт игры: во время столкновения фигурок генералов, в зависимости от типа местности, движок генерирует карту для проведения сражения. Сражения великолепны, ведь эти масштабные драки сотен людей на суше и на море по-прежнему остаются коньком игры.
Многие технические новинки типа артиллерии, пришедшей из Napoleon: Total War, или тяжелых колесных пулеметов постепенно превращают стратегию о боях разозлившихся крестьян в некоторое подобие Бородино и Геттисбурга, с той оговоркой, что приличную технику мы сможем получить ближе к финалу кампании. Многое на первых порах недоступно — технологии придется изучить или выкупить у иностранных коммерсантов. В качестве ключевой правки баланса для артиллерии наконец-то сделали ограниченные боеприпасы.
Как вы поняли, отныне в судьбе Японии важную роль играют гости — раньше ими были португальские миссионеры, распространители христианства, а теперь потенциальными союзниками готовы стать США, Великобритания и Франция. Все они внимательно следят за ходом войны в Японии и пытаются на ней заработать. Торговые соглашения с этими странами позволят завербовать в свои ряды такие элитные корпуса, как Королевскую морскую пехоту Великобритании или вояк из французской инфантерии, привычной к подавлению бунтов во французских колониях. Дополнительно к псам войны прилагаются «военные советники» с Запада, способные снижать расценки на покупку войск для собственной армии! Как говорится, заграница нам поможет.
В целом, проку от «красноголовых варваров», как называли азиаты выходцев из западных стран, все-таки намного больше, чем кажется поначалу — к 67 году с их помощью мы начнем строительство железных дорог, способных практически молниеносно перебрасывать подкрепления и агентов из тыла туда, куда протянулись железные ветки. Но с дорогой придется быть настороже, ведь она уязвима для саботажей ниндзя и прочих пакостников из стана врага. Одна не вовремя захваченная станция способна парализовать все наши планы!
Сохранена фирменная особенность всех коммерческих дополнений в серии Total War: игра привносит в баланс, интерфейс и даже умения агентов десятки исправлений, заметных ветеранам и облегчающих жизнь новичкам. Так, железная дорога — нововведение приятное, но полностью меркнущее в сравнении с возможностью самолично управлять пушками Гатлинга и Армстронга в режиме от первого лица! В стратегию словно пришел микро-шутер, дающий шанс эффектно расправляться с вражескими отрядами.
Разумеется, личное управление отрядом сугубо добровольное. Благодаря этому трюку игра обретает сходство с культовой забавой Operation Blockade, которая также требовала наводиться мышкой на многочисленные отряды и косить их пулеметами и ядрами. Однако из соображений баланса мощность всего «огнестрела», в особенности ружей и мушкетов, была целенаправленно снижена. Надо же как-то было сохранить простор для других тактик, не включающих покупку хоть и дорогих, но убийственных пулеметов.
У заморских союзников можно заказать много полезных орудий смерти, были бы деньги. В игре появилось 10 новых кораблей, включая паровые корабли и броненосцы, которые довели общее число водного парка до 21 уникального корабля. Также для морских сражений сделали возможность содействовать сухопутным битвам поддержкой с моря. Если надо, мы можем проводить массированные артобстрелы из орудий прибрежных кораблей. Таким методом легко осаждать порты — прямо из моря напасть на вражеский пирс и изрешетить береговую охрану мощнейшими корабельными пушками. Впрочем, в Shogun 2 бывает и наоборот…
Кампания разбита на три категории по продолжительности: короткую, которая начинается в 1864 и ограничена декабрем 70-го, длинную с ограничением до 76 года и завоевательную, которая требует захвата и удержания наибольшего числа провинций в срок с 64-го по 76-й. За эти годы терпеливый стратег сможет создать самую, пожалуй, фантастичную из исторически достоверных армий — гремучую смесь феодальных крестьян-самураев с британскими карабинерами, линейной пехотой и пушечными расчетами. В тылу продолжат подрывную работу ниндзя-диверсанты и усатые английские шпионы.
При отказе от прогрессивных технологий Запада плюсов для игрока останется куда меньше — поддержка традиций и сёгуната поможет сохранить лояльность населения и прочих невежд, которые со страхом и опаской относятся к поездам, пулеметам и иностранцам. Традиционалистам придется куда реже подавлять крестьянские бунты, норму для стремительно меняющейся страны, и довольствоваться деревянными моделями пушек, разработанных по технологиям отстающих предков.
Искать пути решения проблем в игре нам вообще придется чаще, чем кажется в начале пути. Каждый ход потребуется отслеживать строительство новых объектов, тренинг войск и дипломатические отношения с горсткой фракций. «Закат самураев» медленно превращает своего игрока в эффективного менеджера.
Если честно, в игре много лишнего микроменджмента, который некому делегировать, оставив себе исключительно войну или, скажем, торговлю. В серии Civilization, например, многие вопросы можно было перепоручить советникам и получать отчеты о работе филиалов. Здесь же принудительно приходится двигать каждую пешку, заботиться о судьбе каждого верноподданного, а это, знаете ли, съедает слишком много времени у главного — битв. Видимо, по этой причине авторы игры добавили 6 новых исторических сражений в одноименный режим, который позволяет воспроизвести самые глобальные сценарии битв прошлого.
У игры есть один настоящий аналог, который удачно ее дополняет — это фильм «Последний самурай» с Томом Крузом, который, несмотря на слишком вольное обращение с историческими фактами, рассказывает о том же самом — конце эпохи самураев и реставрации империи. Но игра все же значительно лучше слезливого фильма и в очередной раз доказала интеллектуальное превосходство серии Total War и то, что «восточная» тема себя не исчерпала.
Стоит добавить, что специфика выбранного The Creative Assembly исторического периода в том, что так далеко, как во вторую половину XIX века, серия еще никогда не заглядывала. Потому-то технологии типа паровых фрегатов и железных броненосцев появляются в серии впервые.
Пожалуй, со времен Empire: Total War, позволявшей захватить весь мир и привести к власти любую мировую державу, эта игра — самое удачное развитие темы глобальных стратегий. Она с удивительной легкостью сочетает драки по старинке из Shogun 2 с военными традициями Napoleon: Total War в рамках одной большой войны.
Неисчерпаемые возможности, отсутствие рецептов на все случаи жизни, кампании длиной по 60 часов… Стратеги получили песочницу для развлечений на ближайший год — право слово, этого как раз хватит до выхода следующей части «Тотальной Войны». Дополнение «Закат самураев» оказалось способом улучшить и без того великолепную игру.