Байки старого ковбоя. Обзор вестерна Call of Juarez: Gunslinger
Название игры: Call of Juarez: Gunslinger
Жанры: First-Person Shooter, Action, Western
Разработчик: Techland
Издатель / в России: Ubisoft / «1С-СофтКлаб»
Похожие игры: Call of Juarez: Bound in Blood, Dead Man’s Hand, Outlaws, Gun
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Дата выхода: 22 мая 2013 года
Официальный сайт: http://callofjuarez.ubi.com/gunslinger/en-GB/home/
Серия приключенческих шутеров Call of Juarez насчитывает уже четыре игры. Первые две части Call of Juarez были посвящены героям и событиям времен Американского фронтира — середины и конца XIX века. Третья часть, действие которой зачем-то перенесли в наше время, оказалась провальной из-за банальной концепции и своей топорной реализации. Ее приняли в штыки и критики, и простые игроки.
Авторам из польской студии Techland не осталось ничего другого, как вернуть следующую часть Call of Juarez в привычную эпоху американского беззакония и процветания бандитских группировок. Это было правильным решением.
Кровавая басня Call of Juarez: Gunslinger начинается практически с конца — потертый жизнью ковбой, пьяница и охотник за головами Сайлас Гривз прибывает в городок Арилен штата Канзас. Его лошадку по пути чуть не сбивает легковой автомобиль, ведь на дворе уже 1910 год. Зайдя в бар «Бычья голова» и познакомившись с его посетителями, в обмен на бесплатную выпивку Сайлас принимается травить колоритные истории из своей биографии.
Жизнь Гривза, как выяснится с первых минут игры, была богата на приключения, и личные мотивы вынудили его стать охотником за головами. Ковбой лично знал таких легендарных бандитов, как Билли-Кид, Джесси Джеймс или Старина Клэнтон, с которыми по ходу игры предстоит немало запоминающихся стычек и братаний. Каждая из четырнадцати миссий игры знакомит с кем-то из исторических личностей, с бандитами, шерифами и целыми бандами, апофеозом которых является небезызвестная «Дикая банда». Однако сюжет отнюдь не прост — лишь первые миссии оказываются разрозненными историями из разных лет, начиная с 1878 года, и повествуют об охоте Гривза на отпетых сорвиголов.
Постепенно раскрываются детали того, почему и за кем именно Гривз охотится больше трех десятилетий, за что он страстно желает отомстить и что забыл в Канзасе. К середине игры из деталей складывается осмысленная картина, сюжет обретает конкретный смысл со словом «вендетта», а в финальной части разработчики даже подготовили пару сюрпризов, к одному из которых навязчиво подводит вопрос «Верите ли вы в призраков?». Мистика в финальной трети игры и звучащее в ушах пророчество индейца-чероки по имени Серый Волк были вплетены в вестерн как никогда удачно.
Есть у Gunslinger одна уникальная особенность, которую мы раньше нигде и не встречали. Протагонист рассказывает свою историю, сидя в баре вместе с тремя мужчинами и стриптизершей, и они время от времени перебивают его рассказ своими комментариями. Некоторые миссии, типа ограбления двух банков на одной улице братьями Далтон, мы будем проходить сначала в соответствии с версией бармена, затем мальчишки, начитавшегося дешевых романов о бандитах-современниках, и только потом в соответствии с историей Сайласа, того еще фантазера.
Иногда факты корректируются на ходу, и реальность модернизируется вслед за закадровым голосом рассказчика. К примеру, Гривз вспоминает о чудовищной погоде осенью, и экран затягивает мглистым туманом, а перед глазами вырастают опадающие красные клёны. Вырастают прямо из земли, в тот момент, когда Гривз упоминает их присутствие. Затем герой припоминает о нападении ковбоев, которые сражались как апачи. В этот момент со склонов ущелья в него стреляют индейцы. После уточняющего вопроса главного скептика в баре, Джека, Гривз вспоминает, что это были не индейцы, а ковбои-бандиты, и те преображаются на глазах.
Многие события динамически привязаны к рассказу опытного, седеющего стрелка, который любит заложить за воротник и приукрасить свои байки фантастичными деталями. А уж когда в середине игры, во время ограбления движущегося поезда, Сайласу приходится по нужде отлучиться в уборную, игроки вынуждены бегать по бесконечно повторяющемуся вагону, на котором история взяла паузу, и слушать скептичные замечания оставшихся в баре людей. Сделано с фантазией и юмором!
Как и вся история в целом. По ходу сюжета Гривз припоминает детали, иногда спасавшие его из безвыходных ситуаций, типа упавшего с неба индейца, на теле которого он нашел боеприпасы и превратился из жертвы в охотника. Или лестницы, которую не замечал раньше, но в последний момент она обеспечила ему отступление. Иногда к этим россказням приплетаются вдобавок альтернативные версии событий — Сайлас готов поведать о том, как прошел через заминированную пещеру и неминуемо погиб бы в конце. Мы проходим этот путь, погибаем, а наш герой уточняет, что ничем хорошим это не закончилось бы, и игроки вместе с Сайласом проходят по другому маршруту, который помог лихачу уцелеть. Самое главное, эти интерактивные байки не утомляют, и слушать их в меру интересно, особенно когда в рассказ вмешиваются собутыльники и поправляют старика, бывшего охотника за головами, на ходу.
С игровым процессом ситуация обстоит хуже, чем с оригинальной подачей воспоминаний и сюжетом в целом (особенно после выявления главной интриги, к которой причастна испанская монета из городка под названием Хуарез, объединяющего все игры сериала). Геймплей Gunslinger не претендует на какое-либо разнообразие в духе BioShock Infinite или «Метро 2033: Луч надежды». Никаких погонь на лошадях или псевдо-открытого мира. Вся игра, по сути, является спинномозговым тиром с не очень умными врагами, предсказуемое поведение которых компенсируется их огромным количеством. Гривз отправляет на тот свет сначала десятки, а затем сотни бандитов, точное количество скальпов которых подсчитывается по итогам каждой миссии. Каждая группа смертников отделяется от следующей группы коридором, хоть и замаскированным, но по сравнению с BSI весьма прямолинейным. Локации редко позволяют хитрить и нападать на врагов с тыла.
Враги умеют пользоваться укрытиями и иногда перемещаются из одного в другое, но о какой-либо тактике с их стороны говорить не приходится. Куда важнее, что расстреливать бандитов штабелями весело, и для этого созданы все условия: Сайлас способен входить в режим концентрации, при котором время замедляется, враги подсвечиваются красными индикаторами, а оружие бьет наповал. За эффективные убийства противников начисляются бонусные очки опыта, а серия убийств многократно увеличивает получаемый опыт.
Этот опыт можно потратить на навыки одной из трех веток развития Гривза: «рейнджера», специалиста по дистанционному оружию, «зверолова», который предпочитает ближний бой, и «стрелка», разящего врагов выстрелами из револьверов с двух рук. Позднее эту концентрацию можно будет тратить на почти автоматические убийства групп врагов, находящихся в пределе видимости.
По мере роста уровней новые навыки требуют все больше опыта, и получить необходимое для полноценной прокачки количество «экспы» за одно прохождение невозможно. Поэтому разработчики предусмотрели возможность пройти игру заново, с сохранением уже открытых навыков. Привлекательности этому варианту добавляет открытие бонусной сложности для тех, кто прошел игру хотя бы раз — «Настоящий Запад» — без прицела, любых индикаторов и подсказок интерфейса, а также с понижением живучести Гривза.
Кстати, о способности Сайласа выживать говорит интересная фишка игры, которая названа «чувством гибели». Когда кто-то из врагов выпускает пулю, которая обязательно убьет Гривза при попадании, время замедляется и герою дается возможность увернуться от снаряда смерти. Причем игроки выбирают, увернуться ли влево или вправо, и в случае ошибки пуля все-таки обрывает жизнь неутомимого ковбоя. Эта способность позволяет сократить число перезагрузок игры, которая ближе к концу становится похожа на зрелищные перестрелки из фильма «Джанго освобожденный» по принципу «Один против армии».
К счастью, в этом шутере «старой закалки» много точек авто-сохранения, а «ощущение гибели» само перезаряжается после автоматического использования довольно быстро — где-то через 60 секунд. Главный в Gunslinger сюжетный режим можно пройти за 6-7 часов, что делает игру короткой, но вместе с тем незабываемой. Таких вестернов не выходило со времен Bound in Blood, Dead Man’s Hand и Gun, то есть уже много лет. Кроме того, сразу после титров игра предлагает пережить историю Гривза и его мести вновь, на повышенной сложности, а заодно и посмотреть вторую концовку. Да-да, в игре их всего две, и обе по-своему справедливы.
Интересными получились и фирменные для Дикого Запада дуэли мастистых стрелков. Практически в конце каждого уровня Гривза ждет «босс», желающий схлестнуться с ним в смертельной дуэли. По сравнению со второй частью сериала, система дуэлей получила развитие: теперь необходимо удерживать врага «в фокусе» с помощью мышки, а кнопками клавиатуры приближать руку к кобуре, чтобы выхватить револьвер максимально быстро. Чем лучше удалось сфокусироваться на враге, тем меньше будет плавать прицел. Позднее по ходу сценария появится возможность уклоняться от пуль во время такой перестрелки, и переключаться между дуэлянтами, если их несколько.
Эти мини-игры на реакцию и точность получились столь веселыми, что разработчики посвятили им отдельный одноименный режим, который пошагово выпускает против Гривза 15 разных оппонентов, для победы над которыми дается 5 попыток. Режим позволяет оттачивать мастерство владения «кольтом», ведь чем быстрее враг убит, тем выше награда! Ну а для тех, кому игра полюбилась, но проходить «сюжетку» в который раз уже нету сил, путь лежит в режим «Аркада». Там можно ангелом смерти пронестись по уже знакомым картам, без передышек убивая врагов и поддерживая множитель очков на плаву. Благодаря безостановочному насилию и изощренным убийствам (вариаций тут, поверьте, немало), есть возможность попасть в мировые таблицы топовых игроков Call of Juarez: Gunslinger. Не отвлекаясь, само собой, на диалоги и кат-сцены, которых в «аркаде» по понятным причинам нет.
Вся игра явно сделана по традициям «старой школы хардкора», и понравится тем, кто соскучился по молодецким вестернам — таким, чтобы от врагов только клочки во все стороны разлетались. Приятная графика Chrome Engine пятого поколения больше всего похожа на мультипликационное насилие в стилистике Borderlands, выглядящее одновременно и сочно, и колоритно, и занятно. Gunslinger делали люди, не лишенные юмора: они смеются над штампами жанра, играми конкурентов и вестернами в целом, но делают это в рамках игры вполне профессионально. Даже погоня Сайласа за горящим фитилем обставлена как шутка, снимающая психологическое напряжение.
Дополнительно игра снабжена чем-то вроде виртуальной энциклопедии по всем персонажам Gunslinger, среди которых выдуманным оказался только Гривз. Описания исторических ограблений, конфликтов и известных персон спрятаны в виде секретных шляп на уровнях, которые и о личности Санденс Кида могут поведать, и приличную сумму очков опыта в копилку подкинуть.
В общем, CoJ: Gunslinger – еще один хороший вестерн, качественный игровой продукт в немногочисленном жанре. Где еще игроки в роли пуленепробиваемого киллера смогут окунуться в один из самых кровавых периодов истории США? Правильно, нигде. А Сайлас Гривз повстречался со всеми злодеями того времени, и живыми ушли лишь единицы. Поклонники жестоких шутеров останутся довольны.