На что способны «карманные» убийцы? Обзор игры Assassin’s Creed 3: Освобождение для PS Vita
Название игры: Assassin’s Creed 3: Освобождение (Liberation)
Жанр: Third Person Action, adventure
Разработчик: Ubisoft Sofia
Издатель: Ubisoft
Похожие игры: серии Assassin’s Creed, Prototype, Hitman
Платформы: PS Vita
Дата выхода: 20 октября 2012 года
Официальный сайт: http://assassinscreed.ubi.com/ac3/en-GB/games/assassins-creed-3-liberation/index.aspx
Сначала, пожалуй, поговорим о самой игре. Итак, по мнению Ubisoft, к середине XVIII века ассасины не только не ушли в прошлое, но и проявляют немалую активность на землях Нового Света. Более того, там же творят свои козни и неистребимые Тамплиеры, жаждущие, как обычно, власти. И вот, пока преподаватели истории застыли в немом возмущении, а останки Жака де Моле переворачиваются в гробу, перед нами разворачивается история мулатки Авелины де Гранпре, появившейся на свет благодаря мезальянсу между чернокожей рабыней и ее владельцем.
На момент нашего знакомства с героиней она проживает в Новом Орлеане под одной крышей с больным отцом и мачехой (собственная мать Авелины исчезла в неизвестном направлении), борется за освобождение рабов и подрабатывает на орден Ассасинов, представленный престарелым учителем Агатэ. Нелегкое дело расшатывания устоев рабовладельческого общества помотает мадемуазель де Гранпре от Мексики до Нью-Йорка, заставит разыскивать древние мистические артефакты (ага, кажется, обнаружен прямой предок Лары Крофт) и, разумеется, приведет к обретению давно потерянной мамаши.
Противостоят Авелине служивые французской и испанской армий (мы застаем период владычества испанцев над частью Луизианы), злодейские Тамплиеры, бывшие соратники и иные заинтересованные личности. В пути доведется встретить главного героя основной третьей серии – Коннора, а также столкнуться с загадочным гражданином Э., чье своевременное убийство отразится на финале игры.
Что ж, сюжет нас ничем новым не порадовал – обычная для серии нехитрая история с неловкими интригами и не менее привычное издевательство над историческими событиями. Кажется, недалек тот день, когда ассасины сыграют решающую роль в Октябрьской Революции 1917 года.
Главная особенность новой героини – это ее триединство, а точнее, три личины, в которых она может выступать и которые имеют свои сильные и слабые стороны. Облачение, собственно, убийцы наилучшим образом подходит для боевых ситуаций, но вызывает нездоровый интерес со стороны солдат и прохожих. Одеяние рабыни позволяет Авелине превратиться в человека-паука и взбираться даже по гладким стенам, плюс способствует маскировке: ну кто обратит внимание на подневольную замарашку, несущую деревянный ящик мимо караула? А на десерт AC:Освобождение позволит влезть игрокам в шкуру аристократки: к драке и акробатике благородная госпожа, конечно, не способна, зато ее навыки очарования и подкупа не имеют себе равных.
Незаконная деятельность ожидаемо ведет к повышению нежелательной известности той личины, в каковой она осуществляется. Снижать излишнюю популярность для каждого воплощения нужно своим способом: жизнь рабыни вы можете облегчить, срывая объявления о розыске, свидетели «мелких шалостей» аристократки подлежат немедленному истреблению, ну а незаметности убийцы поспособствует банальная коррупция – полученная чиновником взятка волшебным образом отведет глаза всем встречным солдатам. Идея со сменой образов не нова, но интересна, жаль лишь, что здесь ее потенциал не раскрыт должным образом – в большинстве случаев выполнение задания в различных личинах не слишком отличается друг от друга.
Геймплей игры почти полностью повторяет таковой из оригинальной серии: героиня не хуже белки скачет по крышам, заборам и веткам, в один момент убивает свои беззащитные цели, ловко фехтует со стражниками и скрывается от погони. Некоторые отличия заметны лишь при использовании одеяния аристократки: передвигается она степенно и неспешно, врагов убивает стеснительно и элегантно, например, при помощи спрятанной в зонтике духовой трубки. Есть тут и некоторое подобие экономической стратегии, доступ к которой открывает письменный стол в вашем штабе, замаскированном под склад. В этой мини-игре вы можете загружать товаром свои корабли и отправлять их к другим берегам с торговыми целями. Чистейшая спекуляция – купить подешевле, продать подороже. В пути вашим судам угрожают погодные явления и пираты, зато цены на товары всегда остаются неизменными. Этот «ошметок стратегии» скучен, однообразен, но свою функцию обогащения героини он выполняет. Будет, что потратить во время шопинга по оружейным и портновским лавкам.
Есть и побочные миссии, пусть даже и не слишком много. В основном они касаются защиты ваших собственных или чужих деловых интересов и завязаны на кратчайший путь успеха в бизнесе – устранении конкурентов. Впрочем, порой можно будет взяться и за более благородные дела, например, исцеление больных лихорадкой. Впрочем, даже лечение в обязательном порядке предполагает предварительное избиение пациента до потери сознания. Вот такая передовая терапия.
Весьма достойная графика проекта радует глаз, впрочем, изредка впечатление портят исчезающие текстуры и «плавающий» горизонт прорисовки. Вот вроде бы,прямая улица, видно метров на триста вперед, вдалеке люди гуляют, собаки чешутся, как вдруг под вашим носом из воздуха появляется, например, телега с лошадкой и сеном в комплекте. Огорчают и прочие, не такие уж редкие ошибки: пропадающие в небытие текстуры, «оживающие» трупы противников (они уже не атакуют и сами не поддаются вторичному убиению, просто ходят, словно зомби), самозабвенно гоняющиеся за собственным хвостом аллигаторы (это просто весело) и многое другое. Странно, что такой сравнительно крупный проект не подвергался должному тестированию.
Теперь перейдем к самому интересному – реализации игровых возможностей маленькой, но многообещающей консоли. Об основной части управления сказать почти нечего – оно осуществляется при помощи клавиш и стиков подобно тому, как оно исполнено в «старших» играх серии. Давайте лучше взглянем, например, на тачскрин.
Прикосновениями к экрану здесь, как правило, производится выбор из какого-либо представленного ассортимента. Решать, какой костюм подойдет к моменту или какое оружие лучше ляжет в руку, предстоит именно через тачскрин. Он же ответственен за «морскую торговлю» в упоминавшейся псевдостратегии – ткнули в кораблик, затем в товар, закупили требуемое количество и решительным нажатием пальца отправили судно в плавание. Собственно, такое использование тачскрина нам давно привычно и на игровой процесс влияет не сильно. А вот что действительно повысило удобство интерфейса, так это возможность выбора цели простым нажатием на нее. Этот прием в значительной степени облегчает и убийства, и воровство, позволяя не путаться в клавишах. А в качестве дополнительного бонуса нам позволяют немного поелозить пальцем по экрану в танцевальной QTE-сценке, напоминающей своим управлением некоторые эпизоды из Uncharted: Golden Abyss. Правда, там этих сценок было и побольше, да и сами они были куда как разнообразнее и динамичнее.
Заднему тачпаду отведена роль куда скромнее – с его помощью (в сочетании с, опять же, передним тачскрином) вы будете открывать письма и регулировать скорость каноэ при движении по воде. Первое довольно забавно и действительно похоже на процесс разрывания конверта – надо одновременно провести большим и указательным пальцами по экрану и задней панели PS Vita, второе же бессмысленно и неудобно – гораздо комфортнее было бы действовать клавишами. Видимо, разработчики не придумали никакого иного применения для тачпада, а жаль – пример Escape Plan, наглядно показывает удобство этого манипулятора.
Гироскоп в AC:Освобождение выполняет самую классическую из его развлекательных функций. Помните головоломки из первых сматрфонов, оснащенных датчиком уровня, обретшие электронное воплощение старые деревянные и пластиковые игрушки? Те самые, в которых по лабиринту катался шарик, а наклоном поверхности его требовалось загнать в нужную лузу? Так вот, здесь ровно то же самое – гироскоп используется для решения головоломок. Точнее, одной головоломки. Очень простой круглый лабиринт, ленивый шарик без излишней инерции и никаких ловушек на его пути к центральной выемке. Развлечение где-то на полминуты, не больше.
Не забыта и социальная составляющая консоли – режим near. По ходу игры вы собираете различные безделушки, бесполезные для общего сценария и предназначенные специально для этого режима. Встречайтесь с другими игроками, обменивайтесь виртуальной бижутерией, ну и собирайте коллекцию, что ли. Какой-либо иной смысл в этих взаимоотношениях пока не прослеживается.
Ну и, наконец, самая проблемная часть AC:Осбобождение – использование камеры консоли при изучении некоторых карт и документов. На первый взгляд, ничего сверхъестественного от игрока не требуется, надо всего лишь направить заднюю камеру на источник яркого света, а затем повернуть виртуальную линзу на экране. По крайней мере, так нам сообщают внутриигровые подсказки. На деле же выясняется, что игра имеет какое-то свое, весьма оригинальное представление об источниках освещения – можно хоть час прыгать с консолью вокруг включенной лампочки и не дождаться заветного подрагивания линзы. А можно направить камеру боком к свету или, к примеру, вообще навести ее на темную, не отражающую поверхность, и вуаля – загадка раскрыта. Совершенно случайным образом. Так как подобная система прекрасно работала в том же Uncharted: GA, делаем вывод, что дело не в технических особенностях PS Vita, а в недоработках игры. Как оно так вышло – вопрос к разработчикам.
Резюмируя, собственно, игру, можем подтвердить: портативный Assassin’s Creed действительно вышел на общий уровень серии. Игровой процесс, окружение, сценарий – все в традициях привычных похождений киллеров в капюшонах. Если вы ощущаете в себе нежную привязанность к ассасинам из далекого прошлого и заодно являетесь счастливым владельцем PS Vita – не пропускайте AC:Освобождение, эта игра отлично сочетается с третьей частью для домашних консолей.
Что же касается игровых возможностей системы PS Vita, то в этой игре их использование, похоже, изначально планировалось по принципу «чтобы было». Без использования технических особенностей консоли игра почти ничего бы не потеряла. Похоже, авторы не очень хорошо осознали, с чем им предстоит иметь дело, ведь опыт множества иных игр демонстрирует нам, что даже в привычные игровые серии PS Vita способна привнести немало нового, взять, хотя бы, все тот же Uncharted: GA. Что ж, остается пожелать разработчикам поскорее «распробовать» молодую игровую систему, в противном случае они рискуют упустить немалую долю рынка.