Original DOOM — Оригинал культовой игры
Начнём издалека. История создания самой первой версии DOOM весьма интересна. Дело в том, что Том Холл, бывший тогда геймдизайнером id Software, предлагал свою версию, кхм, сюжета для DOOM. Действие происходило на спутнике некой планеты Tei Tenga, персонажей было аж пять штук, карты были больше похожи на реальные казармы, бараки и дома.
Но вмешался Джон Кармак. Вмешался, сказав культовую фразу «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но он не так важен». Идеи Тома Холла были отвергнуты или изменены, а геймдизайном занялся Джон Ромеро, создавший уровни, придумавший Фобос и Деймос, убравший лишнее из сюжета и превративший весьма интересный рассказ в обрывки сознания человека с бензопилой в Аду. Как и должно было быть.
Рассказывать о том, что представляет из себя DOOM , смысла нет. Как сказал тот же Кармак, это «демоны и дробовики». Безымянный морпех высаживается на секретной исследовательской базе UAC, чтобы выяснить, какого чёрта произошло. Чёрт появляется незамедлительно, в компании зомби и демонов. И вот тут-то начинается настоящая веселуха!
Так как перед нами — самый оригинальный оригинал DOOM , геймплей может показаться довольно затянутым. Монстров не так много, кусают они не так больно, зато графика вовсе не помогает игроку. Вот так вот выглядели шутеры два десятка лет назад, уважаемые! Тем не менее, после пары первых уровней ситуация становится лучше, руки привыкают, глаза тоже, и мозг на полной скорости начинает нестись по уровням.
Что касается уровней… Три эпизода, один на спутнике и два в Аду, показывают то, чего лишился DOOM 2 — смысла действий. В DOOM понятно, что мы тут делаем, почему отправляемся туда, куда надо, и куда попадаем в конце. DOOM 2 таким роскошам не приветлив — бери берданку и разнеси демона, пока он не ням-ням твои пятки. Смысла море, сами понимаете.
И вот тут мы приходим к главному врагу Original DOOM — управлению. Возможно, автор хотел передать то, как весело было управлять без помощи мыши, но чёрт побери, какое же оно кривое! Если свыкнетесь с ним — мышка вам будет не в нужду. Почему была выбрана игра с такой схемой управления? Потому что это тот самый, оригинальный DOOM, без адаптаций и лишних портов, вроде zDoom , jDoom и так далее. Музейный экспонат, так сказать.
В этом главное преимущество DOOM. Игра более осмысленна, чем её наследник, она уютнее, приятнее. Да, часть геймплейных фишек появится лишь у сиквела, но чёрт. Всё-таки это две разные игры — адская карусель с джибсами во все стороны, без намёка на необходимость, захлёстывающая волнами адреналина, и атмосферный, довольно трогательный шутер в адских злачных местах. Пройти стоит обе игры, это уж точно.