Сладких снов, братцы! Обзор Mario & Luigi: Dream Team Bros
Название игры: Mario & Luigi: Dream Team Bros
Жанры: Ролевая игра, Приключение
Разработчик: Alpha Dream
Издатель: Nintendo
Похожие игры: Super Mario RPG, Mario & Luigi: Bowser’s Inside Story
Платформа: 3DS, 3DS XL
Дата выхода: 12 июля 2013 года
Возрастное ограничение: 0+
Официальный сайт: http://www.nintendo.ru/-/Nintendo-3DS/Mario-Luigi-Dream-Team-Bros--762456.html
Двое усатых итальянцев в рубашках красного и зеленого цвета, Марио и Луиджи, давно снискали себе славу главных символов компании Nintendo. Вернее, вся слава постоянно доставалась Марио, а Луиджи из-за своей трусоватой натуры 25 лет подряд был на вторых ролях. Заметив это, Nintendo объявила 2013-й «Годом Луиджи» по своему корпоративному календарю, а затем сосредоточилась на выпуске игр, в которых младший братец играет ведущую роль.
Ранее в этом году уже вышли Luigi’s Mansion 2 и New Super Luigi U, а Mario & Luigi: Dream Team Bros стала самой поздней и наиболее примечательной игрой этого списка. Чтобы понять, почему мы так считаем, будет уместна небольшая историческая справка. Итак, в 1996 году компания Nintendo в сотрудничестве со Square выпустила судьбоносную игру Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars. Она стала первой ролевой игрой во вселенной Грибного королевства и, будучи проектом от создателей Final Fantasy, многое позаимствовала у популярной поныне серии FF.
Из-за разрыва отношений Nintendo и Square, Super Mario RPG не получила продолжения, но породила два новых сериала, которые унаследовали многие черты оригинала: Paper Mario и Mario & Luigi. Четвертая игра серии о похождениях бумажного Марио вышла в 2012 году, а серия M&L до недавнего времени насчитывала лишь три части — одну на GBA и две на DS. Четвертый выпуск Mario & Luigi появился летом этого года, спустя 4 года после предыдущего M&L: Bowser’s Inside Story. Похоже, ролевым играм о братьях-супергероях, начинавших свою игровую карьеру в качестве водопроводчиков, сопутствует волшебная цифра «4».
Третья часть M&L: Bowser’s Inside Story получила множество «девяток» и «десяток» от авторитетных изданий, что позволило ей войти в золотой фонд лучших игр консоли Nintendo DS. После такого головокружительного успеха анонса новой части ждали с нетерпением, ведь из двух наследников Super Mario RPG к оригиналу ближе оказалась именно серия M&L. Она похожа на полноценную ролевую «бродилку» больше, чем любые части Paper Mario с их линейным делением на уровни. К слову, новую игру Dream Team Bros о путешествиях во сне и наяву создали те же разработчики, которые трудились над всей трилогией M&L — студия Alpha Dream.
Из-за того, что Dream Team Bros является прямым продолжением Bowser’s Inside Story, она с первых же минут использует некоторых второстепенных персонажей из прошлой части (типа усатого француза-кубоида). Ну а ключевые герои сериала, включая злодея Боузера и фею Старлоу, само собой, пришли на праздник в обязательном порядке. Фанаты не будут разочарованы.
Сюжет M&L: DTB впервые за историю серии затрагивает тему сновидений. Принцесса Пич, правительница Грибного королевства, получает загадочное приглашение на остров Засыпайя от профессора Храпштейна. Вместе с принцессой, ее подданными (тоадами) и дворецким Тоадсвортом на остров в дирижабле-«храполете» отправляются Марио и Луиджи. Засыпайя пропитан загадочной энергией, которая прямо-таки уносит его жителей в мир грез. Недотепа Луиджи еще в полете умудряется чудом уснуть, и видит кошмар, как на храполет нападает таинственный монстр, сшибая всех туристов с палубы в открытое небо.
Вскоре оказывается, что Луиджи попросту заснул и увидел один из своих фантастичных снов. Однако в стране Засыпайя даже кошмары оказываются вполне материальными. Народ засыпайя, некогда населявший одноименный остров, исчез таинственным образом. Новые хозяева острова пытаются превратить его в туристический курорт, и развлекают жителей Грибного королевства изо всех сил. У Луиджи вскоре обнаруживается дар к соединению мира грез с реальным миром, и стоит ему только заснуть на одной из «особых подушек», как он создает портал между двумя мирами. Из открывшегося портала вылезает некое чудище, утаскивая принцессу Пич назад, в свой мир глубоких кошмаров. Марио вынужден отправиться за бедняжкой в царство сна, где фантазии изменяют реальность самым неожиданным образом. Но не фантазии Луиджи, а грезы других, по-настоящему страшных обитателей этих снов: нетопырей.
Пока Луи мирно похрапывает, лежа в «реальном мире» и отображаясь на нижнем экране консоли, Марио должен расхлебывать проблемы в мире вымышленном. Для этого ему помогает Луиджи-баюн — сновиденческая версия Луи, которая превосходит свой оригинал во всем и существует только в снах. Таким образом, ответственность вновь ложится на плечи «итальянца в красном», действующего в мире снов лично от своего лица, однако и роль Луиджи в обоих мирах нельзя недооценивать — похрапывая, он геройствует на равных с Марио.
По ходу приключений Марио побывает в глубинах подсознания своего младшего брата, где постигнет его сокровенную мечту: никогда не уступать старшему брату и всегда ему помогать. Вскоре детали путешествий по двум мирам собираются в единое целое, и мы выясняем, что злобный демон Мракула (он приснился Луи в начле игры) заточил души всех засыпаек в мире снов, а в реальном мире они превратились в каменные подушки. Каждая окаменевшая подушка олицетворяет свой уровень-сон с заточенным персонажем древнего народа, душа которого помещена в обломки кристалла от Камня кошмаров.
В какой-то момент дорогу героям переходит сам Мракула, новый для серии злодей, в образе летучей мыши с немецким акцентом. Чуть позже он объединяется в непобедимую команду с вечным врагом Марио, злобным Боузером. Но вот вместо традиционного плана по похищению Пич эта парочка злопыхателей собирается поставить на колени весь мир. У братьев Марио появляются новые союзники — принц Dreambert, король всех засыпаек, и мудрец Eldream, старейший из народа засыпайя. Принцесса к этому времени уже спасена, и братья переключаются на более важную миссию по освобождению острова от новой тирании. И, как вы поняли, сюжет полон сюрпризов и внезапных камео (появлений персон из предыдущих частей). В этом смысле DTB перещеголяла даже M&L: BIS.
Играть не менее интересно, чем следить за классным сюжетом. Игровой процесс обеспечивает должный уровень разнообразия за счет постепенного обновления различных элементов игры: атак, спецприемов, значков, боссов, и даже оживающих благодаря Луи-баюну предметов из мира грез. Поначалу «ролевой Марио» слегка раздражает тем, что игра принудительно нянчится с игроком по любому поводу, навязывая избыточное количество инструкций и обучений, гоняя по всем меню и сообщая очевидные вещи.
Враги слабы, локации замка Засыпайя скучны, герои владеют только техникой прыжка на врага сверху — увы, начало игры держится в первую очередь в надежде на дальнейший сюжет. Впечатления от геймплея улучшаются по мере продвижения по истории снов и изучению псевдо-открытого мира Dream Team Bros, появлению совместных атак братьев и т.д. Кстати, как и в играх специфического поджанра Metroidvania, герои не смогут попасть в некоторые регионы, пока не изучат полезные способности: не найдут молотки для разлома камней или не научатся нырять под землю.
Игровой процесс условно разделяется на три составные части: изучение острова Засыпайя наяву, путешествия внутри снов и бои с монстрами, которые происходят в обоих мирах. На локациях острова спрятано немало секретов, и можно долго бродить по просторным зонам, общаясь с потешными и комичными персонажами. При этом игра отражает изометрический вид на происходящее, благодаря которому заметны мельчайшие детали мира Dream Team Bros.
Во время путешествий Марио и Луиджи-баюна по миру снов перспектива изменяется на двухмерный вид сбоку (2D). В мире снов на нижнем экране, как вы помните, отображается спящий Луиджи, и для выполнения снотворных задачек частенько требуется его беспокоить: подергать за усы, покрутить по часовой стрелке его нос-картошку или придержать его шляпу во время вихря, вертя саму консоль 3DS в пространстве. Многие трюки выполняются стилусом и сделаны с фантазией, помогая Марио проходить каверзные места в мире снов.
Наконец, бои. Пошаговая система боев является еще одним украшением игры. Во время схваток братьям требуется по очереди выполнять атаки, нажимая кнопку А (и для атак Марио, и для защиты от врагов) и кнопку B (для Луиджи). Иногда братья могут атаковать одновременно, забрасывая врагов огненными шарами, но, как правило, всеми участниками соблюдается своя очередность боя. Первыми ходят те, у кого выше параметр «скорости», и, как правило, это братья Марио. Они атакуют разными способами из богатого арсенала, затем приходит очередь врагов, и так до победы.
В случае поражения игра всегда предложит снизить сложность конкретного боя. Драки сделаны очень динамично, а схватки с боссами превращены в отдельные мини-игры, где подчас надо гнаться за боссом и хватать выпадающие из него монеты — обязательный атрибут игры с участием Марио. Соблюдены и все ролевые традиции серии: за каждый бой герои получают очки опыта, набирают уровни, улучшают параметры и коллекционируют новые предметы, позволяющие эффективнее сражаться. Само собой, самые классные предметы выпадают из боссов и спрятаны в труднодоступных уголках мира DTB! Остался даже параметр «усатости», который влияет на индивидуальный фактор удачи каждого из братьев в бою.
Текст игры полностью локализован на русский язык, и эту локализацию можно назвать одной из лучших в копилке Nintendo за все годы перевода ее игр на русский. Изобретательно переведены названия локаций (Диво-Засыпи, например), в диалогах использованы смешные фразы из современного языка. К примеру, один из героев заявляет со вздохом: «Былинная, однако, неудача». Фея останавливает команду предупреждением: «Остынь, витязь в наволочке! Сплеча да сгоряча не добудешь калача!». К переводу реплик на русский язык отдел локализации явно подошел творчески. При этом ничто не мешает в любое время поменять язык системы 3DS с русского на английский, и продолжить игру с прежнего места на более привычном для кого-то иностранном языке.
Игру Dream Team Bros хочется хвалить по ряду причин: ее сделали с выдумкой, юмором и заботой о сохранении интереса к происходящему в мире игры. Главное, и играть-то в это интересно! Как только игрокам кажется, что они уже всё здесь видели, DTB подкидывает грандиозные схватки в духе фильма «Годзилла против Разрушителя», ради которых необходимо поворачивать консоль вертикально. В игре десятки секретов, неочевидных отсылок к прежним играм из «вселенной Марио» и просто способов развлечься — в этом смысле она практически на равных соперничает с образцовой Retro City Rampage.
Идея перемещаться между двумя мирами тоже удалась на славу, позволяя использовать такие задумки, как армию «луиджат», которой командует Марио. Графика в режиме 3D выглядит, на наш взгляд, великолепно — Nintendo по-прежнему делает игры для своих платформ куда лучше остальных разработчиков. В качестве вердикта мы искренне рекомендуем игру всем владельцам консолей 3DS/3DS XL, как до этого советовали им же NSMB2 и Luigi’s Mansion 2. Четвертая часть Mario & Luigi заслуживает места в списке лучших проектов консоли и заодно заслуженного «Выбора редакции». Смело покупайте!