Ведьмачьи уловки. Обзор игры «Ведьмак 2: Убийцы королей»
Название игры/в России: The Witcher 2: Assassins of Kings / «Ведьмак 2: Убийцы королей»
Жанр: RPG
Разработчик: CD Projekt RED
Издатель/в России: Atari & Namco Bandai Games/«1C-СофтКлаб»
Системные требования: Intel Core 2 Duo 2 GHz или Athlon 64 X2 2.2 GHz, 1.5 Гб RAM, видеокарта GeForce 8800 или Radeon HD 3850, 16 Гб на винчестере
Похожие игры: «Ведьмак», Gothic 3, Two Worlds II, The Elder Scrolls IV: Oblivion
Платформы: PC, Xbox 360 (консольная версия запланирована на ноябрь 2011 года)
Дата выхода: 17 мая 2011 года
Официальный сайт: www.thewitcher.com
Известный польский писатель, Анджей Сапковский — один из тех редких авторов, чьи произведения обрели у нас по-настоящему культовый статус. Книги, наполненные абсолютно оригинальным фэнтези, однако связанные с классической мифологической традицией, читаются не одним поколением. Причина столь феноменального успеха — в мире «меча и магии», полном искрометного юмора и колоритных персонажей, которые трогают душу любого читателя. К счастью, практически все события литературного источника идеально подошли для сеттинга RPG, созданной в 2007-м году польской студией CD Projekt RED. Благодаря таланту разработчиков, первый блин не вышел комом — путешествовать вместе с Геральтом из Ривии понравилось и тем, кто читал «ведьмачий» цикл, и тем, кто лишь краем уха слышал о пане Сапковском и его литературном герое.
Грамотный сеттинг, отличная графика, интересная боевая система — вот краеугольные камни успешности того проекта. Естественно, по законам игровой индустрии такая работа просто была обречена на продолжение.
Король умер, да здравствует Геральт!
Чтобы как следует встряхнуть заждавшихся сиквела поклонников, авторы второй части «Ведьмака» бросают Геральта в довольно интересную историю. Отличившись в нескольких сражениях и поспособствовав спасению короля Фольтеста, известный охотник на чудовищ вынужденно оказывается чуть ли телохранителем важной особы. Словно предчувствуя скорую беду, ведьмак оказывается не в восторге от такой должности, однако все же понимает, что перечить королю и его свите практически бесполезно. И вот однажды, после штурма крепости заговорщиков, случается самая неприятная история, которая только могла быть — с Фольтестом расправляется наемный убийца, которому удается ловко «надавить на тапки» в нужный момент и серьезно «подставить» Геральта. Оказавшись в темнице, наш герой держит ответ на допросе, после чего уговаривает начальника тайной полиции, Вернона Роше, поспособствовать в побеге, чтобы отыскать настоящего убийцу и выяснить, в чем вообще дело.
Если помните, одним из главных достоинств оригинала была нелинейность при прохождении и огромная роль игрока в развитии сюжета — едва ли не от каждого чиха и поступка зависело то, что ожидает дальше Геральта. Сиквел в этом плане нисколько не уступает — сюжетные «развилки» встречаются с завидным постоянством, поэтому уже к середине игры отчетливо понимаешь, что для полного ознакомления с проектом необходимо как минимум несколько раз пройти всю игру. Наглядная демонстрация такого подхода польских разработчиков, кстати говоря, происходит буквально сразу после начала игры — в ходе допроса Геральт рассказывает о случившихся событиях, а каждый игрок вправе сам определить, в какой последовательности будет восстановлена вся цепочка событий.
Принимая это во внимание, не удивляйтесь, когда, грубо говоря, сосед Вася по лестничной клетке будет рассказывать вам, что «Ведьмак 2» начинается с атаки на короля огромного дракона, а другой товарищ будет утверждать, что все события начинаются со штурма крепости заговорщиков. Никто из них вас не обманывает — просто все зависит от того, какую фразу Геральта в диалоге с Роше выбрал игрок. Забегая немного вперед, стоит отметить, что дальше будет еще интереснее, поэтому если хотите до конца сохранить интригу, то опасайтесь разговоров о том, как поступил ведьмак в ряде ситуаций — спойлеры, согласитесь, любят далеко не все из нас.
Допросы с пристрастием, рассказы как на духу — чувства дежавю еще не возникло? Ну конечно, схожий прием повествования был избран авторами еще одного ролевого эпика этого года, Dragon Age 2. Действительно, при ближайшем рассмотрении у этих двух игр оказывается немало похожего — например, Геральту, как и его коллеге в проекте BioWare, приходится искать одного из персонажей по следам крови. Или взять хотя бы дерево умений ведьмака — что-то подобное нам доводилось видеть пару месяцев назад в Dragon Age 2. Однако волноваться не стоит — это совсем разные истории, каждая со своими сильными сторонами и, на наш взгляд, ролевая сага у поляков получилась гораздо увлекательнее, масштабнее и эпичнее, нежели у известного тандема Рэй Музыка — Грег Зесчук. А все совпадения, как говорится, следует считать случайными и не заслуживающими внимания.
Чтобы окончательно развеять все сомнения, расскажем о том, что же представляет собой вселенная «Ведьмак 2». А она, по сути, во многом напоминает то, что нам доводилось видеть в оригинальной игре — мир, издалека напоминающий средневековую Восточную Европу, мрачное и стильное фэнтези, яркие и хорошо прописанные персонажи. Компанию Геральту составляют хорошо знакомые по книгам персонажи — бард Лютик, краснолюд Золтан Хивай, чародейка Трисс Меригольд, глава «синих полосок» — Вернон Роше. Как и в мире Dragon Age, краснолюды (славянская «версия» гномов) и эльфы не слишком ладят с людьми — между ними постоянно возникают конфликты, в которых особое участие принимают маги.
Мрачная и в то же время привлекательная атмосфера игры была бы неполной, если бы в ней не было фирменного грубого, местами даже черноватого, юмора. Шуточки, чаще всего ниже пояса, любят отпускать все, независимо от расовой принадлежности — краснолюды, городские стражники, сотники в военном лагере и даже священники в рясах. Геральт, давным-давно прослывший своими амурными похождениями, остается верен себе — флиртует не только с дамочками из местных борделей, но и с важными для сюжета персонажами — например, к числу его пассий можно отнести Трисс Меригольд и Бьянку, лучшего бойца в отряде Роше.
Перебора со сквернословием и сальными шуточками, надо заметить, не наблюдается — читавшие оригинал, думаем, согласятся. Равно как и в меру различных мини-игр — костей, кулачного боя и армрестлинга. В отличие от подобных забав в других играх, в большинстве состязаний именно хочется принять участие — полякам удалось сделать QTE (проще говоря, мини-игра «вовремя нажми на нужную кнопку») простым и ненавязчивым.
Превосходство ведьмака
Во многом очарование второй части игры обязано графике, которая на сегодняшний день, наверное, лучшая в жанре. Картинка в первые минуты игры просто не позволяет привычно заглянуть в журнал, прочитать описание квеста и броситься на его выполнение — для начала от такого необходимо перевести дух. Впечатляет абсолютно все — окружающие героев декорации, плавная анимация, детальные текстуры — именно благодаря им видно едва ли не каждую заклепку на броне ведьмака и его спутников. Монстры, не в пример страдающим от неизвестно каких болезней тварям из Two Worlds, двигаются максимально естественно и поражают своим реализмом.
На славу потрудились не только программисты, но и дизайнеры — они постарались, чтобы во время путешествий Геральта окружали максимально реалистичные декорации. Лес здесь выглядит именно лесом, а не пустыней с тремя-четырьмя угловатыми деревьями; в городе на каждом шагу встречаются бродяги, проститутки и стражники; а в огромном военном лагере у каждого из солдат есть собственное имя — при желании с каждым из них можно пообщаться и даже получить какой-нибудь интересный квест. «Интересный» — вовсе не означает, что Геральта любой встречный готов отправить на встречу с десятью монстрами, которых он должен убить, разделать и принести какие-то ингредиенты. Здесь почти каждое задание оказывается увлекательным расследованием, в ходе которого нам предстоит решить, каким из нескольких способов его выполнить. Единственное, о чем приходится жалеть — таких поручений в игре не очень много. Впрочем, это касается и всего остального — положа руку на сердце, скажем, что для современной RPG 20-25 часов как-то маловато.
О том, что авторы «Ведьмак 2» смогли избежать рутины и порадовать даже олдскульных «ролевиков», свидетельствует немало фактов. Например, вспомним доску объявлений — по сути, второстепенных квестов, которые может выполнить Геральт ради звонкой монеты. Истребление тварей обставлено, так сказать, творчески: в большинстве случаев их надобно не просто уничтожить, а придумать способ, чтобы они больше не доставляли жителям беспокойства. Или вот хотя бы пример безусловной «олдскульности» игры — многое, что может пригодиться игрокам, совсем не «разжевывается» разработчиками. Рано или поздно к этому приходит каждый игрок — например, чтобы убить чудище в лесу, необходим серебряный меч, а его-то у нас в инвентаре после начальной схватки с драконом не оказывается. Как достать «железку» — решать вам. Можно отправиться на поиски необходимых ресурсов и выковать меч, можно сразу приобрести составляющие и сходить к кузнецу, можно … — много еще чего можно.
Сюжет игры уже не воспринимается как единственная цепочка событий, на которую при всем желании повлиять никак невозможно. Узнать, что готовит каждый поворот событий, можно лишь в том случае, если попробовать исследовать разные альтернативы. Всегда приятно, когда самые внимательные и творчески мыслящие игроки могут увидеть плоды своего усердия и любопытства — и «Ведьмак 2» как раз-таки и является таким проектом, в котором не бывает мелочей. Те, кто до сих пор в этом сомневаются — могут прогуляться без всяких эликсиров и подготовки туда, «куда глаза глядят» — в большинстве случаев монстры слопают ведьмака, даже глазом не моргнув.
Местами, впрочем, CD Projekt RED слегка перегнула палку с порогом вхождения в игру — многочисленные тематические форумы, как лакмусовая бумажка, свидетельствуют о том, что полякам следовало бы сделать более понятный «туториал» и слегка снизить сложность сражений с боссами. Разобраться, к примеру, для чего нужны мутагены и каков эффект каждого Знака ведьмака, далеко непросто — появляющиеся на короткое мгновение сообщения полного ответа не дают. А ведь те же мутагены на поверку оказываются крайне интересной особенностью игры — ну где еще вам доводилось видеть улучшения для умений героя? Битвы с «толстокожими» чудовищами также оказываются из разряда «крепких орешков». Далеко не каждому понятно, что к сражению с монстром, не помещающемуся на мониторе, требуется готовиться особо — пить специальные эликсиры, тщательно подбирать Знаки-заклинания и устраивать внеочередную ревизию в вещмешке. К слову, последний у любителей все прибирать к рукам будет трещать по швам постоянно — рекомендуем этого избегать, так как в противном случае придется тратить львиную долю времени на торговцев. В самых сложных случаях на помощь ведьмаку приходят бомбы, однако с ними не все так гладко, как кажется на первый взгляд — причиной тому баги, о которым мы расскажем поподробнее чуть позже.
А вот боевая система, напротив, подверглась некоторым упрощениям. Вместо ритмичных клацаний мыши, которые приходилось видеть в оригинале, разработчики сделали ставку всего на три типа ударов — два вида атаки и блок. По полю боя ведьмак также может бегать кувырком, что оказывается крайне полезным на первых этапах — шутка ли сказать, что даже тройка неожиданно прибежавших утопцев может заставить игрока загружать последнее сохранение. В дальнейшем решить проблему хрупкости Геральта и повысить его эффективность в бою помогает классическое древо умений — очки таланта можно вкладывать в усиление полоски здоровья героя, его владение мечами и магией, а также в другие характеристики. Но не надейтесь, что со временем вы найдете меч-кладенец, «прокачаетесь» и станете «терминатором» — даже на самом легком уровне сложности приходится пить усиливающие эликсиры, уделять немного времени алхимии и прибегать к помощи Знаков.
Увы, как и любой мало-мальски масштабный проект, «Ведьмак 2» не обошелся без серьезных ошибок, которые не были «выловлены» на этапе бета-тестирования. На момент написания этого материала большинство недочетов уже было исправлено — игра ни разу не «вылетела» на рабочий стол и на протяжении всего прохождения уверенно держала приемлемое количество кадров в секунду. Однако не только лаги и критические ошибки закрались в финальную версию — до сих наблюдаются проблемы со срабатыванием некоторых скриптов, из-за которых ключевые персонажи, например, не бегут туда, куда им положено.
Какие-то непонятные баги случаются иногда и с остальными элементами — бомбами, картой и инвентарем. Кнопка, которой бросаются бомбы и ножи, частенько работает некорректно, из-за чего Геральт перестает перемещаться по полю боя и «ловит» все удары противников. «Лечится» такая беда пока единственным известным способом — загрузкой последнего «сэйва». Разработчики трудятся над исправлением этих недочетов и довольно оперативно выпускают обновления — буквально несколько дней назад появилась еще одна «заплатка», которая, вполне возможно, исправляет указанные ошибки. Как бы там ни было, очень надеемся, что все существующие проблемы будут решены в как можно кратчайшие сроки и не случится история, в свое время произошедшая с оригиналом (когда все баги исчезли лишь с появлением специального издания The Witcher: Enhanced Edition).
Но даже теперь, когда с момента появления в продаже второй части «Ведьмака» не прошло и месяца, впору задуматься о том, кто же станет победителем в номинации «Лучшая игра года». Противостояние «Ведьмак 2» с Dragon Age 2 неизбежно, однако выбор многих из нас наверняка падет на блокбастер наших географических соседей. И речь тут вовсе не о каких-то «родственных» симпатиях или чувстве локтя — новые приключения Геральта действительно получились увлекательными и грамотно срежиссированными. Поляки при этом не скрывают, что еще далеко не все рассказано — на подходе загружаемые дополнения для сиквела, а там, глядишь, и третьего «Ведьмака» дождемся. Главное — набраться терпения.
Если задуматься, в чем уникальность «Ведьмак 2» на фоне других известных RPG последнего времени, то можно прийти к выводу, что эта игра представляет собой зрелищную кинодраму, события которой полностью зависят от выбора и предпочтений игроков. Подумайте — ведь ни Fallout: New Vegas, ни Dragon Age 2, какими масштабными бы они не были, не давали такого чувства вседозволенности, которое есть во втором «Ведьмаке». Что еще интереснее — решая, чью сторону принять в детище CD Projekt RED, невольно ловишь себя на мысли, что пытаешься заранее просчитать возможные варианты развития дальнейших событий. Однако получается это далеко не всегда — за что, собственно, и следует любить эту игру.