Botanicula — Природа в своём великолепии
При первом же ознакомлении с «Botanicula» нетрудно проследить взаимосвязь с другим высококлассным квестом, портированным на мобильные девайсы — «Mashinarium», что неудивительно, поскольку разработчиками обеих игр является одна и та же студия. И главные отличительные их особенности — уникальные миры, ранее казавшиеся совершенно безжизненными и представленные здесь в абсолютно других ракурсах. Если «Mashinarium» мог нам предложить вселенную, где бал правят роботы и прочие механизированные создания, то «Botanicula» — живое дерево. На поверку — обычный ствол, а на деле — целый микромир.
Как и в любом сообществе, во вселенной «Botanicula» кипят нешуточные страсти и разгорается борьба со злом. В нашем случае роль нечистой силы выполняют паукообразные паразиты, в прямом смысле высасывающие жизнь из всего живого, что подвернётся им под руку, или что там у них вместо рук. А протагонисты — вот в чём и фокус, одним героем дело не ограничивается — обычные природные обитатели дерева, сплотившиеся в команду ради выживания и защиты своего дома. Абсолютно непохожие друг на друга прутик, клубень, жёлудь, гриб и перо — эдакая пятёрка своеобразных «Стражей Галактики».
Многие элементы геймплея взяты из других игр — наша импровизированная команда передвигается в разных направлениях по ветвям дерева, встречая на своём пути множество колоритных персонажей и, как следствие, огромный простор для шуток. Пауки, овцеобразные насекомые, боящиеся звука сирены членистоногие и некое подобие жука-рыбака — сцены с этими героями заставят игрока если не расхохотаться, то уж точно улыбнуться. По большей части весь игровой процесс сводится к задаче «собрать что-либо в одном месте и донести это в другое». Впрочем, это настолько мастерски завуалировано, что практически не наскучивает.
Одна из приятных особенностей «Botanicula» — каждый из пяти героев имеет свои уникальные способности, помогающие всей группе. Так, только перо может взлететь вверх и смахнуть с ветки нужный предмет и только прутик способен растянуться, чтобы достать объект в непролазном для других месте. Довольно часто приходится выбирать, кого из персонажей отправить на конкретное задание, и результат порой доходит до комического — пока не выберешь нужного героя, будешь наблюдать за нелепыми и уморительно смешными попытками других оказаться в нужное время в нужном месте. Впрочем, у каждого здесь есть значимая роль — никаких «кушать подано».
Сами же характеры персонажей проработаны тонко и с любовью — каждый из них ощущается одновременно и как важная частичка одной большой системы, и как самостоятельная личность, способная на великие свершения. Герои умны, обаятельны, харизматичны — словом, человечны (как бы парадоксально в данном контексте это ни звучало). И это — при том, что «Botanicula» практически начисто лишена диалогов и представляет историю в качестве анимированных сценок из мыслей персонажей. И правильно — к чему отягощать игру ненужными репликами, мы все знаем в сравнении цену слова и дела.
Отдельным аспектом стоит графика. Если в других играх она служит не более чем приятным дополнением, то здесь каждый уголок экрана пропитан заботой разработчиков и вниманием к деталям, какую локацию не взять — она словно дышит, нельзя отделаться от постоянного ощущения, что вот-вот — и окажешься внутри. Прорисовка и анимация как нельзя более органично вписываются в союз с игровой концепцией, создавая неповторимую по красоте и духовности атмосферу. Вот можете ли вы припомнить иную игру, дающую возможность игроку виртуальным способом слиться с природой в единое целое?
Шанс выхода в игровой индустрии ещё одного такого же значимого продукта, как «Botanicula» — один на миллион. Да что там, и гугола будет мало — и как интернет-компании, и как числа. Сложно представить себе квест гармоничнее, бойче и одушевлённее — тут практически всё доведено до предела и соединено в один большой альянс, сопоставимый по своей ценности с кладом. Порой, наблюдая за миром «Botanicula», размышляешь, насколько же мелочно и зависимо от всего человеческое общество по сравнению с теми же обитателями древа жизни, и понимаешь, что для истинного блага размеры не важны. Важно лишь внутреннее.