По хардкору. Обзор игры Dark Souls II
Название игры: Dark Souls II
Жанр: Third-Person Action, RPG
Языки: Английский, русскиие субтитры
Разработчик: From Software
Издатель / в России: Namco Bandai Games / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Dark Souls, Demon’s Souls, Severance: Blade of Darkness, Dragon’s Dogma
Платформы: PlayStation 3, Xbox 360, PC (Windows)
Дата выхода в России: 14 марта 2014 года (консоли), 25 апреля 2014 года (PC)
Возрастное ограничение: 16+
Официальный сайт
Первая игра из серии Souls под названием Demon’s Souls вышла в феврале 2009 года. Неожиданно для самих разработчиков она получила широкую поддержку среди японских игроков, а многие американцы так заинтересовались проектом, что даже заказывали версию из Азии — в ней была предусмотрена поддержка английского языка.
До Европы Demon’s Souls добралась спустя полтора года, в июне 2010-го, став к этому времени уже культовым для многих феноменом. Сиквел появился через год и назывался Dark Souls. В отличие от первой части, на Dark Souls изначально возлагались серьезные коммерческие ожидания, поэтому проект вышел осенью 2011 во всех ключевых регионах практически одновременно — Азии, Штатах, Европе и Австралии. Этот ролевой экшен ждали с распростертыми объятиями, несмотря на то, что разработчики создали не прямое продолжение Demon’s Souls, а скорее «духовного наследника».
В августе 2012 появилась Windows-версия Dark Souls: Prepare to Die Edition, которая быстро стала одной из популярных игр в цифровом каталоге Steam (обзор этой версии доступен по ссылке). Основная мораль истории такова: серия нашла свою нишу и аудиторию, оказавшись даже более востребованной, чем разработчики смели надеяться. Благодаря двум частям DS, третья игра в серии ролевых экшенов Souls превратилась в один из самых ожидаемых проектов 2014 года. И возложенные на Dark Souls II ожидания в полной мере оправдались. Мы получили хит.
Предыдущие части DS заработали популярность благодаря созданным с большой фантазией боссам, экстраординарной сложности, сравнимой с играми I Wanna Be The Guy и Mega Man, а также благодаря поистине необычному подходу к сетевой игре. Местный мультиплеер позволял устраивать PvP-дуэли в мирах чужих игроков, врываясь к ним и навязывая вооруженный конфликт. Также можно было оставлять другим игрокам подсказки и ловушки в виде текстовых посланий, разбросанных под ногами и нацарапанных на граните.
Dark Souls II взяла экстракт из лучшего, что было в предыдущих частях Souls. Третья игра стала не просто «самой интересной и разнообразной», но наконец-то разбавила серию полноценным сюжетом, за которым можно следить не только по обрывкам записей и загадочным диалогам.
Действие DS II происходит в новом для серии царстве — Дранглике. Это королевство пришло в упадок, и герой становится свидетелем заката Дранглика. Нечто подобное было и в предыдущих сериях, где герои путешествовали по обломкам Болетарии и населенных мертвецами локациям Лордрана. Прямой сюжетной связи с предыдущими частями, к слову, не предусмотрено — вместе с новым миром игрокам доверили нового протагониста, который не является ни родственником, ни последователем предыдущих «избранных». Известно, однако, что Лордран и Дранглик находятся в одном общем сеттинге.
Герой прибывает в Драглик для того, чтобы излечиться от собственного проклятья. Персонаж понемногу теряет человечность вместе с воспоминаниями, рискуя превратиться в «полого». Быть полым в мире Dark Souls означает тяжкое бремя — влачить существование живого мертвеца, то есть человека без воспоминаний, цели и какого-либо смысла, помимо убийства еще не свихнувшихся людей. Изменить эту судьбу помогут лишь души, которые безымянному герою потребуется собирать по ходу игры.
В начале игры герой знакомится с прорицательницами — тремя старухами в красном. Они помогают протагонисту вспомнить часть своего прошлого, включая имя, пол, классовые и расовые особенности. Таким изящным образом в игре реализован процесс генерации персонажа. Из 8 представленных классов персонажей шесть перешли из прошлой части: воин, рыцарь, бандит, знахарь, волшебник и обездоленный. Два класса полностью новые, и это «мечник» и «исследователь». Мастер меча способен сражаться с оружием в каждой руке, не испытывая штрафов и ограничений, а путешественник стартует с большим количеством полезных базовых предметов, которые дадут ему неплохую фору на первых порах.
Следует внимательно отнестись к процессу создания своего персонажа — например, взяв мечника, игроки откажутся от полноценной возможности использования щитов. Брать их в руки по-прежнему разрешено, но эффективность будет значительно снижена. А без надежного щита в мире Dark Souls выживать ой как сложно… В предыдущей части DS на старте разрешалось выбрать из 10 разных классов, однако различия между 8 типами героев в DSII ощущаются намного сильнее.
Чуть позднее герой прибывает в полузаброшенную деревню Маджула, расположенную на краю обрыва, и узнает о возможности спасти свою пропащую душу — для этого ему необходимо сохранять свою человечность, собирая души павших врагов, и найти Четыре Великих Души, которые охраняются опасными боссами. А еще позднее по сюжету герою уготована встреча с бывшим правителем Дранглика, королем Вендриком, который превратился в потерявшего рассудок зомби-исполина. И именно души помогут персонажу стать сильнее, так как используются как валюта для покупок оружия и брони, и как очки для улучшения параметров.
Геймплейная основа Dark Souls II — экшен с видом от третьего лица, практически такой же, как в серии Gears of War или Dragon’s Dogma, но созданный с прицелом на средневековое оружие и магию. Герой бродит по обширным локациям, сражается с огромным количеством монстров и ищет скудно разбросанные предметы. Ключевой особенностью игры так и осталась абсолютно бескомпромиссная сложность. Ее дополнили новой механикой — отныне каждая гибель уменьшает максимальный запас здоровья на 10% и обезображивает внешность героя. Если часто умирать, то линейка здоровья снизится до 50% (до половины!) от общего запаса, персонаж будет неотличим от «полых» зомби-врагов, а играть станет еще тяжелее.
Некоторые предметы помогают минимизировать количество снижаемого здоровья или повысить порог минимального штрафа за смерти, но любая смерть в любом случае будет приносить дискомфорт. Погибнув, герой теряет все заработанные души, но они остаются на месте смерти. Сможете добраться и забрать их без приключений — вернете, а в случае повторной смерти весь запас исчезнет навсегда. Правила Dark Souls II суровы, и обмануть их не удастся.
Кукла в форме человека, впервые подаренная одной из ведьм-прорицательниц — еще одна новинка этой части. Куклы позволяют мгновенно возвращать человечность и восстанавливать попранное здоровье, но встречаются редко, поэтому их следует беречь до возникновения острой необходимости.
Казалось бы, самая востребованная часть Dark Souls должна была стать ближе к массовому игроку — например, добавить уровни сложности с поддержкой «легкого» и «нормального» режимов. Вместо этого разработчики еще больше усложнили игрокам жизнь: монстры на локациях возрождаются ограниченное количество раз, поэтому «фармить» души до бесконечности, как в прошлых частях Souls, стало невозможно.
Уже в Маджуле начинаются первые сложности — миниатюрные свинки забивают неподготовленного игрока до смерти, а находящийся поблизости алтарь, которому герой может при желании помолиться, сделает игру вдвое сложнее и заставит боссов убивать игрока с одного удара. Как вам такой расклад? Игра быстро дает понять, что слабым, неумелым и нетерпеливым воинам делать здесь нечего, мол: «Убирайтесь-ка подобру-поздорову в другие игры с настраиваемой сложностью».
Несмотря на тяготы игрового процесса, который даже на стартовой локации умудряется подкидывать многократно более сильных противников-троллей, бросать игру сразу не хочется. Даже вопреки большому количеству смертей. Ведь Dark Souls II — это история о преодолении трудностей, таких как комната с пятью баллистами, направленными на вход в помещение, или колесница, мгновенно убивающая в узких коридорах подземелья. Игра всегда учит аккуратности в мелочах — мы заучиваем типы атак боссов, как в старых 8-битных платформерах типа Mega Man 6, чтобы потом победить какого-нибудь Хозяина Драконов в честном бою 1-на-1, заработав заодно приятную «ачивку».
А если боссы никак не поддаются, всегда можно воспользоваться помощью других игроков — выставить в настройках опцию, позволяющую приглашать других игроков в собственный мир. Правда, не всегда они готовы помогать и зачастую больше заинтересованы в убийстве вашего персонажа. Между прочим, в игре еще с первой части Demon’s Souls сохраняется система подсказок другим игрокам, которые можно оставлять на разных поверхностях в мире DS II. Самые полезные послания разрешено «одобрять», увеличивая их внутриигровой рейтинг и сохраняя неудаленными. Хотя польза от них, по большей части, вполне сомнительна — намного полезнее выглядит навык «сканирования» пятен крови. Они показывают последние секунды жизни героя, который умер в этом месте. На чужих ошибках можно сделать пару ценных выводов о ловушках или ждущих впереди монстрах, сохранив заработанные души и человечность в целости.
Без сомнения, сюжет в Dark Souls II стал на порядок качественнее, чем раньше, так как сюжетные видео создают нужную интригу, а боссы типа исполинского дракона теперь уместнее вплетены в контекст повествования. Думаем, что и сами боссы стали на порядок интереснее — таких злодеев, как двухголовую паучиху Фрею, «Зеркального рыцаря» с возможностью призыва других живых игроков и гиганта, сражающегося своей оторванной культей, в серии еще не было.
Нарекания во всей истории с Dark Souls II вызывают две вещи: графика и консерватизм. В графическом плане DS II похожа на неплохо доработанную версию Dark Souls, и посторонний человек даже не найдет значимых отличий. К сожалению, приходится констатировать, что игроделам из From Software стоило потрудиться над графикой более усердно. Однако версия для PC, релиз которой запланирован на 25 апреля, выглядит значительно лучше — текстуры и освещение там качественнее, а framerate выше. Проще говоря, на PC игра выглядит куда приятнее, чем консольные аналоги.
Консерватизм — отдельная тема. Игра крайне сдержана в плане нововведений, и нам сложно однозначно сказать, хорошо ли это. Японцы планировали угодить в первую очередь поклонникам предыдущих двух частей, и это им, без сомнения, удалось. Однако каких-то принципиально новых идей, которые двигали бы серию вперед, реализовано не было. Почти все новые трюки направлены на доработку старых, неотшлифованных моментов — например, теперь между кострами можно телепортироваться, а раньше приходилось бегать пешком. Вместо нововведений авторы, по сути, провели работу над ошибками — даже часть локаций DS II заметно перекликается с картами из прошлых частей.
Впрочем, все эти недостатки слишком второстепенны по сравнению с ощущением вызова, брошенного игрой — даже первый босс тут как перчатка, кинутая в лицо с надменным смешком. Сдашься или останешься и победишь? Такой суровый выбор предлагают не многие игры, а победы в Dark Souls II оттого столь сладкие, что никаких компромиссов и поблажек не будет. Вообще никому. Готовьтесь страдать, чтобы стать сильнее и познакомиться с Вендриком лично.