Увидеть Мордор и уцелеть. Обзор игры Middle-earth: Shadow of Mordor
Название игры: Middle-earth: Shadow of Mordor («Средиземье: Тени Мордора» в РФ)
Жанр: экшен
Языки: английский, русский (субтитры и интерфейс)
Разработчик: Monolith Productions
Издатель: Warner Bros. Games
Похожие игры: Batman: Arkham City, Assassin’s Creed IV: Black Flag, Far Cry 3, Infamous: Second Son
Платформы: PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
Дата выхода в России: 03 октября 2014 года
Возрастное ограничение: 18+
Официальный сайт: https://www.shadowofmordor.com
В копилке компании Warner Bros. Games немало достойных игровых сериалов. Среди них одним из наиболее популярных является серия игр о Бэтмене — Batman: Arkham Asylum, Arkham City, Arkham Origins и т.д. В 2012 году WB Games приняла решение воплотить геймплей и некоторые идеи серии Аркхем в вымышленном мире Арда. Точнее, в его прославленном регионе под названием Средиземье, который когда-то был воспет в книгах великого писателя Дж. Р.Р. Толкина.
В итоге создание лучшей современной игры по миру Средиземья доверили студии Monolith. Не цепляясь за наследие «Властелина колец», разработчики выполнили предельно сложную задачу — придумали с нуля нового и не очень-то занудного героя, сочинили для него драму и втиснули ее развернутую историю между двумя кинотрилогиями Питера Джексона.
Действие «Теней Мордора» разворачивается за полвека до начала событий «Властелина колец». Вулкан Ородруин пока еще спит, земли Мордора не покрыты толстым слоем пепла и живыми «фабриками» нежити, а Саурон еще не стал всемогущим воителем сил зла. Тем не менее, Мордор уже снискал славу самого «криминального» региона Средиземья. На гондорскую крепость, которая блокирует Черные Врата Мордора от вторжений во внешний мир, нападают элитные войска Саурона.
Главный герой — гондорский следопыт Талион, который снискал себе славу одного из лучших рейнджеров Гондора. Талион вместе с сыном отчаянно сражаются, пытаясь сдержать натиск уруков, но взятая в плен жена Талиона вынуждает его сложить оружие. На глазах у Талиона некий чародей убивает сначала сына, затем жену, а в итоге и самого чемпиона… Этот злодей — приспешник Саурона по прозвищу Черная Рука, придуманный специально для игры.
Но со смертью протагониста история не заканчивается. Талиона отвергает сама смерть, и в тело рейнджера вселяется призрак великого эльфийского кузнеца и ювелира — Келебримбора. Именно этот эльфийский мастер создал три кольца власти по напутствию Саурона в образе прекрасного эльфа, а впоследствии вынужденно помог злодею завершить работу над Кольцом всевластия.
Параллельно с историей вендетты Талиона, игра «Средиземье: Тени Мордора» рассказывает еще и историю Келебримбора — владыки Эрегиона, который вместе с семьей погиб от рук Саурона. Таким способом Middle-earth: SoM преподносит свой первый большой сюрприз: главных героев двое, но они делят одно общее тело воскресшего Талиона. Келебримбор объясняет Талиону, что его воскрешение — не случайность. Вместе им предстоит нарушить планы Саурона, собирающего в Мордоре огромную армию в преддверии большой войны из «Властелина колец», попутно отомстив за смерть близких. Келебримбор при этом также хочет вернуть утраченные воспоминания о своем эльфийском прошлом.
Для красочной истории авторы не пожалели именитых участников — вы уже знаете, что встречи с Сауроном не миновать, но такого злодея, как молодой Саурон в облике эльфа-самаритянина, поклонники Средиземья еще не видели. Среди других действующих лиц нам обязательно встретится Голлум, поручения которого двигают сюжетную линию вперед, прекрасная Галадриэль и напутственный голос Сарумана. Само собой, список участников не исчерпывается этими героями, и авторы придумали немало новичков типа бывшего рейнджера Хиргона или дикарки Литариэль, судьба которых напрямую зависит от Талиона.
С точки зрения геймплея Middle-earth: Shadow of Mordor практически полностью копирует серии Assassin’s Creed и Batman: Arkham. Игроку дана т.н. «песочница» — небольшой регион Мордора, который расширяется по мере нашего продвижения по сюжету. Игровой процесс не без основания кажется настоящей калькой с других игр о супергероях в открытом мире, ведь Талион с помощью магии своего мертвого друга способен замедлять время, становиться невидимым, создавать волшебные стрелы буквально из воздуха и подчинять врагов своей воле.
В Middle-earth: Shadow of Mordor есть все развлечения, на которые вправе рассчитывать игрок — охота на элитных монстров, сбор артефактов, спасение рабов и захват волшебных вышек. Побочных заданий много, но главное не это, а то, что начисто скопированная из «Бэтмена» боевая система развлекает сама по себе — всегда можно отвлечься от главной истории и просто исследовать карту, прокачивая героя и собирая скальпы уруков.
К слову, раз уж речь зашла о скальпах. У дуэта героев есть два дерева навыков. Боевые способности рейнджера ориентированы на навыки физического урона — повышение силы критических ударов, казнь жертвы в бою, прыжки через врага, парализующие его, брутальное избиение противника, убийства с помощью QTE-событий и даже отправка «черной метки» вражескому капитану. Перед штурмом укрепленных районов уруков не повредит подлить яда в орочьий алкоголь, используя навык ассасина «Яд».
Дерево умений фантома, Духа Мести, построено вокруг загробной магии. Телепортация на короткие расстояния, ускорение, различные способы контроля над врагами и представителями местной фауны — лишь малая часть того, что получает адепт запретной среди живых магии. Некоторые из умений обеих веток, связанных с нейтрализацией врагов, дублируют друг друга, тем не менее, боевой потенциал комбинации Талион/Келебримор стремительно растет по ходу игры, а возможность передвигаться на животных верхом напоминает о слонах из Far Cry 4 и лошадях Assassin’s Creed 3.
К самым полезным навыкам относится и рентгеновское зрение, подсвечивающее всех врагов через стены. С его помощью можно изучить все интерактивные объекты поблизости, например, клетки с кошками-карагорами или грагуами, местными «зверюшками», которых до ужаса боятся некоторые из орков, или же посмотреть на отношение врагов к нам — от настороженного, когда враги разыскивают Талиона, до панического, стоит нам уничтожить их командира.
Одна из самых интересных находок «Средиземья» — игровая система Nemesis, и пожалуй, она вправе претендовать на новое слово в жанре игр-«песочниц». В армии орков есть иерархическая система: помимо трех слуг Саурона, которые выступают сюжетными боссами, есть пять военачальников уруков и два десятка капитанов, которые могут занять место военачальников. У всех капитанов есть свои слабые и сильные стороны, а также «презентационные речи». За разнообразие этих лиц отвечает Nemesis, по сути — генератор случайных боссов.
Секрет системы в том, что она неплохо создает иллюзию живого мира — место убитого нами капитана в мире «Теней Мордора» может занять любой недобитый нами орк. Кроме того, наши враги получают повышения, если убивают Талиона, и готовы встретить вновь воскресшего рейнджера с каким-нибудь издевательским приветствием. Часть событий происходит за кадром, без нашего прямого участия, но все капитаны запоминают предыдущие встречи — умерли ли мы от их рук, сбежали от них или избили, но не добили до конца. Некоторые особо мощные монстры даже в состоянии «перебираться» в игровые сессии других Steam-друзей, и за убийство особо мощных уруков поощряются все причастные.
Nemesis запоминает все наши решения, а поиск новых жертв среди офицерского состава уруков прост — достаточно захватить живьем доверенное лицо и с помощью таланта Келебримора «просканировать» его воспоминания. Впрочем, мертвый эльфийский призрак способен на большее, ведь его волшебные чары способны провоцировать примерно такие же бесчинства, как в Watch_Dogs: например, стравливать между собой врагов, не вмешиваясь в конфликт напрямую. Да воинственные орки и сами периодически устраивают драки «стенка-на-стенку», так что Талион вправе или вмешаться, или просто промотать время, доверив игре выбор и повышение победителя в схватке.
Middle-earth: Shadow of Mordor сильнее всего напоминает о предыдущих запусках новых, важных для жанра «экшен-песочниц» сериалов, типа Assassin’s Creed или Watch_Dogs. Первые части этих игр, как и «Средиземье», содержали инновационные элементы геймплея, но были экспериментальными с позиции грамотного использования этих элементов. То есть идея крута, а воплощение в игре до ума не доведено.
Та же проблема есть в новом творении Monolith. «Теням Мордора» не хватает лоска и, временами, разнообразия — есть ощущение, будто игру доделывали в спешке и потому сделали преступно мало запоминающихся локаций и схваток вне сюжетной линии. Претензия раскрывает себя уже к середине игры. В целом, достоинств у «Средиземья» куда больше, чем недостатков, и до выхода Batman: Arkham Knight приключения Талиона наверняка удержат титул лучшей игры Warner Bros.