Опыт не пропьёшь. Обзор игры Max Payne 3
Название игры: Max Payne 3
Жанр: Third-Person Shooter, Action
Разработчик: Rockstar Studios
Издатель/в России: Rockstar Games/«1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Max Payne 2, Stranglehold, Uncharted 2 & 3, серия Dead to Rights
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 18 мая 2012 года (консоли), 1 июня 2012 года (Windows)
Официальный сайт: http://www.rockstargames.com/maxpayne3/
Разработка третьей части Max Payne действительно затянулась. Первая игра в серии вышла в 2001 году и стала фантастическим успехом для молодой студии Remedy. Заработанные «Максом» деньги позволили к 2003 году создать сиквел, в котором игра из криминального триллера превратилась вдруг в любовную историю на фоне боевика категории «А». Вторая часть представила Макса драматическим героем, страдальцем, чей лучший друг Владимир Лем оказался предателем и казнил его любовницу Мону Сакс.
Титры в конце игры обещали новую порцию приключений, но авторы предусмотрительно обошлись без дат. Ждать Max Payne 3 пришлось так долго, что главный герой ушел в запой. Да-да, к третьей части бравый экс-детектив превратился в алкоголика. Подготовка игроков к этой непростой новости происходила поэтапно — разработчики из Rockstar еще до выпуска триквела опубликовали комикс After the Fall, связывающий воедино историю всей серии и подводящий финал второй части к событиям третьей. Попутно комикс рассказывал о детстве Максима и ранее неизвестном трагическом повороте в его карьере.
Вслед за комиксом вышла игра Max Payne Mobile — перенос первой части MP на «айфоны» с использованием системы помощи при прицеливании. Надо заметить, что эта особенность переехала в третью часть почти без изменений. Лишь после этой «бомбежки» дополнительными продуктами разработчики отпустили MP3 в большой мир. Очевидно, что для компании Rockstar Games игра стала необычайно важным проектом — последний раз столь масштабная рекламная кампания сопутствовала игре GTA 4. Долгое ожидание стоило получившегося результата, ведь годы работы над MP3 позволили создать «интерактивный фильм» — нечто на стыке кино и видеоигр, и вместе с тем один из лучших боевиков в истории. Грамотная подача сюжета за счет роликов, в которых игроки участвуют сами, действительно позволила сделать нечто вроде «играбельного кино», проекта калибра Heavy Rain.
История третьего «Макса» начинается спустя девять лет после событий MP2. Похоронив свою жену, дочку и любовницу, бывший коп Пейн спасается от отчаяния дешевым виски Kong и закусывает ежедневный алкоголь порциями болеутоляющих таблеток. Однажды во время пьяной ссоры в баре он убивает сына главного мафиози штата Нью-Джерси. Разъяренный папаша устраивает на него охоту по всему Хобокену, и в итоге протрезвевший от ужаса Пейн вынужден бежать из города. Его новым пристанищем становится бразильский Сан-Паулу, где с помощью связей старого приятеля Рауля Пассоса бывший коп получает место главного телохранителя семьи миллионеров Бранко.
К несчастью для Пейна, вскоре разбойники похищают супругу работодателя и Макс вместе с напарником Пассосом начинают охоту на бразильский криминалитет. Во время спасения «принцессы» Пейн оказывается свидетелем тайного сговора террористов и полицейских. Итог закономерен — проигнорировать беспредел он не может, а одна из глав иронично названа «Великий американец, защитник обездоленных».
По накалу событий захватывающий сюжет сравним с центральной сюжетной драмой GTA 4 — ощущается влияние мастеров и участие в сценарии знаменитого Дэна Хаузера, ранее создавшего сценарную базу для Red Dead Redemption и нескольких частей GTA. Благодаря удачной идее Хаузера, мы сыграем и за Макса, вставшего на путь трезвости, и за тяжелого алкоголика, который имел неосторожность связаться с мафией: игра ловко переключается между событиями прошлого и настоящего.
Для третьей части авторы не скупились на разнообразие: Макс побывает не только в элитных домах богачей Сан-Паулу, но и собственными глазами исследует нищие бразильские кварталы, вернется назад во времени в Нью-Джерси, сразится с террористами в Панаме и фавеле Нью Эсперанца. Приоритет отдан постоянной смене локаций и ситуаций — ничто здесь не повторяется дважды, каждая новая глава сулит новый раунд борьбы за жизнь и за правду, к которой Пейн паровозом мчится всю игру, ради нее завязав даже с выпивкой. В этом смысле Max Payne 3 очень близка к серии Uncharted — здесь тоже есть фавелы, поиск сокровищ (деталей золотого оружия), стрельба из укрытий и решение неприятностей в самых неожиданных местах мира.
Все злоключения мы проживаем непосредственно в шкуре Пейна — подчас управление на середине ролика переходит к игроку и дает нам собственными руками пустить пулю в грудь дерзкого юнца Тони ДеМарко или, например, отобрать мачете у опасного босса. Меж тем, при всей зрелищности игра умудряется хорошо показывать себя в жанре шутера — игровая механика явно заточена под получение удовольствия от стрельбы во врагов. Вряд ли кого-то оставит равнодушным реалистичная физика тел, доработанная по следам GTA 4, и детальные пулевые ранения на врагах.
С головы до пят игра является сложным шутером «старой закалки», требующим концентрации усилий и фантазии для успешного прохождения миссий. При ближайшем рассмотрении MP3 состоит из бесконечного набора комнат с врагами и периодических погонь на катерах и автобусах с расстрелом противников. Никаких головоломок и в помине нет, и большее, чего ждут в этом мире от игрока — удачно выстрелить в канистру с керосином, около которой кучкуются враги. Принципы игры просты, но боже, до чего хороша реализация перестрелок и гангстерская тема в целом!
Выжить без использования укрытий в MP3 невозможно, и потому прятки за предметами обихода являются основой игрового процесса. Засев за чем-нибудь прочным (у разных материалов свои особенности, и некоторые укрытия не защитят от пуль), нужно аккуратно высовываться и подстреливать пользующихся тем же трюком гангстеров. И бразильских полицейских, кстати, тоже — ближе к концу игры Макс объявляет войну не только мафии двух стран, но и всей полиции Сан-Паулу. Традиционно для серии вернулась функция замедления времени и патентованная фишка shootdodge — способность Макса стрелять в прыжке, благодаря которой он одновременно уклоняется от чужих пуль и замедляет ход времени. Эта особенность объясняется молниеносными рефлексами Пейна, которые он не смог пропить даже за много лет безудержного пьянства.
Но кое-как его алкоголизм на игре сказался — по экрану иногда пробегают разноцветные пятна и линии, мелькающие в качестве вспышек в конкретные игровые моменты. Особенно на них богата миссия, связанная с первым за много лет похмельем — «Похмелье, уготованное самой Матушкой-Природой». Понятное дело, ко времени завязки с алкоголем число вспышек снизится, но ломку игроки на себе обязательно почувствуют. Пейн вообще будет развиваться у них на глазах, и игра с его участием наглядно покажет, как герой переборол отвращение и ненависть к себе (он винит себя в смерти близких), найдя занятие по душе: трилогия завершает нуар-историю Макса Пейна тем, что он находит свое призвание в роли «Крепкого орешка», добродетельного супергероя.
Несмотря на новое амплуа героя, по содержанию триквел оказался достойным наследником второй части. Сюжетная линия постоянно удивляет, подкидывает абсурдные приключения вроде езды с неспособной вести автобус беременной девушкой и расстрела толп недовольных полицаев. Устроено всё пиротехническое шоу именно так, чтобы игроку самому хотелось убивать красиво — как-никак лучшие убийства поощряются удачными ракурсами. Печалит лишь то, что ради реализма создатели MP3 сделали протагониста немного тяжеловесным и нерасторопным, будто нет уже той прыти, на которую он был способен в 2003-м. И вот её-то не хватает.
Сюжета, пускай и блистательного, хватит ненадолго — даже в свете дополнительных уровней сложности «хардкор» и «олдскул», каждый из которых открывается после прохождения более простого, пробежать игру можно за 8-9 часов. Впрочем, это все равно больше, чем предлагал любой из предыдущих выпусков. По сравнению с ними, увеличилась не только длительность игры, но и разнообразие факультативных развлечений. В придачу к 14 сюжетным миссиям приложены такие занятия как «Аркада» и «Сетевая игра».
Аркада позволяет повторно пройти по местам славы из сюжетной истории, но с изменившимися условиями игры. Так, в режиме «Время не ждет» на прохождение уровня дается минута, а дополнительные секунды зарабатываются убийством врагов. Причем за красивые убийства времени выдается больше. Второй режим с игрой на очки в теории скучен — казалось бы, опять всё то же смертоубийство. Но только вместо стандартного Пейна разрешено выбрать модель его героя из первой части или чуть более постаревшую из второй. Также каждый игрок попадает в таблицу мировых рекордов, и есть стимул соревноваться со всеми остальными. Награждают в «Игре на очки» за длинные серии убийств, замедления и прыжки, поэтому скучно в любом случае не будет. Только со свирепой сложностью придется смириться — в этом отношении MP3 близок к недавнему Serious Sam 3 и тоже является испытанием нервов на прочность.
Немного сгладить трудности от высокой сложности (требуется быстро реагировать и метко стрелять) призвана новая, опробованная еще в MP Mobile система помощи с прицеливанием. Перед началом игры на выбор даются свободное наведение, а также «мягкий» и «жесткий» захват. Мягкий захват подтягивает прицел к врагу, если находится достаточно близко к нему, а жесткий вообще позволяет переключаться между врагами одной кнопкой — Пейн практически наводится сам и мы в состоянии лишь скорректировать мушку прицела на тушке врага. Играть становится намного проще, но в этом режиме многие трофеи недоступны, и разработчики словно намекают: «Извольте играть со свободным прицелом».
Также в MP3 дебютировала функция «Последний шанс» — если у Пейна в карманах остались таблетки и он получает смертельное ранение, то во время падения время замедляется и брутального охранника разворачивает в сторону обидчика. Если успеть расстрелять киллера до того, как Пейн рухнет на пол, то здоровье автоматически восстановится за счет одной упаковки транквилизаторов и казни врага. Число перезагрузок благодаря этой особенности заметно сократилось по сравнению с прошлыми играми.
Для сетевой игры также разрешено выбирать между свободным прицелом и мягким захватом. Причём игроки с разными настройками попадают на разные игровые серверы — большинство почему-то предпочитает играть с «костылями» и берет себе в помощники мягкий прицел. Всего сетевая игра содержит четыре режима: от классической «Перестрелки» и «Командного боя» до вариации «Царя горы», в котором Пейн и Пассос отбиваются от стаи игроков, обладая увеличенным запасом здоровья, хорошим оружием и бонусными возможностями. Разработчики обещают поддерживать мультиплеер с помощью новых карт и миссий для кооперативной игры. Некоторые из дополнений уже доступны в PSN и XBLA, а график выхода еще шести DLC-наборов расписан вплоть до осени 2012 года.
До выхода пятой части GTA главной игрой Rockstar останется Max Payne 3. Более того, для всей серии MP третья часть оказалась очень важной вехой: она включает в себя все те возможности и тот опыт, которые дарили прошлые выпуски, но делает это в актуальном формате, со сногсшибательной графикой и анимацией и с еще более человечным, чем раньше, грешным героем. Новому Пейну легче сопереживать, история с его участием сильнее завораживает.
Даже пресыщенность киношными штампами не вредит восприятию мира Max Payne 3 — только тут возможна ситуация, когда сначала копаешь себе могилу, а спустя несколько минут на всех парах спасаешь беременную красотку от батальона полиции. Результат заслуженно завоевал симпатии игроков. Это сразу и киноистория с возможностью личного участия, и экшен с достоверными перестрелками и желанием докопаться до правды — «чем же все-таки эти бразильские миллионеры провинились»? Вот поэтому не стоит списывать старого, вдоволь хлебнувшего горечи американца со счетов.