«Санитары подземелий» – игра имени Гоблина
Начало – полдела…
О разработке эпохального шедевра российского игрового рынка «Санитары подземелий» начали говорить ещё задолго до появления дисков на прилавках. «Автор сценария», Дмитрий Пучков aka Goblin, во время нашего декабрьского интервью, обещал порадовать «личный состав» к весне нынешнего года, оговорившись, правда, что «Сделать хорошо – быстро не получается!». Тем не менее «Санитары» не превратились в очередной долгострой, подобно уже кажущемуся мифом мегахиту «S.T.A.L.K.E.R.», и с полугодовой задержкой всё-таки вышли в массы к тихому восторгу фанатов бывшего оперуполномоченного.
Следует заметить, что число сторонников и противников автора «правильных» и «смешных» переводов иностранной кинопродукции примерно одинаковое. «Феномен» Гоблина есть не что иное, как яркое отражение старой как мир проблемы отцов и детей, описанной ещё у Тургенева. Старшее поколение не одобряет откровенный мат и казарменные шутки, а младшее с восторгом цитирует полюбившиеся фразы и реплики, формируя идиомы нового русского языка. Впрочем, спорить о полезности или вредности продуктов творчества г-на Пучкова абсолютно бессмысленно, ибо конъюнктура сбыта явно свидетельствует об успехе, и любые акции противников будут лишь подогревать интерес. Имя Goblin давно уже стало раскрученной торговой маркой, или, как принято говорить сегодня, брендом, который просто обязан зарабатывать неплохие деньги для его обладателя, а также может служить хорошей ширмой для посредственных продуктов. Наш обзор «Санитаров подземелий» – это попытка, не попав под обаяние бывшего оперуполномоченного, максимально беспристрастно проанализировать «титанический труд» разработчиков игры.
Дмитрий Пучков как зеркало русской революции
«Матросская Тишина», зона планетарного масштаба, куда направлены с особым заданием герои одноименной книги Д. Пучкова – бойцы спецотряда «Упырь», напоминает нашу родную планету, точнее, одну шестую её часть. Лёгкий гротеск лишь усиливает сходство, и через некоторое время начинаешь задумываться о том, что постройка космического челнока, вокруг которого и разворачивается сюжет игры, не такая уж плохая мысль. Однако не торопитесь, ибо в мире Гоблина нет места, куда можно сбежать от пугающей враждебной реальности. Видимо, в силу специфики предыдущего места работы бывший оперуполномоченный считает человечество сборищем подонков, «жадных детей», и политически незрелых потенциальных преступников. Управлять же этим вселенским хаосом призвана строго ограниченная группа ответственных «камрадов» с чистыми руками, горячими сердцами и… далее по Ф. Дзержинскому. Путь в светлое будущее, несомненно, лежит через горы трупов и тяготы походов, составляющих лейтмотив творчества Гоблина. Но довольно о грустном. Пора поближе познакомиться с реализацией бессмертных идей г-на Пучкова.
Рецепт ирландского рагу
Сразу оговоримся, что отправка спецназовцев в качестве тайных агентов в тюрьму представляется нам весьма сомнительной затеей. Впрочем, Пучкову, как бывшему сотруднику МВД, виднее. И всё же, несмотря на некоторую надуманность сюжетной линии, игра захватывает с первой минуты. Некоторое время назад на экраны вышла картина «Лига выдающихся джентльменов», где против обычного мирового зла вместе сражаются Капитан Немо, Доктор Джекил, Том Сойер и прочие герои книг XIX века. Фильм абсолютно бредовый по своей сути, но подсознательное желание аудитории узнать, кто же победит в схватке между Робокопом и Годзиллой, обеспечило ему неплохие кассовые сборы. Аналогия эта неслучайна, так как разработчики «Санитаров», не озаботившись выдумыванием «фирменного стиля», смешали всё, что смогли отыскать в компьютерных играх недавнего прошлого. Казарменный юмор и принцип ведения боя из «Агонии власти» здесь соседствуют с панцеркляйнами и нацистами из «Операции Silent Storm». Постапокалиптическая разруха и музыкальная тема вызывают острую ностальгию по «Fallout», а отечественный колорит от Гоблина в виде новорусских пацанов, банка «Конкретный», казино «Счастливое очко» и «Промзоны» превращает фантастическую RPG про космодесантников в попурри из игр минувшего десятилетия. В качестве наиболее свежих ингредиентов для этого игрового салата оливье были выбраны гигантские человекоподобные роботы и обрез калибра 16 мм с ласковым названием «Превед».
За кадром остались лишь мегамонстры Медвед и Ктулху, которых с успехом заменил целый выводок активных гомосексуалистов, неонацистов и прочих вполне современных маргиналов. Впрочем, об этом чуть позже, а сейчас кратко подведём итоги. Итак, разработчики «Санитаров подземелий», не создав собственной концепции, умело использовали наработки своих иностранных и отечественных коллег. Благодаря этому игра получилась хотя и увлекательной, но лишённой оригинальности.
Горе от ума
Как и подобает классической RPG, «Санитары» начинаются с генерации основного персонажа, выбора его параметров и навыков. Увеличить одни физические показатели можно, лишь пропорционально уменьшая другие.
Стоит отметить, что для космодесантника Кабан, мягко говоря, слабоват. Силу, здоровье и ловкость бойца можно довести до максимума, сделав его некоммуникабельным дебилом.
Можно смириться с низким интеллектом (в самом деле, зачем военному мозги?!), но общаться в игре придётся немало. Впрочем, об этом несколько позже. Влияние показателей на поведение самого персонажа несколько удручает. Так, например, награждение Кабана навыком «рукопашный бой» едва ли даст ожидаемый результат, ибо битвы на кулаках и холодным оружием в игре реализованы просто отвратительно. Суть проблемы кроется в самом принципе расчёта атаки.
Как видите, вероятность удачной атаки (под удачной атакой подразумевается нанесение повреждений как таковых, а не их размер) очень сильно зависит от случайного числа, генерируемого компьютером. То есть если противник обладает сильной защитой, то, скорее всего, ваши удары не достигнут цели вообще. Один из возможных выходов – попытка прокачать основные боевые параметры героя ещё до начала игры, так как с приобретением уровня физические показатели персонажа не меняются. И мы снова возвращаемся к образу мощного непривлекательного кретина. Есть, правда, и другой путь: перетерпев все тяготы и лишения, получить-таки огнестрельное оружие.
А полковник Кольт уравнял всех
Первый ствол достаётся Кабану достаточно рано, ещё во время стахановского труда на «Промзоне». Правда, возникают другие проблемы – частые осечки и нехватка патронов, но это лишь на ранней стадии игры. Оружие становится надёжнее, а патронов столько, что можно лишить жизни всех обитателей «Матросской Тишины», вместе взятых.
Стволов в игре достаточно, а их многообразие подчас сбивает с толку. Помимо ординарных моделей есть несколько уникальных вариантов наподобие дробовика «Обломов».
Кроме того, можно модифицировать оружие и броню у специально обученного мастерового люда. Удовольствие это не из дешёвых, но инстинкт выживания выигрывает. Броня в игре сделана на совесть, однако без недоработок всё же не обошлось. Дикие звери планеты «Матросская Тишина» наносят повреждения десантнику, облачённому в бронекостюм «Полный Пэ» (аналог панцеркляйн из «Silent Storm»), а защитная имперская броня странным образом пропускает повреждения, оставаясь при этом совершенно целой.
Звери, грызущие металл, это ещё куда ни шло, но волшебный костюм десантника уже явный перебор. Однако это ещё не всё. В игре нет ни одного глушителя, а снайперская винтовка, оснащённая магазином, появилась лишь ближе к финалу. И если последнее ещё можно объяснить заботой о балансе между огневой мощью героев и NPC, то отсутствие бесшумного оружия вызывает, мягко выражаясь, сомнение в профессионализме разработчиков. Справедливости ради заметим, что автоматическое оружие выглядит неплохо, да и стреляет тоже. Обычных же пистолетов неприлично много, причём их ненужность ощущается уже во второй половине игры. В итоге, не желая терять деньги, приходится забивать рюкзак до отказа, то и дело путешествуя к ближайшим торговцам.
Эх, полным-полна моя коробочка!
Но для ситца и парчи, увы, места не хватит. Как не хватит и для того, чтобы унести все дорогостоящие игрушки из локации «Заброшенная шахта», навсегда исчезающей с карты планеты «Матросская Тишина» после её посещения. Слёзы жадности наворачиваются при виде груды винтовок и обрезов, которые никогда не станут хрустящими купюрами в кошельках героев.
Вспомним славный культовый «Fallout», где в качестве носильщика можно было использовать жену (или мужа – в зависимости от пола основного персонажа), а впоследствии – купленный автомобиль. Да и рюкзак был более вместительным, ограничивающим своего владельца лишь максимальным весом. Разработчики «Санитаров» просто плюнули на сложную систему расчёта массы носимого груза. Маска террориста в игре равна по объёму пяти малым аптечкам, а штык-нож двум ручным гранатам. Однако это ещё цветочки! По мнению создателей, сто винтовочных патронов вполне адекватны… колоде игральных карт.
Вот такая прикладная физика! Но и это ещё не всё. Интересно, если не сказать больше, реализован обмен вещами между персонажами игрока. Оказывается, для того чтобы передать что-либо от одного героя другому, совершенно не обязательно находиться по соседству. При попытке обмена между двумя персонажами третий получает возможность меняться предметами, находясь в любой точке карты. Если же героев только двое, роль посредника может сыграть любой сундук или торговец. Кстати, торговцы в игре – это ещё одна «грустная песня». Аптекарь не продаёт оружие, а продавец еды – лекарства. Однако они с удовольствием скупают любые предметы, кроме тех, что специально созданы для квестов. Но на прилавках купленные товары не появляются, пропадая где-то в недрах цифрового мира игры. Цены зашкаливают, так что с покупкой мощных стволов или прочной брони стоит повременить. Как правило, всё это находится у отправленных на тот свет противников, «что не может не радовать».
Враги сожгли родную хату
Видеофильм с участием живого Гоблина старательно внушает нам мысль, что каждый NPC на планете – потенциальный противник.
Подонки всех мастей и звери-мутанты подстерегают героев на каждом шагу. Всё, что не нападает первым, может и должно стать едой. Еда это жизнь. Такова нехитрая логика разработчиков игры, по всей видимости, заимствованная ими у автора «правильных» и «смешных» переводов. Что же, над созданием противников разработчики «Санитаров» потрудились на славу. Галерея монстров включает и гигантских крыс-мутантов, и разросшихся до неимоверных размеров насекомых, и злобных человекообразных обезьян. Авторы сделали хищниками даже несчастных страусов, ставших в игре смертоносными ядовитыми тварями.
Остаётся лишь догадываться, как весь этот безумный зоопарк до сих пор не пожрал мирное население планеты. Ведь дикое зверьё жутко агрессивно и с одинаковым упорством нападает как на безоружного, так и на вооружённого до зубов героя, сражаясь до последнего дыхания. Человекообразные же выбирают более изощрённую тактику: враги стреляют до тех пор, пока их здоровье не опустится до критической отметки. Затем, осознав «всю глубину своего падения», отправляются за подкреплением. Кое-кто даже пытается залечь и спрятаться за различные предметы. Правда, после приобретения дальнобойной винтовки «Полная труба» у части из них в прямом смысле сносит башню.
Не обходится и без курьёзов. Например, если пытаться сбежать от человека с гранатой, то рано или поздно он превратится в смертника-шахида – взорвёт и себя, и зазевавшегося героя. Враги в бронекостюмах «Полный Пэ», похоже, теряют не только ловкость, но и остатки мозгов. Выбрав цель, они медленно, но неуклонно преследуют её, чтобы… стать жертвой любого бегущего за ними противника. Убив на приличном расстоянии одного из мирно беседующих вооружённых людей, не стоит удивляться бездействию его соседей. Это непостоянное, но весьма частое явление в «Санитарах», так как тюрьма делает людей чёрствыми и нечувствительными к чужой боли. Однако самый главный сюрприз еще впереди. Видимо, так и не решившись ввести в игру древнего Ктулху, разработчики успешно заменили его гигантским монстром – маткой богомола.
Поняв способ уничтожения этого чудовища с габаритами тяжёлого танка и сумасшедшим количеством хит-пойнтов, следует либо запастись терпением, наблюдая за героями, тупо расстреливающими боезапас, либо отправиться на кухню, поблагодарив разработчиков за предоставленный получасовой кофе-брейк. Иного смысла наличия матки богомола в локации «Сожжённая деревня» нам найти так и не удалось. Кстати, о «случайных» локациях.
В отличие от «Fallout», в «Санитарах» их попросту нет, так что стоит забыть о возможности остановиться на карте для восстановления сил или отстрела мирно пасущихся монстров. Зато уж если попасть в заботливо приготовленную разработчиками зону охоты, то покинуть её можно, лишь отстреляв всех без исключения противников. И как тут снова не вспомнить «Fallout», где с поля боя можно сбежать, оторвавшись от врага на солидное расстояние. В целом игровую концепцию «Санитаров подземелий» весьма метко озвучил один из героев-десантников: «Бой – это единственное средство достижения победы… м-м-м… в бою».
Хоп, хей, ла-ла-лей. Где вопрос и где ответ?
Продвигаясь по игровому миру, можно не только заработать приятные бонусы в миссиях типа найди-убей-принеси, но и в полной мере насладиться полётом фантазии бывшего оперуполномоченного. В числе шедевров и комичная история про влюблённую парочку гомосексуалистов – толстого негра Рому и тщедушного китайца Джули, семьи которых не позволяли им слиться в упоительном экстазе; и поиски золотого унитаза для Степана и Люси Лю.
Не отстают от NPC и персонажи игрока. В обычном состоянии герои радуют нас незатейливыми армейскими шутками, а напившись местного слабоалкогольного кваса (с целью поправки пошатнувшегося здоровья), солдатская братия пляшет и поёт. Поёт и пляшет. Пьяный Кабан, например, становится поклонником древнего певца с планеты Земля – Леонида Агутина, а Демон несёт в массы творчество Сергея Шнурова. Вся игра просто кишит забавными персонажами: неграми-арийцами, чеченскими бандитами, китайскими гастарбайтерами.
Есть в «Санитарах» и религиозная тема: монахи Грибового, госпиталь Святого Кондратия, секта людоедов – свидетелей Тайной Вечери. Список блестящих и просто удачных шуток Гоблина можно продолжать до бесконечности, но рамки нашего обзора не позволяют столь глубоко развивать эту тему. Тем не менее ложку дёгтя в этот медовый чан мы всё же добавим. Квесты в «Санитарах» страдают линейностью, то есть некоторые отклонения возможны, но выбор методики решения сильно ограничен. В качестве примеров можно привести квест о нападении на монастырь Грибового, где тревогу поднимают даже при полной ликвидации внешней охраны. Задача поиска похищенной формы арийского офицера решается только путём покупки её у похитителя. Добавим к этому обязательную смерть несчастных Ромы и Джули от рук озлобленных Капулянов. Основной сюжетный квест вообще не терпит принципиальных корректировок. Жёстко прописанный скрипт ведёт нас к неминуемому и вполне предсказуемому финалу, так что игра почти не оставляет вопросов в стиле «а что, если бы». Как тут не вспомнить старый добрый «Fallout», где основной сюжет предусматривал не только выбор личного состава группы, но и способ достижения финальной битвы. Заметим, что речь идёт об игре десятилетней давности. Сегодня на дворе уже шестой год двадцать первого века, вычислительная мощность компьютеров увеличилась в десятки раз, а наши «доблестные» программисты, похоже, застряли где-то на рубеже девяностых. Отчасти это касается и графики.
Красота требует жертв
Справедливости ради стоит отметить, что по части графики между «Fallout» и «Санитарами подземелий» гигантская пропасть в виде использования трёхмерных моделей, возможности масштабирования изображения... и всё! Более ничем выдающимся игра похвастаться, увы, не может. Да, пейзажи и монстры откровенно радуют глаз, однако недоработки в отображении мелких деталей у NPC и предметов интерьера наводят на мысль о полезности опции zoom in. Правда, и системные требования более чем скромные по сравнению с «прожорливостью» большинства современных игр. Необходимый минимум для «Санитаров» включает любой Pentium 4 или Athlon XP 1400+, 512 Мбайт оперативной памяти и видеокарту с поддержкой DirectX 9, то есть не ниже 4-й серии GeForce или 9-й серии Radeon. Надо ли говорить, что при такой конфигурации все настройки качества видео должны быть установлены на минимальные значения.
Разницу между минимумом и максимумом можно попытаться обнаружить на приведённых ниже скриншотах.
Интересен тот факт, что при общем ухудшении качества изображения модели персонажей не претерпели существенных изменений. На втором скриншоте заметно размытие текстур поверхности и исчезновение теней, что весьма забавно, учитывая название спецотряда. Единственное, что осталось за кадром, – анимация растительности и насекомых, которая сильно оживляет скучноватый сельский пейзаж. Для полноты картины мы приведём ещё несколько скриншотов, снятых при разных настройках качества видео.
Для тестирования игры мы использовали оборудование следующей конфигурации: AMD Athlon 64 X2 4800+, 2 Гбайт оперативной памяти, видеокарта ASUS Radeon X1950XTX.
К сожалению, модели NPC, так же как и модели героев, разработаны с учётом возможностей устаревших видеоадаптеров, так что не стоит ожидать существенных улучшений качества графики даже при использовании самого современного «железа».
Конец – всему голова
Вот мы и подобрались, так сказать, к законному финалу. Пора делать выводы и ставить оценки, хотя в случае с «Санитарами подземелий» это очень непросто. Однако обещание, данное нами в начала обзора, должно быть выполнено. Да простит нас программистская братия, но у нас сложилось чёткое впечатление, что Дмитрий Пучков – единственный, кто честно старался сделать эту игру. Что касается коллектива разработчиков (а точнее, продюсеров), «есть мнение», что в попытке «срубить бабла» на раскрученном бренде «жадные дети» поспешно склепали неумелую поделку, играть в которую можно лишь из любви к творчеству бывшего оперуполномоченного. Искренне жаль, но русский хит в очередной раз оказался пустышкой.