Blek — Игровое пособие по художеству
Так, откроем «блокнот свежих идей» для игр, разделённых на уровни. Птиц из рогатки запускать — надоело. Верёвки с леденцами на концах разрезать — банально. Дать игроку проложить свой, ни на что не похожий путь, при этом лишь указывая и направляя, но не тыкая носом в решение? А что, это может сработать. Вот по такой весьма непритязательной, но удивительно хорошо функционирующей схеме и работает «Blek». Здесь нет стрелок, нет платных подсказок — ключ кроется в устройстве самого уровня. И как только вы поймёте его структуру и высвободите внутреннего художника — сорвёте джекпот.
Фантазия и тактическое мышление — вот ваши единственные помощники в «Blek». Но кто же откажется от такой помощи? Воплотите в жизнь все свои самые причудливые графические мечты — «Blek» даёт каждому возможность сотворить живой шедевр при помощи всего лишь одного пальца. Проведите линию, параболу или пометку в виде галки — как только вы оторвёте импровизированную кисть от экрана, ваш рисунок оживёт и начнёт путешествовать по уровню. А как только наиграетесь всласть — можно и делом заняться, попытаться нарисовать такое, чтобы захватить все цветные объекты и не попасть в любое проявление чёрного цвета. А то захватит. Буквально.
Нельзя сказать, что уровни в «Blek» по своему весьма минималистичному стилю исполнения представляют собой изысканные произведения искусства — ну, разве что современного. Здесь дело в другом — только собранные вместе, элементы способны дать полновесную картину представлений о происходящем. И неважно, что уровни достаточно бедны по наполнению — благодаря предоставлению огромного простора для творчества пустоты практически не замечаешь. Несколько цветов, пара геометрических фигур и причудливое их расположение — вот рецепт типичной задачки «Blek», который достоин быть показанным в кулинарно-игровом шоу.
Вполне можно понять, почему после ознакомления с «Blek» так и сыплются восторженные отзывы — а разве можно остаться равнодушным к предмету духовного самовыражения? «Blek» можно похвалить не столько за проработанность, сколько за идею, как бы это странно ни звучало, игровой самостоятельности. Мало где поощряется хоть малейшее отступление от заложенных авторами канонов, а «Blek» в этом плане совершенно не беспокоится — любой отдельно взятый уровень можно пройти десятками разных путей, и каждый из них будет неповторим. Создавая свою уникальную историю, можно без малого Богом себя почувствовать.
Но в один прекрасный момент, индивидуально определённый для каждого игрока, «Blek» потихоньку уходит в сторону от своей первоначальной сущности — нацеленности на массового потребителя — и начинает ставить перед геймером такие задачи, которые сможет решить один из ста. Как только вы преодолеваете болевой порог — всё, «Blek» перестаёт вас интересовать ввиду чрезмерной ориентации на общество анонимных интеллектуалов, способных лишь одной извилиной справиться с любой напастью. А те, кто просто зашёл на издалека доносящийся звон, лишь будут обескуражены и вряд ли захотят подолгу голову ломать.
Креативную по всем составляющим «Blek» из-за жанровых особенностей нельзя причислить к «хардкорам» — уж больно отличаются они по концепции и цельной подаче ситуации от нашего объекта. Здесь же перед нами нечто если не большее, то по крайней мере соразмерное по влиянию. И вот именно что «нечто» — нельзя до конца определить, чего же «Blek» нужно было сперва достичь и какой целевой аудитории подойти, из уровня в уровень игра мечется из стороны в сторону, от массовости — к утончённости, от объекта искусства — к головоломке. Впрочем, такая встряска игроку не помешает, главное — понимать, что легко не будет. Но и скучно — тоже.