Опубликовано 15 марта 2014, 11:58

Чудеса авансом. Обзор бета-версии Age of Wonders 3

На момент написания этой статьи до выхода третьей части AoW остается чуть больше двух недель. Тем не менее, ждать так долго вам не придется — редакции ferra.ru посчастливилось принять участие в закрытом бета-тестировании игры и мы, разумеется, спешим поделиться впечатлениями с нашими читателями. Если вы читаете эти строки, значит, эмбарго на публикацию уже снято, игра вот-вот поступит в продажу, а вы можете в числе первых ознакомиться с тем, что готовит нам наступление третьей «Эпохи Чудес».
Чудеса авансом. Обзор бета-версии Age of Wonders 3
Городок на болотах еще покажет себя, дайте срок

Городок на болотах еще покажет себя, дайте срок

Название игры:  Age of Wonders 3
Жанр:  пошаговая стратегия с небольшим ролевым уклоном
Разработчик:  Triumph Studios
Издатель/в России:  Triumph Studios /Бука
Похожие игры:  Серия Heroes of Might and Magic, серия King’s Bounty
Платформы:  PC
Дата выхода:  31 марта 2014 года
Официальный сайт:  http://www.ageofwonders.com/category/news/

Большинство поклонников пошаговых стратегий в фэнтезийной обертке почитают своим бессменным идолом серию Heroes of M&M (ныне — M&M Heroes, но от перестановки слагаемых, как говорится, суть не меняется). Действительно, серия эта, по большей части, обладает отличным геймплеем, выверенной математикой, не представляет сложности в освоении, а главное — предлагает потрясающую реиграбельность (особенно в этом плане выделяется третья часть, до сих пор не утратившая заслуженной популярности). Впрочем, традиции, заложенные небольшой, но очаровательной игрой King’s Bounty в 90-м году прошлого века, оказались не единственными определившими развитие жанра.

В 1994 году, незадолго до самой первой части «Героев», свет увидел Master of Magic, перенесший в сказочный мир некоторые идеи Civilization. Добыча ресурсов близлежащими городами, системы репутации и дипломатии, весьма развитое дерево магии — все эти составляющие нашли своих поклонников и дали жизнь нескольким новым тайтлам. Среди них значилась и Age of Wonders, третью часть которой мы сегодня рассмотрим.

Что ж, помнится, первые две части (плюс одно дополнение) были весьма благосклонно восприняты публикой, разработчик остался тот же, так что повод для оптимизма присутствует. Не стоит, однако, забывать, что на данный момент мы имеем дело с бета-версией, местами весьма далекой от завершения, а посему конечный продукт вполне может отличаться от того, что мы сейчас имеем. Впрочем, отличия вряд ли будут глобальными и, надеемся, пойдут исключительно в сторону улучшения игры.

Гоблин с нимбом над головой — это прекрасно

Гоблин с нимбом над головой — это прекрасно

С основой сюжетной завязки разработчики решили не оригинальничать: межрасовые конфликты всегда прекрасно подходили в качестве фона для игр подобного толка, что нам прекрасно демонстрировали прошлые игры серии. Содружество разумных рас (попахивает научной фантастикой… ну да ладно) объединяет в себе большую часть народов Благословенного Континента и на базе совместных знаний, богатых ресурсов и подневольного труда железной рукой строит свое видение интернационального светлого будущего. Наступлением прогресса традиционно недовольны сварливые эльфы, огорченные попранием собственной первородной сущности и претендующие на мировую мудрость, при этом неспособные навести порядок даже внутри собственного ушастого семейства. В компании со столь же несознательными нацменьшинствами, среди коих особенно выделяются говорящие рептилии — дракониды, эльфы ведут партизанскую борьбу с Содружеством, надеясь вернуть себе былую власть и привычный образ жизни со стихами и ромашками. Содружество же, соответственно, пытается по мере сил избавиться от малых народов, да так, чтобы потом некому было напомнить и усовестить (ну или хотя бы привести оных к единому стандарту ушей). В общем, конфликт интересов налицо.

В этой книге изложено всё, что вам нужно знать про Age of Wonders 3

В этой книге изложено всё, что вам нужно знать про Age of Wonders 3

В бета-версии представлено две сюжетные кампании: одна за эльфов, другая, как нетрудно догадаться — за Содружество. Судя по игровому меню кампаний к релизу станет значительно больше, стало быть, и сюжет развернется с недоступным текущему билду размахом. Но даже сейчас можно отметить, что сценаристы старались должным образом отрабатывать свой хлеб: история мира обретает новые подробности, прописаны характеры и взаимоотношения персонажей, само повествование весьма развернуто и претендует на драматизм. Разве что подача сюжета в виде текстовых «простыней» между миссиями может показаться несколько скучноватой, ну да это дело привычки.

Бойцовые пингвины наводят ужас

Бойцовые пингвины наводят ужас

Как и всякий уважающий себя представитель жанра фэнтези, AoW3 предлагает игроку самовыражение через героических личностей, каждая из которых обладает собственной классовой принадлежностью и, как следствие, виденьем мира и деревом навыков с умениями. Забавный нюанс: потеря главного героя в пылу жаркой битвы вам не грозит значительными последствиями — протагонист вернется через несколько ходов, если только вы заодно не потеряли свой последний город. Безвременная же кончина второстепенных персонажей, как правило, означает поражение в миссии, так что их приходится беречь и не растрачивать на вражеские амбразуры.

В зависимости от того, какой герой является главным в текущей миссии, будет зависеть и развитие вашего государства (разница, признаться, невелика), и, в некоторых пределах, тактика игры. Развитие осуществляется двумя путями. Первый, глобальный, включающий в себя государственные улучшения, производство юнитов и магические заклинания, потребует умственного напряжения от всех ваших подданных и ускоряется в прямой зависимости от количества населения и уровня его грамотности (то есть наличия в городах научных заведений). Второй путь исключительно личностный, он подразумевает конкретные навыки героя и требует от него скачкообразной эволюции по уровням, набираемым, разумеется, старой, доброй «экспой». Кстати, в каждой новой миссии главный персонаж «перезагружается», начисто забывая все выученное тяжким трудом, но сохраняя набранные очки опыта. Этот подход позволяет игроку заново перераспределить навыки в начале каждой миссии в зависимости от того, что он ожидает в ней встретить. Немного по-читерски, конечно, но удобно, не поспоришь.

Выбирать умения надо осторожно, они влияют на ход игры

Выбирать умения надо осторожно, они влияют на ход игры

ТТХ и рюкзак героя в Age of Wonders 3

ТТХ и рюкзак героя в Age of Wonders 3

Основа любого государства, даже маленького и временного, есть его народ. Живет народ по населенным пунктам, в каковых занимается производством, строительством и размножением, приводящим к росту размеров поселения и смене его статуса. Как только границы города охватывают месторождение какого-либо ценного ресурса (их здесь, кстати, четыре: презренное злато, чудесные синие кристаллы, свечные огарки, отвечающие за уровень образования, и очки магии, в просторечии — мана обыкновенная), оно начинает приносить вам небольшой, но стабильный доход.

В зависимости от преобладающей в городе расы будут различаться типы построек и юнитов, что позволит разнообразить при желании армию. Если же такого желания не наблюдается, то свежезахваченный город можно насильно переделать по наиболее удобному образу и подобию, равно как и разграбить, разрушить, или ассимилировать его население среди прочих ваших мегаполисов. Только не стоит забывать о моральном аспекте всего этого веселья: любое действие, кроме гостеприимного принятия города в состав государства с должной толерантностью к его населению, будет рассматриваться как злое деяние, что немедленно отразится на вашей репутации и, теоретически, приведет к виртуальным угрызениям совести.

Что бы нам такого сотворить с захваченной деревушкой?

Что бы нам такого сотворить с захваченной деревушкой?

Поселенцы бредут основывать новую станицу

Поселенцы бредут основывать новую станицу

Любимый город может спать спокойно

Любимый город может спать спокойно

Общаться с другими фракциями исключительно силой никто не заставляет, AoW3 не чужда некоторой дипломатии. К сожалению, система дипломатии весьма бедна и позволяет обратиться к чужому руководству лишь с несколькими посланиями: объявлением войны, соглашением о проходе войск да заманчивым предложением присоединиться к вашей империи (большинство нейтральных правителей настолько коррумпированы, что готовы продать весь свой народ с потрохами буквально за гроши). Иногда нейтральное поселение предложит вам несложный квест, в основном касающийся физического устранения кого-либо, систематически обижающего горожан. В качестве награды поселение предложит вам денежку либо себя целиком, расширяя таким образом границы ваших владений. В целом, что касается дипломатических моментов, пока неясно, видим ли мы систему в полной готовности, или же релиз предложит нам более широкие переговорные возможности. Посему с выводами спешить не будем.

Да уж, красота — она и в дипломатии страшная сила

Да уж, красота — она и в дипломатии страшная сила

Когда дипломатия бессильна, слово берут войска, тут уж ничего не попишешь. Размер каждой отдельной армии не может превышать шести юнитов, тем не менее в одном бою, как и раньше, может сойтись несколько армий, лишь бы на момент начала битвы все они соседствовали с атакуемой клеткой.

На поле боя теперь юниты представлены не одной схематичной единицей, а вполне полноценным (как правило) отрядом, чьи ряды явственно тают одновременно с понижением количества хитпоинтов. В результате сражения приобрели некоторую массовость и напоминают пошаговую вариацию на тему Total War. Дополняют сходство и возможности по использованию окружающего рельефа местности: в деревьях можно укрыться (при наличии соответствующего навыка), а разница высот влияет на дальность полета стрел (актуально для защищающих стену стрелков).

Размеры полей битвы, как правило, отлично соответствуют числу сражающихся армий — ни тесно, ни пусто обычно не бывает. Ну и, конечно, важную роль в битвах играет магия, использование которой нередко может кардинальным образом переменить ход баталии.

Если вам вдруг неохота лично участвовать в каждой незначительной стычке (а таковых может быть и десяток за один ход на стратегической карте), вы можете поручить боестолкновение компьютеру. Правда, не забудьте предварительно убедиться в решающем численном превосходстве — искусственный интеллект, играя на вашей стороне, всегда умудряется выйти с наибольшими потерями из наиболее выигрышной ситуации. Впрочем, и в качестве противника он пока что не поражает воображение, что в стратегической, что в тактической части, предпочитая одну и ту же тактику и ведясь на одни и те же уловки. Похоже, ИИ все еще находится на стадии доработок, так что будем надеяться на его эволюцию к моменту релиза.

«Мы имеем честь атаковать вас!»

«Мы имеем честь атаковать вас!»

Против самоходных алтарей трудно воевать

Против самоходных алтарей трудно воевать

Вторую жизнь играм подобного жанра дает обычно мультиплеер. По заверениям разработчиков, многопользовательской части было уделено много внимания, на одной карте смогут рубиться до восьми игроков единовременно, но нам это проверить, к сожалению, не удалось: соединяться с кем-либо бета-версия упорно отказывалась, несмотря на все уговоры и рецепты с форума. Судя по последнему, проблема эта имеет место быть и, надеемся, к релизу будет решена. Пока же можем отметить наличие режима так называемого локального мультиплеера, позволяющего соединиться нескольким компьютерам, висящим на одном роутере без танцев с пробросом портов (технически это не старая, добрая игра через LAN, но по сути весьма похоже). Но даже и на одном компьютере реиграбельность AoW3 должна будет сохраниться на должном уровне: отдельные сценарии, случайные карты, hotseat — всё в наличии.

Против самоходных алтарей трудно воевать

Против самоходных алтарей трудно воевать

Графическая часть должна была стать одной из наиболее значимых особенностей третьей части AoW: серия, следуя моде и прогрессу, таки перешла в третье измерение. На стратегической части этот переход, как и следовало ожидать, практически не отразился, тактическая же получила свою порцию эффектных видов и свежей динамики. В целом графика симпатична, но не более того: моделям все же не хватает полигонов, да и освещение пока не слишком впечатляет. Оговоримся, что именно «пока»: некоторое количество графических настроек в бете все еще заблокировано, так что можно ожидать улучшения и в этой составляющей. Зато музыкальная часть нареканий уже не вызывает: красивые, приятные композиции замечательно способствуют размышлениям о будущем вашей волшебной империи.

Это не суповая курица, а гордый грифон!

Это не суповая курица, а гордый грифон!

Что ж, до релиза еще остается время и есть основания полагать, что некоторые досадные недоразумения и ошибки в игре не доживут до выхода в продажу. Однако уже сейчас можно констатировать, что Triumph не зря вернулся к своей стратегической серии спустя десяток лет: AoW3 способна увлечь ничуть не хуже предыдущих частей, затягивая игрока в пучину сказочной истории, волшебной империи и фантастических сражений.