Репортаж с КРИ 2006 в Москве
С того момента, как состоялось торжественное закрытие нынешней «Конференции Разработчиков компьютерных Игр» (КРИ 2006), прошло три дня. Это мероприятие проводилось уже в четвёртый раз и в третий раз проходило в стенах гостиницы «Космос» в Москве. Невооружённым глазом можно заметить, что популярность конференции растёт прямо пропорционально объёмам.
Спонсорский состав КРИ в этом году почти не изменился. В роли платинового спонсора по-прежнему выступила компания Intel, в роли графического – ATI, а золотыми спонсорами являлись компании «1С», «Акелла» и Nival Interactive. Началось всё с регистрации и вступительной пресс-конференции, которая в этот раз прошла на удивление быстро – минут за 10.
Невооружённым взглядом видно, что конференция растёт, крепнет и взрослеет, причём увеличиваются не только количественные, но и качественные показатели. Основным нововведением КРИ 2006 стало появление дополнительного зала Business Lounge, в котором были созданы все условия для комфортного общения. Там же расположилась и ярмарка проектов, о которой мы расскажем ниже, а также несколько стендов-компаний участников. Как и прежде, КРИ можно разделить на три составляющие: выставочная часть (КРИ-Экспо), конференц-часть и церемония награждения КРИ Awards.
Подробно рассказывать о конференц-части не имеет смысла, большинство докладов имело слишком узкую направленность. К тому же организаторы пообещали опубликовать материалы всех докладов на официальном сайте КРИ. Можно отметить разве что пресс-конференцию с Бенуа Сокалем (Benoit Sokal), создателем замечательных квестов «Syberia» и «Syberia 2», который презентовал свой новые проект – «Paradise». Тоже, разумеется, в жанре квест. Об этом мы вкратце рассказали в последнем обзоре игровых событий (см. «Игровая индустрия с 3 по 9 апреля. События. Факты. Комментарии»).
Помимо упомянутого Б. Сокаля, на КРИ 2006 присутствовало ещё несколько небезызвестных личностей, и среди них Фредерик Фирст (Frederick Fierst) – юрист из США, участвовавший в ведении переговоров о продаже компании Nival Interactive холдингу Enter1 Group. Помимо этого, г-н Фирст участвовал в организации сделок между Shiny Entertainment с Atari и Irrational Games с Take Two Interactive. Также отметим присутствие Дмитрия Пучкова (более известного как ст. о/у Гоблин) и писателей Дмитрия Гордевского и Яны Боцман, пишущих под псевдонимом Александр Зорич.
В этом году выставочная часть КРИ разрослась на три зала. Демонстрировалось очень много игровых проектов, которые ранее не показывались широкой публике. О некоторых из них мы уже рассказывали в нашем еженедельном игровом дайджесте, а сейчас остановимся на том, что осталось за кадром и на стендах отдельных участников. Старательнее всех к созданию стендов, как и в прошлый раз, подошли компании «Акелла» и Nival Interactive. Переодетые в эльфиек девушки донимали посетителей просьбами об участии в игре «Герой КРИ», главным призом которой стал меч, а на стенде «Акеллы» наиболее активно рекламировалась локализация «Everquest II», поэтому и стилистическое оформление было соответствующим. Надо заметить, что линейка игр от «Акеллы» была довольно большой: «Heavy Duty», «Трудно быть богом», «Хроники Тарра: Призраки звезд», «Обитаемый остров: Чужой среди чужих», «Showdown: Scorpion», «Империя превыше всего», «Танита или Морское приключение», «Отель «У погибшего Альпиниста», «Обитаемый Остров: Послесловие», «Swashbucklers: Blue vs Grey». А среди проектов Nival'a можно назвать пресловутых «Heroes of Might and Magic V» (см. наш обзор бета-версии), трёхмерную аркаду «Храбрые Гномы: Крадущиеся Тени», которая была подобрана продюсерским подразделением Nival Interactive на ярмарке проектов прошлогодней КРИ, недо-RPG «Дневной Дозор», многопользовательский проект для мобильных телефонов «Мир Былин» и «Блицкриг II: Возмездие».
Там же, в выставочном зале «Фойе» была представлена интересная разработка компании ruCap – новый взгляд на шлем виртуальной реальности. В условиях выставки устройство работало очень неважно. «Помехи» – оправдывались девушки со стенда. Тем не менее, по их словам, в вакууме и сферическом пространстве устройство уже работает. Сейчас активно идёт борьба с помехами и всё такое прочее. Главным преимуществом технологии WideGlance является принципиально новый подход и низкая, по сравнению с традиционными устройствами подобного рода, цена. Если верить официальному пресс-релизу, то она составит всего $200. Несколько слов о самой технологии WideGlance. В её основе лежит распознавание взаимного расположение пользователя и экрана в пространстве, что, цитируя пресс-релиз, «позволяет представлять виртуальные объекты на экране компьютера (или портативного устройства) под правильным углом зрения, изменяя его в реальном времени в зависимости от перемещения пользователя или устройства вывода».
Вообще, если сравнивать прошлую КРИ и нынешнюю, а также соотношение игр для РС и мобильных платформ, то нетрудно заметить, что в этом году число последних увеличилось в разы. Более того, сейчас наибольшую активность на поприще мобильных игр проявляют компании, известные своими успехами в создании РС-проектов. Взять, к примеру, тот же Nival или «Акеллу». О проекте «Мир Былин», который станет первой отечественной многопользовательской игрой для мобильных телефонов, мы уже успели рассказать (см. «Игровая индустрия с 3 по 9 апреля. События. Факты. Комментарии»), а о проектах «Акеллы», вероятно, скоро будем рассказывать в ежемесячных обзорах Java-игр.
Главной новостью в рядах издательских компаний стало появление нового лейбла у компании «Новый Диск». Теперь многие (если не все) проекты будут издаваться под флагом ND Games. Для сравнения можно привести западное издательство Take Two Interactive и его лейблы 2K Games или 2K Sports. То же самое можно сказать и об Electronic Arts и аналогичных EA Games и EA Sports. Если взглянуть на всю эту возню с буквами с высоты птичьего полёта, то ничего глобального не произошло. Просто нынешняя КРИ в очередной раз показывает, что отечественная игровая индустрия равняется на Запад. В этом с одинаковым успехом можно увидеть как плюсы, так и минусы. Однако заниматься этим мы не будем. По крайней мере, сегодня.
Вообще, говоря об ND Games, следует отметить, что эта компания подписала ряд очень «вкусных» игр, среди которых «Tomb Raider: Legend», «Commandos: Strike Force» и новый проект Б. Сокаля «Paradise», ранее известный как «Lost Paradise». Разумеется, сотрудники компании не упустили возможность поставить возле стенда девушку, похожую на героиню игры Лару Крофт.
Теперь коротко об основных презентациях. Прежде всего, следует отметить анонс пошаговой стратегии «Disciples III» от компании «Акелла», а также официальную презентацию фильма «Документальная [Dev]ерсия», снятого компанией KranX Productions на КРИ 2005. Фильм, понятное дело, посвящён первым лицам отечественной игровой индустрии, снят в форме интервью с небольшими вставками и сдобрен фирменными шуточками Андрея «КранК» Кузьмина. Фильм этот на выставке мог взять любой желающий, а вот о проекте «Disciples III» мы будем говорить отдельно и немного позже. Возможно, даже организуем интервью с разработчиками.
Компания Parallax Arts Studio демонстрировала своей проект в жанре шутеров от первого лица с банальным названием «Исход с Земли». Проект этот, надо заметить, смотрится весьма неплохо на фоне именитых конкурентов, несмотря на то, что словосочетание «отечественный шутер» воспринимается в основном негативно, благодаря поделкам вроде «Kreed».
В общей сложности на КРИ 2006 было прочитано около 80 докладов и лекций по самым разным темам: гейм-дизайн, программирование, организация бизнеса, работа с пресой, а также модные в последнее время постмортемы различных игровых проектов. Отдельно хочется отметить выступление Юрия Мирошникова из «1С» с докладом «FAQ 2006», которое собрало немногим меньше народа, чем церемония награждения КРИ Awards. На последней, к слову, в этом году было представлено 16 номинаций. Ниже приведен список победителей в каждой номинации, а также игр-претендентов:
Лучшая игра КРИ 2006 – «В тылу врага 2» (Best Way, «1C»)
«Disciples III» (.dat, «Акелла»)
«Maelstrom» (KDV games, Codemasters / «1C»)
Лучшая компания-разработчик – Creat Studios
Action Forms
Nival Interactive
Лучшая компания-издатель – «1С»
«Бука»
«Новый Диск»
Лучшая компания-локализатор – «Акелла»
«Бука»
«Новый Диск»
Лучший игровой дизайн – «ExMachina» (Targem Studio, Buka Entertainment)
«Maelstrom» (KDV games, Codemasters / «1C»)
«В тылу врага 2» (Best Way, «1C»)
Лучшая игровая графика – «Disciples III» (.dat, «Акелла»)
«Анабиоз: Сон разума» (Action Forms Ltd.)
«В тылу врага 2» (Best Way, «1C»)
Лучшая технология – «Анабиоз: Сон разума» (Action Forms Ltd.)
«Dagor Engine» (Gaijin Entertainment)
«Heavy Duty» (Primal Software, «Акелла»)
Лучшее звуковое оформление – «Heroes of Might and Magic V» (Nival Interactive)
«Дальнобойщики: Транспортная Компания» (NIKITA, «1C»)
«Звездное наследие 1: Чёрная Кобра» (Step Creative Group, «1C»)
Приз от индустрии – NIKITA
Приз от прессы – .dat (Disciples III)
Лучшая игра для игровых консолей – «Мыши байкеры с Марса» (Creat Studios)
«American Chopper 2: Full Throttle» (Creat Studios)
«Swashbucklers: Blue vs Grey» («Акелла», tba)
Лучшая игра для портативных платформ – «Пираты Карибского Моря: Сундук Мертвеца» (G5 Mobile, Disney Mobile Studios)
«SILENT STORM Mobile» (JoyBits Ltd, Nival Interactive)
«Корсары Mobile» (RootFix, «Акелла»)
Лучшая зарубежная игра – «Tomb Raider: Legend» (Crystal Dynamic, «Новый Диск»)
«Paradise» (White Birds Productions, «Новый Диск»)
«Prince of Persia: The Two Thrones» (Ubisoft Montreal, «Акелла»)
Самый нестандартный проект – «Стальные Монстры» (Lesta Studio, Buka Entertainment)
«Инстинкт выживания» (AlterLab Development)
«Танита или Морское приключение» (Trickster Games, «Акелла»)
Лучшая игра без издателя – «КОЛЛАПС: Разрушенный мир» (CREOTEAM)
«Бесконечность» (SVA Entertainment)
«Исход с Земли» (Parallax Arts Studio)
Лучший дебют – «Магия Крови» (Skyfallen Entertainment, «1C»)
«КОЛЛАПС: Разрушенный мир» (CREOTEAM)
«Экспедиция трофи. Мурманск-Владивосток» (Symphony Games, «1С»)
Как видите, проект «КОЛЛАПС: Разрушенный мир», о которой мы рассказывали вам в двух последний выпусках обзоров событий игровой индустрии, пришёлся по вкусу не только нам. В целом, ничего неожиданного в церемонии награждения не произошло. Удивляет только приз за лучший дебют – РПГ «Магия Крови» от компании Skyfallen Entertainment номинировалась и в прошлом году. А раз так, то какой же это дебют?
Конечно, всё, что мы сегодня рассказали – лишь малая часть всего, что можно было увидеть/послушать на КРИ 2006. Популярность этого мероприятия с каждым годом растёт, это видно не только из официальной статистики, но и по субъективным наблюдениям. Для начинающих разработчиков КРИ – это возможность пообщаться с издательствами и найти «крышу» для своего проекта, для всех тех, кто задействован в игровой индустрии – возможность пообщаться с коллегами из других компаний и других стран, для простых смертных – возможность узнать из первых уст правду о новых игровых проектах. Надо отдать должное организаторам, которые справились со всеми своими задачами просто превосходно. Для журналистов в этом раз был выделен отдельный стенд регистрации, дабы труженикам пера не приходилось стоять в общей очереди, которая в первый день растянулась на весь мраморный холл гостиницы «Космос». На этом мы закончим наш репортаж и отметим, что при таких темпах роста отечественная КРИ через каких-нибудь пару лет догонит выставки вроде Games Convention (G|C) или Electronic Entertainment Expo (E3).